Авторская программа
«Приобщение дошкольника к миру музея»

 

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери.

 

Введение.

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманизации образования и воспитания, приобщение ребенка к культуре, к национальным ценностям. Обогащение его духовного мира.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музея занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музея создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.

Особенностью его является общение через музейный экспонат – подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.

Отечественные музеи имеют огромный опыт общения с посетителями разного возраста, не только с 80-х годов, с изменением общей концепции общества, стало меняться и образовательная концепция музея, начался процесс формирования новой научной дисциплины – музейной педагогики, находящейся на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музей в совместном обществе – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача – формирование личностного, ценностного, эмоционально-окращенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он более успешно, чем детский сад, способен решать целый ряд задач. Среди них – приобщение ребенка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и другие.

Пояснительная записка.

Концепция авторской программы. Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению.

По мнению родителей, приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города. Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств. Родители осознают, что специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен, дети должны знать, что было до них. Нужно дать им понятие времени, смены эпох. Важно, считают родители, и то, что в музее знания усваиваются путем знакомства с подлинными предметами. Это определяет особую наглядность музейной информации, ее доступность для ребенка. Доступность музейной информации, как свидетельствуют родители, пробуждает познавательную активность ребенка, его любознательность.

Как показывают приведенные высказывания, в целом для родителей которые приводят в музей ребенка, характерна высокая степень осознания значения музея для воспитания детей. Даже в том случае, когда родители легко и точно формулировали ответ на вопрос о роли музея в воспитании ребенка.

Тот факт, что приобщение к музею происходит главным образом в сфере семейного воспитания, имеет, однако, не только положительные, но и некоторые отрицательные стороны. Ведь закономерно встает вопрос, всегда ли члены семьи, с которыми ребенок приходит в музей, квалифицированно прививают ему навыки восприятия экспозиции, сами обладают достаточными знаниями и музейной культурой. Неподготовленные взрослые могут, разумеется, неосознанно, прививать детям не верный, искаженный взгляд на музей. Подтверждение этому можно найти в залах любого музея. Здесь можно увидеть родителей, которые, стремясь показать ребенку всю экспозицию и как можно скорее, раздраженно противодействуют желанию ребенка рассмотреть экспонаты внимательно, разглядеть их получше, полюбоваться необычной красотой, вникнуть в детали того, что привлекло внимание. И, разумеется, не каждый взрослый может ответить на все возникающие у ребенка вопросы, дать нужные пояснения, правильные оценки экспоната.

Поэтому важно, чтобы приобщение детей к музею проходило под руководством музейного работника или специально подготовленного воспитателя, педагога. Оно недолжно стихийно осуществляться только в сфере семейного воспитания. Музею следует активно вмешиваться в этот процесс, руководить им.

Работа с дошкольниками – одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.

Цель – обогащение духовного мира детей через приобщения их к миру музея.

Задачи:

  1. приобщение воспитанников к русской и мировой культуре;
  2. развитие духовно-познавательных потребностей детей;
  3. развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
  4. развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
  5. развитие коммуникативных навыков;
  6. расширение «среды обитания» воспитанников;
  7. развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
  8. профессиональное просвещение и профессиональная ориентация детей.

Приобщение детей к музею будет более эффективным при соблюдении следующих этапов:

  1. Первый этап работы подготовительный: характеризуется проведением педагогами ДОУ предварительных занятий. Они помогают детям внутренне подготовиться к восприятию художественных экспонатов в музее, эмоционально настроиться и получить первоначальные знания. Этому способствуют: демонстрация произведений искусства, искусствоведческие беседы.
  2. Основной задачей второго этапа – после посещения музея является обобщение и закрепление впечатлений детей. Этому способствуют итоговые и интегрированные занятия в детском саду. По результатам занятий можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребенка.
  3. На третьем заключительном этапе в группе создается предметно-развивающая среда соответствующая возрасту детей – это могут быть мини-музеи; фотоальбомы; библиотека красочных книг по пройденному материалу; видео презентации.

Принципы реализации программы.

  1. Принцип системности.
  2. Принцип гуманистической системы воспитания, означающий, что интересы, потребности и проблемы личностного развития ребенка являются приоритетными при реализации программы.
  3. Принцип непрерывности, последовательности и преемственности, при которых каждая из подпрограмм опирается на полученные ранее изученного знания и подготавливает к новой ступени в освоении культурного наследия.
  4. Принцип вариативности многообразия, предполагающий реализацию различных подпрограмм, создающих условия для индивидуального выбора ребенка.
  5. Принцип результативности эффективности, что выявляет с помощью психологических, педагогических и социальных исследований.

Условия реализации.

В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия: художественная мини галерея, детская изобразительная студия, центры детского творчества в группах детского сада, тематические уголки, ТСО и так далее.

Основные направления.

Средняя группа (организация мини музея в группе):

  • жанры живописи (пейзаж, портрет);
  • культовая живопись (иконы, древнерусская архитектура);
  • скульптура (малые формы, садово-парковая);
  • книжная графика (Ю.А. Васнецов, В.Г. Сутеев, Е.И. Чарушин, В.В. Лебедев, Е.М. Рачев);
  • архитектура (достопримечательности г. Ишима, памятники);
  • народное искусство (Семеновские матрешки, Полхово-Майданские матрешки, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, декоративно-прикладное искусство, глиняные изделия);

Старшая группа (с выходом в музей, экскурсии):

  • язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень);
  • жанры живописи (пейзаж, портрет, автопортрет, интерьер, натюрморт, исторические картины);
  • графика (книжная графика, цветная графика);
  • древнерусское искусство (древнерусская архитектура);
  • скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф);
  • музей (история, виды);
  • архитектура (архитекторы, памятники);
  • народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись, вышивка);

Подготовительная группа (с выходом в музей, проведение мастер-класса, экскурсии):

  • язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма);
  • жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр);
  • графика (книжная, плакатная);
  • древнерусское искусство (иконопись);
  • скульптура (станковая, монументальная, рельеф);
  • музей;
  • архитектура (скульптурные и архитектурные памятники г. Ишима);
  • народное искусство (бисероплетение, Жостовские подносы, и др.).

Основные методы работы.

Программа предусматривает использование следующих методов в работе с детьми:

  1. метод сотворчества;
  2. метод психологической адаптации (подготовки ребенка к восприятию нового материала, выработки «непосредственного отношения к явлениям жизни, требующего свободы ребенка»);
  3. моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и интуиции ребенка, их осознание и разрешение;
  4. метод эмоциональных опорных сигналов;
  5. «погружение» в прошлое;
  6. театрализация;
  7. игровой метод;
  8. рассказ, беседа, дискуссия;
  9. метод творческих возможностей и другие.

Основные формы работы.

Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в детском саду и в музеях, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации, встречи с музейными специалистами, оформление детских выставок и экспозиций, участие в работе музея детского сада и другое.

Материально-техническое

обеспечение программы.

Программа предусматривает широкое использование технических средств обучения и воспитания:

  1. видеофильмов, диафильмов и слайдов по музейной тематике;
  2. использование альбомов, репродукций и литературы по тематике программы, комплекта материалов для творческих работ (кисти, краски, бумага и так далее).

Новизна программы.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс детского сада музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.

Предполагаемые результаты.

Результатами проводимой работы по приобщению дошкольников к миру музея является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Мониторинг.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксируются результаты развития, воспитания и обучения детей.

 

Таблица

 

Виды музейных материалов

 

№ п/п Музейные источники Музейные материалы
1 Вещевые Орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства
2 Изобразительные Живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, отографии, диапозитивы
3 Письменные Рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.п.
4 Документальные, видео- и аудеоматериалы Запись разнообразных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест - игра «Зимушка-зима»

Квест - игра «Зимушка-зима» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...