«Игры на координацию речи с движением»
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».[2]
О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. [2] Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.
Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» [3] и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» [1]; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» [8].
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны.[4] А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация. [7]
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.[6]
При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением.[5] Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.
Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;
- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща в коллективе.
В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.
Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.
Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.
Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:
- улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;
- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;
- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.
Игры на координацию речи с движением
Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»
Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.
Как на горке снег, снег, И под горкой - снег, снег. И на елке – снег, снег. И под елкой – снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише … Не шуметь! |
Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх. Медленно приседают и опускают руки. Вновь встают и поднимают руки. Приседают и опускают руки. На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. |
«СОЛНЫШКО»
Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.
Солнышко, солнышко Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. |
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки. Дети протягивают по очереди руки вперед. Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх. |
«СНЕЖИНКИ»
Координация речи с движением, развитие воображения
Снежинки пуховые, Веселые, живые! Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном. И землю устилаете Блестящим серебром. |
Дети бегут по кругу, взявшись за руки. Кружатся на носочках на месте.
Медленно приседают.
|
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок лепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий, Раз - подбросим,
Два - поймаем, Три - уроним, И…сломаем, |
Загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют «снежок» Топают. |
«САД»
Мы в зеленый сад пойдем, Много яблочек сорвем, Мы положим все в корзину, В детский сад их отнесем, И потом компот попьем, |
Шагают Тянутся, срывают «яблоки» Наклоняются , складывают «яблочки» в корзину Несут перед собой корзину Пьют «компот». |
«ДЕРЕВО»
Дерево кончается где-то в облаках, Облака качаются на его руках, Эти руки сильные рвутся в вышину, Держат небо синее, звезды и луну! |
Дети поднимают руки вверх Качают руками Движение качания усиливается Корпус качается вправо-влево. |
«ГРЯДКА»
Я давно ждала весну У меня свои дела Мне участок в огороде Нынче мама отвела, Я возьму свою лопатку Я пойду, вскопаю грядку Мягкой грядка быть должна Это любят семена показывают, Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Будут кустики бобов. |
дети идут по кругу, взявшись за руки
меняют направление движения
останавливаются, показывают, как копают
как рыхлят грядку граблями
Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.
|
«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»
Воробьи - воробышки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки, У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют, И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? |
Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх-вниз. Стучат кулаками перед собой один о другой Дуют на раскрытые ладошки. Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.
|
«ДОМ»
Справа тук! Слева тук! Впереди тук, тук, тук! Тук, тук молотком . Строим , строим новый дом. Вырос дом, огромный дом. Будут дружно все жить в нем. |
Правой рукой стучат по полу. Левой рукой стучат по полу. Одной рукой стучат перед собой. Стучат кулачками друг о дружку. Через верх разводят руки в стороны. Поднимаются на цыпочки. Делают приглашающий жест. |
«ШОФЕР»
Качу, лечу Во весь опор. Я – сам шофер И сам – мотор. Нажимаю на педаль – И машина мчится вдаль. |
Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.
Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону. |
«МАШИНА»
Би – би – би - Гудит машина, Тук-тук-тук Мотор стучит, Едем, едем, едем, едем- Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу: Шу – шу – шу - Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Та-та-та- Вперед спешат. |
Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки .
Ритмично хлопают в ладоши.
Потирают ладони друг о друга.
Ритмично вертят руками.
|
«НОЖКИ»
Зашагали ножки топ-топ-топ! Прямо по дорожке топ-топ-топ! А теперь пойдем быстрей Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ! Ну, шагайте веселей. Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ! За Аленкой побежали, Но нисколько не устали! |
Ходьба обычным шагом друг за другом
Ходьба с ускорением «топающим шагом».
Бег друг за другом |
«МЯЧИК»
Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.
Раз, два Прыгай мячик. Раз, два И мы поскачем. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. |
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им построиться в круг.
По два прыжка на носках, держа руки на поясе, на каждую строку.
|
«МЕДВЕЖАТА»
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так! Медвежата мед искали, Дружно кустик раскачали, Вот так! Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так! |
А потом они плясали, Лапы выше поднимали. Дети переступают с ноги на ногу, вертят головой. Имитируют раскачивание кустика. Двигаются вперевалочку, неуклюже, делают вид, что зачерпывают ладонями воду и пьют. Танцуют, высоко поднимая ноги. |
«МЫ ШАГАЕМ»
По тропинкам мы шагаем так! По тропинкам мы шагаем так! По дорожкам мы шагаем, Ножки выше поднимаем, Ножки выше поднимаем так! Если лужа – перепрыгним так!
А потом назад вернемся, И друг другу улыбнемся, Вместе все покружимся вот так! |
Дети выполняют шаги на месте.
Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками. Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед. Делают 4 шага назад. Поворачиваются друг другу и улыбаются. Кружатся на месте. |
«ТУЧКА»
Тучка спряталась за лес. Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали… Мы б его расцеловали. |
Дети закрывают лицо ладонями. Прикладывают ладонь ко лбу и поворачивают голову направо и налево. Дети гладят себя по щекам и протягивают руки вперед. на носочках тянутся вверх. Чмокают «целуют» губами. |
«СОЛНЫШКО»
Утром солнышко встает выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже. |
Дети поднимают руки вверх и тянутся на носочках. Приседают и опускают руки вниз. |
«ЦЫПЛЯТА И КОТ»
Цыплята по двору гуляли, Цыплята зернышки искали. Клю-клю-клю, клю -клю-клю. Так я зернышки клюю. А как выйдет Васька-кот, Лапкой мордочку утрет. Разбегайся кто куда, А то птичек ждет беда! |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Приседают, стучат пальчиками по полу.
«Кот» выполняет движения по тексту.
Дети убегают к маме «курочке». |
«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»
Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Присели на качели, То вниз, то вверх летели. А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Мы на берег выйдем с лодки И поскачем по лужайке. Будто зайки, будто зайки. |
Дети, держась за руки, кружатся. Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает. Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад. Прыжки на двух ногах. |
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
- Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
- Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
- Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
- Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке ?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
- Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб .: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
- Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
- Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.
Читайте также |
---|
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...
Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»
Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...
Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений
Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...