Программа «Веселая семейка»

 

Содержание проблемы

В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.

В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…

Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.

Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.

Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.

Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».

Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.

А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.

Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.

Цель программы:

- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.

Задачи программы:

- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;

- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

- налаживание эмоционального контакта;

- развитие игровой деятельности;

- развитие личностных потенциалов;

     - развитие фантазии, воображения, креативности;

- физическое развитие;

    - развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;

- развитие речи;

- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;

- развитие любознательности, познавательной деятельности.

Целевая группа:

Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.

Механизм реализации программы

Этапы и сроки реализации программы:

Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.

1-й этап – подготовительный:

  • разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;
  • подготовка материально – технической базы для реализации программы;
  • отбор участников, формирование группы в соответствии с возрастом детей;
  • проведение диагностик с родителями и детьми:

опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.).

Цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.

Анкета для родителей

Цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.

Педагогическая диагностика ребенка

Цель: выявление уровня общего развития.

2-й этап – основной:

  • Организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.
  • Совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня.

Продолжительность одного занятия:

  • Родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.
  • Организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.

Формы и методы проведения занятий с родителями и детьми

 

п/п

Задачи программы Формы проведения Технология проведения занятий
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями развития от 1,5 – 3 года. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. моделирование ситуаций,

3. раздаточный материал

2. Познакомить родителей с преимуществами и особенностями игры во взаимодействии с ребенком. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. выслушивание,

3. раздаточный материал

3. Познакомить родителей с приемами и методами эффективного общения с детьми. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. выслушивание,

3. анкетирование,

4. раздаточный материал

4. Развивать у детей навыки общения со сверстниками, родителями и педагогами в процессе игровой и творческой деятельности. Совместные занятия родителей с детьми. Проведение культурно – досуговых мероприятий (зоопарк, кукольный театр, семейные праздники). 1. подвижные игры,

2. гимнастика:

пальчиковая гимнастика,

физкультминутки,

3. игры – забавы,

4. творческие виды деятельности:

изобразительная деятельность,

аппликация,

бумагопластика,

лепкa.

 

Рабочий план реализации программы

 

 

Тема занятий Кол-во

занятий

Обеспечение программа Ответственный

за исполнение

1

 

Овощи и фрукты.

 

1 - фланелеграф,

- муляжи фруктов, овощей,

- картинки с изображением фруктов, овощей,

- цветная бумага,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

2

 

Листопад.

 

1 - бумажные листья,

- фланелеграф,

- цветная бумага,

- клей.

Воспитатель

Розитис Е.А.

3

4

 

Дикие животные.

 

1 - фланелеграф,

- сюжетные картинки «дикие животные»,

- игрушки диких животных,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

Домашние животные.

 

1 - фланелеграф,

- картинки «домашних животных»,

- вата,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

5

 

Новый год.

 

1 - новогодние игрушки,

- мягкие игрушки,

- подарки новогодние.

Воспитатель

Розитис Е.А.

6

 

Игрушки.

 

1 - игрушки из разных материалах,

- фланелеграф,

- гуашь,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

7

 

Масленица.

 

1 - фланелеграф,

- соломенная кукла,

- картинки,

- цв .бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

8 Профессии. 1 - игровое оборудование,

- цв. бумага,

- клей,

- фланелеграф.

Воспитатель

Розитис Е.А.

9

 

Деревья.

 

1 - фланелеграф,

- картинки,

- карандаши,

- ватман.

Воспитатель

Розитис Е.А.

10

 

Посуда. 1 - игровое оборудование «Кухня»

- бумага,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

11

12

Одежда. 1 - картинки,

- фланелеграф.

- гуашь.

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

Инструменты. 1 - игровое оборудование «Мастерская»

- пластилин,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

13

 

Цветы,

Насекомые.

1 - фланелеграф,

- цв.бумага,

- муляжи.

Воспитатель

Розитис Е.А.

14

 

Транспорт.

 

1 - муляжи,

- карандаши,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

15

 

Подводное царство, рыбы.

 

1 - цв.бумага,

- муляжи,

- фланелеграф,

- клей

Воспитатель

Розитис Е.А.

16 Птицы.

 

1 - фланелеграф,

- бумага,

- клей,

- вата.

Воспитатель

Розитис Е.А.

 

3-й этап:

Проведение диагностики с родителями:

  • Цель: выявить динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.

Проведение диагностик с детьми:

  • Цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.
  • Подведение итогов и анализ реализации программы.
  • Издание методического сборника и информационных материалов по программе.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровые ресурсы:

Руководитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Исполнитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Опыт работы в занимаемой должности – 2 года.

Материально – техническая база

Для подготовки отчетов по реализации программы и необходимых для занятия с родителями видеоматериалов будет использоваться видеокамера, фотоаппарат.

Для проведения занятий с детьми и родителями будут использованы игровые наборы: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор», «Мастерская», демонстрационный материал, игровое и спортивное оборудование, видеопроектор, СD – проигрыватель.

Схема управления программы и контроль ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку занятий, распространение необходимого информационно - рекламного материала, издание методического буклета – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Схема управления программы и контроль за ходом ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку «теоретического блока» занятий с родителями и необходимых диагностик по данному блоку, составление планов и аналитических отчетов по программе - педагог-психолог.

Ответственный за проведение и разработку «практического блока» занятий детей с родителями и необходимых диагностик по данному блоку – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Ожидаемые результаты программы:

  Родители получат информацию:

  • О возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
  • О преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.

Родители познакомятся с:

  • Приемами и методами эффективного общения с детьми;
  • Методами саморегуляции эмоциональных состояний.

В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:

  • Будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).
  • Будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.

На занятиях родители не только научаться эффективно взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Сценарий праздника к 23 Февраля

Сценарий праздника к 23 Февраля Ведущий. Добрый вечер! Добрый вечер всем, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, посвященный замечательной дате...