Программа дополнительного образования «Волшебные узоры»

(Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет)

 

Срок реализации: 1 год

1. Пояснительная записка.

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Организация данного обучающего курса на базе ДОУ в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Ведь целю дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, А.П.Усова,Н.П.Сакулина и др) декоративно – прикладное искусство, неотъемлемой частью которого является вышивка.

Начинать обучение детей вышивке следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Занятия позволяют детям познакомится с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов («вперед иголку», «строчка». «через край», «гладью»).

2. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

3. Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

4. Цели программы:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.

5. Задачи программы.

Формировать: представление о техниках вышивания «гладью», особенностях русской народной вышивке (сюжеты, орнамент);

Обучать: основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); технике выполнения простейших швов и шва «гладью»; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;

Развивать: навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать: усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству.

Поставленные задачи реализуются через практическую деятельность детей при наличии следующих условий:

- для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия,

- наличие необходимого материала: пяльцы, нитки мулине и катушечные различных цветов, иглы с широким ушком, ножницы, ткань с полотняным переплетением, копировальная бумага, калька;

- светлое проветриваемое помещение;

Для сохранения и укрепления здоровья детей, в помещении необходимо соблюдать санитарно-гигиенический режим. Температура воздуха +18; +20 градусов, относительная влажность воздуха 30-70%. Световой режим, соответствующий на 1м.кв. приходится освещённость мощностью около 50Вт.

Для реализации поставленных задач планируется использование следующих методов и приемов обучения:

- метод прямого воздействия (показ способов действия);

- наглядный метод (рассматривание; применение схем, инструкционных карт);

- исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);

- практический метод (планирование, действия с предметами);

- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);

- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);

- игровой метод (привлечение кукольных персонажей).

6. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

7. Формы и режим занятий.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

8. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Результатом практической деятельности детей будет являться овладение детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- переводят рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами «вперед иголку», «строчка», «через край», «гладью»;

- закрепляют нить на ткани;

- делают бахрому на салфетке;

-поддерживают порядок на рабочем месте;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании.

Итоги реализации программы подводятся следующими формами отчетности:

- выставки детских работ в ДОУ;

- творческий отчет.

Структура программы содержит: пояснительную записку, тематический план, содержание курса, практические занятия, перечень ключевых слов, список литературы.

9. Тематический план

Сентябрь

1. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями, сотрудниками детского сада.

Октябрь

1. «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества – 1 занятие.

2. Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места – 2 занятия.

3. Правила работы с ножницами Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – 2 занятия.

4. Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва – 3 занятия.

Ноябрь

1. Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение – 1 занятие

2. Бахрома на салфетке как способ украшения изделия - 2 занятия.

3. Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами - 2 занятия.

4. Практическое занятие. Шов «строчка» Использование модели шва - 3 занятия.

Декабрь

1. «История, которую рассказала пуговица» – 1 занятие.

2. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол» – 1 занятие.

3. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы– 1 занятие.

4. Знакомство со швом «через край» – 2 занятия.

Январь

1. Знакомство со свойствами ниток – 1 занятие.

2. Вышивание гладью. Использование модели шва - 2 занятия.

3. «Полотенце»: знакомство с русским народным орнаментом – 1 занятие.

4. Перевод рисунка на ткань – 1 занятие.

5. Вышивание разных листьев, веточек контурной гладью – 4 занятия.

Февраль

1. Самостоятельный выбор рисунка – 1 занятие.

2. Перевод рисунка на ткань – 1 занятие.

3. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта – 6 занятий

Март

1. Завершение вышивания салфетки «Подарок маме» – 1 занятие.

2. Анализ результатов – 1 занятие.

3. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия – 2 занятия

Апрель

1. Разрезание ткани по нанесенным меткам.

2. Правила работы с ножницами – закрепление – 1 занятие.

3. «Фантазия»:Составление цветочного узора на бумаге с переводом на ткань – 2 занятия.

4. Вышивание цветка гладью по собственному замыслу – 5занятий.

Май

1. Подготовка выставки работ вместе с детьми.

2. День презентации детских работ родителям.

10. Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания [6.].

11. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ образца;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

12. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см. (на каждого ребенка).
  2. Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5. Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
  6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
  7. Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
  8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
  9. Калька (на каждого ребенка).
  10. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

  1. Подборка готовых вышивок.
  2. Образцы рисунков для вышивания.
  3. Пооперационные карты.
  4. Иллюстрации вышивок в различной технике.

 

Список литературы.

1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. -287с.

4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

  1. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Россйское пдагогическое общество, 1997
  2. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
  3. Новикова,И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  4. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О.А.Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
  5. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.-с.34-3
  6. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [Текст]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. - М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
  7. Лебедева, Л.И., Еременко Т.И. Стежок за стежком [Текст] / И.Л.Лебедева, Т.И.Еременко. – М.: Малыш, 1987


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Читайте также

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Краски Осени

Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...