«Клуб знатоков»
авторская игра для детей 6-7 лет

Цель:

1. Дать детям первоначальные исторические знания о том, как жили наши предки.

2. Помочь почувствовать и осознать, что жизнь людей меняется с течением времени и что люди раньше жили совсем по - другому.

3. Вызвать у детей интерес к прошлому нашей страны.

4. Развивать память, связную речь, умение быстро и внятно отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Материал:

Картины по темам: «Край лесов и рек», «Город – крепость», «Жилища и труд крестьян», «Домашний очаг»; 4 листа с информациями для воспитателя по заданным темам (на основе которых дети получают знания); 4 карты, на которых находятся вопросы и задания для игроков; 4 фишки разного цвета по количеству игроков - зелёная, жёлтая, красная и коричневая (фишки соответствуют цвету карточек, по которым выполняются задания); по 12 синих фантов треугольной формы на каждого ребёнка; 8 карточек, по которым дети должны выполнить задания (по 2 штуки определённого цвета для каждого играющего).

Предварительная работа: Воспитатель детям читает информацию по данным темам.

 

Правила игры:

В игре участвуют 4 ребёнка. Детям предлагается выбрать одну из фишек. Каждый цвет обозначает определённую тему:

Зелёный – «Край лесов и рек»

Оранжевый – «Город – крепость»

Красный – «Жилища и труд крестьян»

Жёлтый – «Домашний очаг»

Дети выбирают фишки, и у них определяется тема, по которой они будут выполнять задания. Каждый игрок должен выполнить 3 задания:

1. Ответить на вопросы по заданной картине (5 вопросов).

(За каждый правильный ответ даётся фант)

2. Ответить на вопросы по заданной теме (5 вопросов).

(За каждый правильный ответ даётся фант).

3. Выполнить 2 задания, которые находятся на карточках для каждого игрока, (карточки определённого цвета, т. е. такого же цвета, как и фишка, которую выбрал ребёнок).

(За правильно выполненное задание игроку даётся фант).

Выигрывает тот, кто больше всех получил фантов.

Информация для воспитателя.

                                        

Жилища и труд крестьян

На селе труд крестьян назывался избой. В средней полосе было принято строить маленькие дома для людей и отдельно ставить хозяйственные постройки: хлев, амбар, баню.Чтобы лишний раз не выходить на улицу старались под одной крышей объединить и жилые комнаты: горницы, светлицы; и хозяйственные помещения: повалуши, сенники, клети. Такая изба лучше сохраняла тепло в суровые зимы.

Дома строили из сосны, реже из дуба. Складывали брёвна очень плотно друг к другу, так что не оставалось даже щелочки. А на концах брёвен делали особые вырубки, которые «вязали» брёвна между собой так прочно, что никаких гвоздей плотники не применяли. Крыши крыли тесом, иногда дранкой. Стёкол тогда не было, а в окна вставляли слюду и навешивали наличники с искусной резьбой. Иногда вокруг дома устраивали балкон с перилами, который назывался гульбищем.

При усадьбе были сады и огороды. Между плодовыми деревьями копали грядки, сажали капусту, репу, лук, горох...

Трудной работой для крестьян было «добыть» хлеб. «У кого хлебушко, у того и счастье» - говорили в старину. С утра до вечера трудилась вся семья: и мужчины и женщины, и дети. Главным помощником в этом деле был конь. О нём говорили: «Не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник».

 

Город-крепость

Раньше, слово «город» обозначала поселение, которое имело ограду, «крепкую стену-крепость.

Когда подступали враги, жители близлежащих сёл и деревень старались укрыться за городской оградкой. Если стена была высокая и прочная, то город превращался в неприступную крепость, и жителям легче было отражать вражеские набеги.                                                                                            Строительство стен продумывалось   домелочей - глубокий ров с подъёмным мостом, высокие стены с зубцами, башни, бойницы для пушек и бойницы для стрельцов, дозорные вышки. Кроме того, потайные подземные ходы для разведчиков и хитроумные ловушки для вражеских лазутчиков.

Часто крепостные стены строили из крепких брёвен. Но, конечно, каменные стены были значительно прочнее.

Каждый город имел своё название и свой герб - отличительный знак в форме щита.

Различают несколько видов старинного оружия - ударное оружие - булавы, шестопёры, боевые топоры, чеканы, секиры, кистени; древковое - копья, рогатины, пики, дротики; клинковое - мечи, сабли, шашки, шпаги. Всё это оружие условно можно разделить на две большие группы- метальное оружие и оружие ближнего боя. Оружие дальнего боя предназначалось для поражения врага на дальнем расстоянии, а оружие ближнего боя - для рукопашной схватки, лицом к лицу с врагом.

                                                  

Край лесов и рек

Наша страна всегда была богата густыми лесами и широкими лугами, многоводными реками и огромными голубыми озёрами. Тогда не было магазинов, где можно было бы купить себе еду к ужину. Почти всё, что попадало на стол к древнему русичу, он добывал своими руками. Мужчины охотились, ловили рыбу; женщины и дети собирали грибы, ягоды, мёд.

Каждый сам себе строил дом, ткал ткани, шил одежду... Самой привычной обувью были лапти. Только у знатных русичей - князей и воевод, была кожаная обувь и дорогая одежда.

С незапамятных времён на Руси промышляли сокольники, бортники, рыбники, бобровники.

Бобровниками называли охотников за бобрами и другими лесными зверями, имеющими ценный мех - пушнину.

Сокольники — это тоже охотники, но промышляли они особым способом- при помощи специально обученных соколов. Сокол по команде охотников взметался высоко в небо и оттуда без труда настигал добычу* утку, зайца, куропатку. Соколиную охоту любили все русские цари.

Рыбники — это те люди, которые занимались рыбным промыслом.

Бортники - это те люди, которые занимались пчеловодством.

                                                  

Домашний очаг

Самой большой ценностью в доме были иконы. Если вдруг случался пожар, то хозяин первым делом бросался в красный угол, снимал со стены образа и уносил их в безопасное место. А уж после этого принимался тушить огонь.

Красный угол - самое почётное и самое заметное место в избе. В красном углу находился большой стол. Во время праздничной трапезы его покрывали скатертью. В красный угол приглашали сесть самых уважаемых гостей. «Красному гостю - красное место», - говорили в народе.

Важное место в избе занимала печь. Печь, как правило, стояла, как правило, слева от входа. Угол, к которому печь была повёрнута устьем, назывался бабьим кутом. Здесь, за занавеской находились небольшой стол и стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари.

В те времена лампочек не было. По вечерам, когда спускались сумерки, в богатых домах зажигали - свечи, а в крестьянских избах -лучины. Лучина - это простая промасленная палочка, которая не очень хорошо святила. Лучину втыкали в специальное приспособление -светец или светильник. Для падающих угольков под светец ставили корытце с водой. Во время народных праздников играли на таких музыкальных инструментах, как трещотка, ложки, жалейка, гармонь, гусли, балалайка.

 

Вопросы по картинке по теме: «Край лесов и рек»

1. Каких зверей и птиц видишь на картинке?

2. Какая ягода растёт в лесу?

3. Сколько видов грибов нарисовал художник? Какие из них съедобные?

4. Как называется красивый гриб с красной пятнистой шляпкой? Можно ли его есть?

5. Чем заняты люди на картинке?

Вопросы по теме «Край лесов и рек»

1. Чем богата наша страна?

2. Как раньше люди добывали пищу?

3. Кого называли бобровниками, сокольниками, бортниками, рыбниками?

4. Какую обувь носили раньше бедные люди?

5. На кого охотились мужчины?

1 задание

Показать рыбу, которая частенько попадала раньше в сети к рыбакам.

2 задание

Показать какая опасность могла подстерегать раньше человека в лесу? Кто здесь лишний?

Вопросы по картинке по теме «Город – крепость»

1. Какие постройки сделаны из камня, а какие из дерева?

2. Зачем крепостной ров наполнен водой?

3. Где на картинке изображена «ловушка» для вражеских лозутчиков?

4. Где находятся вражеские вышки?

5. Где на картинке находится город, а где сельские поселения?

Вопросы по теме «Город – крепость»

1. Как раньше выглядел город? На что был похож?

2. Зачем делали вокруг «крепкой стены» глубокий ров с подъёмным мостом?

3. Какие виды старинного оружия ты запомнил? ребёнок должен назвать минимум 5)

4. Как можно разделить оружие на две группы?

5. Был ли в те времена свой герб? Какой формы? Что на нём изображали?

1 задание

Покажи те картинки, на которых изображено, как передавали раньше сигнал об опасности.

2 задание

Покажи сначала картинки с изображениями оружия ближнего боя (для рукопашной схватки), затем оружие дальнего боя.

Вопросы по картинке по теме: «Жилища и труд крестьян»

1. Каких домашних животных и птиц видишь на картинке?

2. Какие овощи растут в огороде? Какие фрукты в саду?

3. Чем заняты люди?

4. Где на доме расположены: «конёк», «курицы», крыльцо и гульбище?

5. Чем заняты люди?

Вопросы по теме «Жилища и труд крестьян»

1. Что на Руси было главным строительным материалом? Как раньше называли дом с избой?

2. Что раньше строили рядом с избой?

3. Какие деревья сажали около избы? Какие овощи на огороде?

4. Как называли жилые комнаты? Хозяйственные помещения?

5. Что называлось гульбищем?

1 задание

Плотники – удивительные мастера. Они не только строили дома, но и украшали их. Особенно часто они изображали солнце. Резные круглые розетки – это символистическое изображение солнца. Отыщи два одинаковых узора.

2 задание

Расскажи, что делают крестьяне на картинках.

Вопросы по картинке по теме: «Домашний очаг»

1. Где находится красный угол?

2. Сколько в доме людей? Чем занят каждый из них?

3. Где на картинке валенки, коромысло, люлька с ребёнком, ухват, прялка, светец с горячей лучиной, умывальник?

4. Из чего построен дом?

5. Чем освещается дом? Покажи.

Вопросы по теме: «Домашний очаг»

1. Что было самой большой ценностью в доме? Как называлось место, где находилась икона?

2. Где находилась печь и для чего она служила?

3. Что освещало дома крестьян?

4. Чем питались крестьяне?

5. На каких музыкальных инструментах играли раньше во время народных праздников?

1 задание

Найди два одинаковых светильника

2 задание

Назови музыкальные инструменты. Среди нарисованных здесь есть два струнных. Какие из них.

Рекомендации по использованию в практике работы ДОУ: можно использовать, как наглядный материал на занятиях по ознакомлению исторических данных о том, как жил наш народ в далёком прошлом, в индивидуальной работе для закрепления знаний, полученных в самостоятельной и совместной деятельности.

2



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка…

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка для зайки» Оборудование: домик; бубны, колокольчики, капуста, морковка (муляж); Действующие лица: Зайчик...

Читайте также

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе

Проект «Осень золотая» во второй младшей группе Длительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации: с 20.09.2020 - 30.09.2020г Цель проекта: - формировать обобщённые представления об осени как...