Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Бисеринка»

 

Пояснительная записка.

«Рукам: работа, душе - праздник».

 

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Бисероплетение – отличный способ привить малышу усидчивость и аккуратность. Это занятие развивает фантазию и творческое воображение. Бисерные вещицы оригинальны, неповторимы – и в этом их прелесть. Бисерные фигурки – отличные подарки близким. Украшения из бисера – прекрасное дополнение к праздничному платью. Замечательно, если у ребенка возникнет желание поделиться с кем-либо своими навыками. Это не только полезное «повторение пройденного», но и приобретение уверенности в собственных силах. Наверняка вокруг соберется компания единомышленников. Бисероплетение может оказаться очень кстати долгими зимними вечерами или в летний полдень, когда можно немного отвлечься от шумных занятий и просто «сплести» настроение…

Работа с бисером выбрана мною не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, художественного творчества средствами бисероплетения.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером. 

Организация работы по ручному труду предполагает:

- подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и проволокой особое внимание уделяется технике безопасности:

- правильно подавать друг другу ножницы.

Программа предусматривает следующие формы работы, это:

  1. Экскурсии в выставочный зал Дворца Культуры.
  2. Ознакомление детей с историей бисероплетения.
  3. Выставка поделок к Новому году между детьми детского сада и начальной школы.
  4. Выставка изделий из бисера в городской библиотеке города Шахуньи.
  5. Мастер-класс по бисероплетению, организованный для родителей.
  6. Игры-задания.
  7. Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
  8. Индивидуальная и групповая работа.
  9. Рассматривание иллюстраций.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Участвует в различных конкурсах по изготовлению поделок из бисера. Интересуется новыми технологиями плетения из бисера. Способен самостоятельно действовать и владеть схемами по выполнению работ.

Эмоционально реагирует на художественные произведения в процессе деятельности.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Дети после года обучения освоят основные приемы и техники в бисероплетении. Ребята будут знать историю возникновения и развития бисероплетения. У детей будут развиты познавательные процессы (память, речь, воображение, восприятие) Развит интерес к познанию народных традиций в искусстве и в быту.

Развита мелкая моторика пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

Развита фантазия, эстетическое восприятие, художественный вкус;

Сформированы предпосылки учебной деятельности;

Умение организовать своё рабочее место;

Воспитано трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, взаимоуважение, взаимопомощь.

В процессе обучения детей бисероплетению, я разработала диагностику уровня знаний и умений по данной технике и подвела результат полученных навыков на середину учебного года:

Ф. И. ребёнка Количество и счёт Соотношение числа с количеством Параллельное плетение Закручивание Плетение по схемам Творческое плетение
Илья П. 3 3 3 3 3 3
Аня Ш. 3 3 3 3 3 3
Женя С. 3 3 3 3 3 3
Поля О. 3 3 3 3 3 3
Вадик К. 3 3 3 3 3 3
Алина Р. 3 3 3 2 3 3
Настя П. 3 3 3 2 2 2
Илона Н. 3 3 3 2 2 2

3 - высокий уровень (ребёнок всё делает самостоятельно, без помощи взрослого);

2 - средний уровень (ребёнок делает с помощью взрослого);

1 - уровень ниже среднего (ребёнок не может сделать сам, даже при помощи взрослого).

Формы подведения итогов.

Выставка поделок из бисера для родителей.

Выставка лучших работ в городской библиотеке.

Выставка на лучшую поделку между детьми начальной школы и детским садом.

Выставка поделок для педагогов внутри учреждения.

Выставка поделок из бисера для педагогов округа на методическом объединении.

Подарок для мамы на 8 Марта.

Фотоотчёт.

Мультимедийная презентация для родителей по итогам года на тему: «Как мы весело живём- дружно бисером плетём».

Программа в объеме 82 занятия, из них – 9 занятий отводится на теоретический курс, 73 занятия – на практическую часть, включая организацию выставок.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки у детей дошкольного возраста к декоративно – прикладному искусству.

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. Так же на занятиях предусмотрено разучивание скороговорок по теме занятия, например: при плетении фигурки «попугай», с детьми непроизвольно заучивается скороговорка «Говорит Попугай Попугаю: Я тебя, Попугай, попугаю, Попугаю в ответ Попугай: попугай, попугай, попугай»! При плетении розы заучивается чистоговорка «А роза упала на лапу Азора», а также читается в прямом и обратном направлении. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

 Развивающая среда:

Бисер- мелкие, средние и крупные бусинки из стекла различного цвета, размера и формы. Бисер рубленый- стеклянные трубочки длиной 3-4 мм.

Стеклярус- стеклянные трубочки длиной 5-15 мм.

Проволока - специальная медная проволока диаметром 0,28-0,34 мм. различных цветов. Ножницы (также удобно пользоваться бокорезами, круглогубцами или маникюрными щипчиками) - для разрезания проволоки.

Салфетки размером 20/ 20 см.- на ней раскладывают бисер разных цветов и подцепляют его проволокой.

Сантиметровая лента- для определения длины проволоки, необходимой для работы. Фурнитура для украшения- замочки для серёг, наконечники или бисерные коробочки. Для некоторых работ понадобятся всевозможные бусины из стекла и природных материалов, морские ракушки и так далее. Для оформления работ в виде картин потребуются рамки, кусочки подходящей по цвету ткани, клей ПВА, двухсторонняя клейкая лента.

Содержание дополнительной образовательной программы.

1. Мотивационный раздел.

1.1. Украшения.

Теория. История бисера.

Практика. Изготовление простейших цепочек, браслетиков.

Плетение колечек.

1.2. Подарки.

Теория. Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе.

Практика. Низание цепочки «в одну нить». Плетение бус для мамы.

2. Вводный раздел.

2.1. «Фигурки животных и насекомых».

Теория. Знакомство с простыми схемами параллельного плетения.

Практика. «Стрекоза» «Паучок» «Черепаха» «Мышка».

2.2. Новогодняя игрушка.

Теория. Заучивание новогодних песен и стихов.

Практика. Композиция к Новому году «Спустились ангелы с небес».

3. Основной раздел.

3.1. «Наш край».

Теория. Экскурсия в выставочный зал Дворца Культуры. Картины, вышитые бисером.

Практика. Коллективные работы «Берёзка», «Ивушка».

3.2. «Объёмное плетение».

Теория. Знакомство с сложными схемами объёмного плетения.

Практика. Объёмные фигуры из бисера «Дельфин», «Трубочист», «Посейдон».

3.3. «Подарки».

Теория. Беседа с детьми на тему: «Почему я хочу сделать маме подарок»?

Практика. Цветок «Роза». Все дети группы плетут розу в подарок маме на 8 Марта.

4. Заключительный раздел.

4.1. «Космос».

Теория. Экскурсия в центр внешкольной работы «Перспектива». Рассматривание поделок из бисера, сделанных руками школьников.

Практика. Поделки ко дню космонавтики «Ракета», «Космонавт», «Инопланетянин», «Комета».

4.2. «День Победы».

Теория. Рассказ воспитателя о победе русского народа в В. О. войне.

Практика. Плетение «Гвоздики».

Материально – техническое обеспечение:

1. Наличие оборудованного места в группе для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Наличие столов для работы.

3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

4. Наличие проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

1. Старший воспитатель детского садасоставляет расписание по кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

2. Воспитатель – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

Методическое обеспечение

Чтобы реализовать цели и задачи данной программы, я прежде всего составила план по самообразованию, в котором наметила цели и задачи для себя, для своего профессионального роста в данном виде деятельности, а также прописала мероприятия, литературу, которую следует изучить. В своей подготовке к данным занятиям я пользовалась интернет- ресурсами. Посетила библиотеку, Выставочный зал Дворца Культуры. Затем я приобрела рабочие материалы, указанные выше и организовала рабочее место.

 

Список литературы:

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

2. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.

3. Наталья Бульба. Плетение из бисера и бусин. - Москва « АСТ- ПРЕСС» 2012 год. Ю. Лындина. Фигурки из бисера. - Книжный клуб 36,6-2010 год.

4. Торстен Беккер. Волшебные фигурки и животные из бисера. Издательство «Клуб семейного досуга. Харьков. Белгород. 2012 год.

5. А. А. Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

6. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

7. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения – Санкт

Петербург 1999.

8. Наталья Леонидовна Ликсо. Цветы из бисера. МИНСК «Харвест». 2009 год.

9. Н. Л. Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

10. М. В. Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

11. О. В. Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, Русичь 1999.

12. Сенсорное воспитание в детском саду / Под редакцией. Н. Н. Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.

13. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

14. Елена Фадеева. Простые поделки из бисера. МОСКВА. «АЙРИС ПРЕСС». 2012 год.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...

Читайте также

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...