Программа «Веселая семейка»
Содержание проблемы
В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.
В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…
Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.
Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.
Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.
Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».
Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.
А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.
Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.
Цель программы:
- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.
Задачи программы:
- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;
- налаживание эмоционального контакта;
- развитие игровой деятельности;
- развитие личностных потенциалов;
- развитие фантазии, воображения, креативности;
- физическое развитие;
- развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;
- развитие речи;
- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;
- развитие любознательности, познавательной деятельности.
Целевая группа:
Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.
Механизм реализации программы
Этапы и сроки реализации программы:
Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.
1-й этап – подготовительный:
- разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;
- подготовка материально – технической базы для реализации программы;
- отбор участников, формирование группы в соответствии с возрастом детей;
- проведение диагностик с родителями и детьми:
опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.).
Цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.
Анкета для родителей
Цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.
Педагогическая диагностика ребенка
Цель: выявление уровня общего развития.
2-й этап – основной:
- Организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.
- Совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня.
Продолжительность одного занятия:
- Родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.
- Организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.
Формы и методы проведения занятий с родителями и детьми
№
п/п |
Задачи программы | Формы проведения | Технология проведения занятий |
1. | Познакомить родителей с возрастными особенностями развития от 1,5 – 3 года. | Индивидуальное консультирование. | 1. беседа,
2. моделирование ситуаций, 3. раздаточный материал |
2. | Познакомить родителей с преимуществами и особенностями игры во взаимодействии с ребенком. | Индивидуальное консультирование. | 1. беседа,
2. выслушивание, 3. раздаточный материал |
3. | Познакомить родителей с приемами и методами эффективного общения с детьми. | Индивидуальное консультирование. | 1. беседа,
2. выслушивание, 3. анкетирование, 4. раздаточный материал |
4. | Развивать у детей навыки общения со сверстниками, родителями и педагогами в процессе игровой и творческой деятельности. | Совместные занятия родителей с детьми. Проведение культурно – досуговых мероприятий (зоопарк, кукольный театр, семейные праздники). | 1. подвижные игры,
2. гимнастика: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, 3. игры – забавы, 4. творческие виды деятельности: изобразительная деятельность, аппликация, бумагопластика, лепкa. |
Рабочий план реализации программы
№
|
Тема занятий | Кол-во
занятий |
Обеспечение программа | Ответственный
за исполнение |
1
|
Овощи и фрукты.
|
1 | - фланелеграф,
- муляжи фруктов, овощей, - картинки с изображением фруктов, овощей, - цветная бумага, - пластилин. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
2
|
Листопад.
|
1 | - бумажные листья,
- фланелеграф, - цветная бумага, - клей. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
3
4
|
Дикие животные.
|
1 | - фланелеграф,
- сюжетные картинки «дикие животные», - игрушки диких животных, - пластилин. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
Домашние животные.
|
1 | - фланелеграф,
- картинки «домашних животных», - вата, - бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
|
5
|
Новый год.
|
1 | - новогодние игрушки,
- мягкие игрушки, - подарки новогодние. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
6
|
Игрушки.
|
1 | - игрушки из разных материалах,
- фланелеграф, - гуашь, - бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
7
|
Масленица.
|
1 | - фланелеграф,
- соломенная кукла, - картинки, - цв .бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
8 | Профессии. | 1 | - игровое оборудование,
- цв. бумага, - клей, - фланелеграф. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
9
|
Деревья.
|
1 | - фланелеграф,
- картинки, - карандаши, - ватман. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
10
|
Посуда. | 1 | - игровое оборудование «Кухня»
- бумага, - пластилин. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
11
12 |
Одежда. | 1 | - картинки,
- фланелеграф. - гуашь. - бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
Инструменты. | 1 | - игровое оборудование «Мастерская»
- пластилин, - бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
|
13
|
Цветы,
Насекомые. |
1 | - фланелеграф,
- цв.бумага, - муляжи. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
14
|
Транспорт.
|
1 | - муляжи,
- карандаши, - бумага. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
15
|
Подводное царство, рыбы.
|
1 | - цв.бумага,
- муляжи, - фланелеграф, - клей |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
16 | Птицы.
|
1 | - фланелеграф,
- бумага, - клей, - вата. |
Воспитатель
Розитис Е.А. |
3-й этап:
Проведение диагностики с родителями:
- Цель: выявить динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.
Проведение диагностик с детьми:
- Цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.
- Подведение итогов и анализ реализации программы.
- Издание методического сборника и информационных материалов по программе.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы:
Руководитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.
Исполнитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.
Опыт работы в занимаемой должности – 2 года.
Материально – техническая база
Для подготовки отчетов по реализации программы и необходимых для занятия с родителями видеоматериалов будет использоваться видеокамера, фотоаппарат.
Для проведения занятий с детьми и родителями будут использованы игровые наборы: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор», «Мастерская», демонстрационный материал, игровое и спортивное оборудование, видеопроектор, СD – проигрыватель.
Схема управления программы и контроль ее реализации:
Ответственный за проведение и разработку занятий, распространение необходимого информационно - рекламного материала, издание методического буклета – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.
Схема управления программы и контроль за ходом ее реализации:
Ответственный за проведение и разработку «теоретического блока» занятий с родителями и необходимых диагностик по данному блоку, составление планов и аналитических отчетов по программе - педагог-психолог.
Ответственный за проведение и разработку «практического блока» занятий детей с родителями и необходимых диагностик по данному блоку – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.
Ожидаемые результаты программы:
Родители получат информацию:
- О возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
- О преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.
Родители познакомятся с:
- Приемами и методами эффективного общения с детьми;
- Методами саморегуляции эмоциональных состояний.
В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:
- Будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).
- Будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.
На занятиях родители не только научаться эффективно взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.
Читайте также |
---|
«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…
«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»