Факультативный курс программы
«Самароведение» для детей старшего дошкольного возраста

 

Основные принципы реализации программы:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • гуманистический характер образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Информационная карта.

  • Тип программы: образовательная.
  • Образовательная область: познавательная.
  • Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность реализации программы: два года.
  • Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Цель: формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары.

Основные задачи:

  • Создать условия в ДОУ, способствующие становлению гражданских, патриотических, духовно-нравственных основ личности ребёнка.
  • Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям родного города.
  • Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности в ходе проектной деятельности.
  • Обеспечить развитие личности ребёнка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды.
  • Способствовать созданию единого социокультурного пространства ДОУ и ближайшего социального окружения с целью духовно-нравственного развития дошкольников.
  • Обеспечить активное сотрудничество с семьями воспитанников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Формы работы по ознакомлению с городом:

  • Экскурсии по городу.
  • Беседы с детьми.
  • Чтение художественной литературы.
  • Мультимедийные презентации.
  • Игры-путешествия по городу.
  • Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Доставь письмо», «Отгадай и назови», «Подбери пару» и т.д.
  • Викторины (познавательные и литературные).
  • Исследовательская работа взрослых и детей.
  • Презентация детских проектов.
  • Составление описательных загадок.
  • Составление рассказов из личного опыта.
  • Создание мини-музеев.
  • Выставка рисунков.
  • Организация акций «10 любимых мест Самары», «Добрые дела для города».
  • Проведение праздников и развлечений: «День рождения города», «День Волги».

Ожидаемые результаты:

  • Формирование ценностных представлений у старших дошкольников об истории и традициях родного края, повышения уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества.
  • Создание современной образовательной среды в группах через обогащение содержания нравственно - патриотического, социо и этнокультурного компонента образования, развитие музейной педагогики.
  • Дальнейшее расширение спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников, сотрудничество с семьёй в вопросах духовно-нравственного воспитания.
  • Расширение социального партнёрства с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и общественными организациями.
  • Освоение педагогическим коллективом современных образовательных технологий: развивающего обучения, интерактивных методов, проектной деятельности.
  • Успешная интеграция факультативного курса программы с другими программами социально-нравственного, патриотического и краеведческого содержания.

 

 

Перспективный план в старшей группе

 

Месяц Тема Цель Форма проведения
Сентябрь Вводная диагностика

Опросник для детей старших групп

Выявить уровень представлений детей о родном городе. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика).
День города Сформировать представление о празднике «День города», воспитывать у детей любовь к родному городу. Мультимедийная презентация «День города»

Акция к дню города «Добрые дела для моего города»

октябрь Наш детский сад Систематизировать знания о детском саде, закрепить представления детей о труде сотрудников. Беседа «Что такое детский сад?»
Двор, в котором я живу Закреплять представления о ближайшем окружении, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему. Рассказы детей из личного опыта с опорой на схему «За что я люблю свой двор?».
ноябрь Достопримечательности Город детства моего. Дать представление об основных достопримечательностях города, о памятных символах Самары, воспитывать любовь к родному городу. Виртуальная экскурсия по городу.
Ворота города Познакомить детей с «воротами» города – вокзалами, с историей главных ворот Самары. Сформировать представление о назначении вокзалов. Мультимедийная презентация

 

декабрь

Улицы родного города Познакомить детей с близлежащими улицами, с историей улиц. Учить правилам поведения на улицах города. Экскурсия по улицам Ташкентская, Стара Загора. Моделирование схемы улицы.
Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
январь Музыкальная Самара Познакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация.
февраль Музей города Самара (А.Толстого, музей железнодорожного транспорта и т.д.) Дать представление о назначении музея, познакомить детей с понятиями: коллекция, экспонаты, различными музеями. Формировать представления у дошкольников о музеях города. Развивать любознательность, потребность узнавать новое Презентация детских проектов
Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: защитники, герои, храбрость. Сформировать представление о защитниках Отечества. Рассказ с элементами беседы
март Что такое площадь? Площади Самары Дать представление о том, что называется площадью. Познакомить детей с площадями города. Беседа с детьми. Изготовление альбома «Самарские площади»
История дома Познакомить детей с историей появления построек, с разными видами домов.. Мультимедийная презентация

 

апрель

Самара спортивная Дать представление о спортивных объектах Самары, формировать положительное отношение к занятиям спортом. Эвристическая беседа «Как сохранить здоровье?»
Виды театра. Кукольный театр. Дать представления о театре, видах театров. Познакомить детей с театром кукол, с театральными атрибутами. Посещение кукольного театра совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду.
май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Праздник, посвящённый 9 мая
Парки Самары Познакомить детей с парками города, учить бережно относиться к природе. Воспитывать желание сохранять «зелёные лёгкие Самары» Рассказы детей из личного опыта.

Посадка цветов на участке детского сада.

Перспективный план в подготовительной группе

Месяц Тема Цель Форма проведения
Сентябрь Вводная диагностика

Опросник для детей подготовительных к школе групп.

Выявить уровень сформированности представлений детей об истории и культуре родного города. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика).
День города Расширять представления детей о родном городе, учить детей выражать свои впечатления о городе с помощью речи. Мультимедийная презентация «День города»

Акция к дню города «Добрые дела для моего города»

октябрь Мой микрорайон Расширять представления о родном городе и микрорайоне Рассказы детей из личного опыта
Краеведческий музей П.В. Алабина Способствовать развитию у детей интереса к истории и культуре родного края. Экскурсия в музей

 

ноябрь Символы родного города (герб, флаг, гимн города) Познакомить детей с гербом, флагом и гимном города Рассказ с элементами беседы «Символы Самары»
Самара-городок– начало-начал Сформировать у дошкольников представление об истории родного края, рассказать об исторических событиях города Самары. Интерактивная выставка «Летопись Самары»

Тематическая акция «Лучший город на земле»

декабрь Улицы родного города Познакомить детей с улицами города, с историей улиц. Закреплять правила поведения на улицах города. Виртуальная экскурсия по городу.
Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
январь Музыкальная Самара Продолжать знакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация.
февраль Музеи города Самара

(Художественный музей, выставочный центр «Радуга», «Детская картинная галерея» и т.д.)

Продолжать работу по ознакомлению детей с музеями города. Учить рассказывать о своих впечатлениях. Развивать исследовательские навыки. Презентация индивидуальных проектов детей.
Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: патриоты, доблесть. Дать представление о значимости тыла для победы на фронте. Рассказ с элементами беседы. Экскурсия родителей с детьми в Военно-исторический музей Самары.

 

март Архитектура города: вчера и сегодня Познакомить с понятием: архитектура. Учить отражать в речи личностные представления детей о том, или ином архитектурном памятнике Самары. Мультимедийная презентация. Коллективная постройка «Город будущего»
Памятники и монументы Самары Способствовать развитию исследовательских навыков, учить детей составлять рассказы об увиденном. Описательные рассказы детей о памятниках города.
апрель Самара космическая Дать представление о роли трудящихся Самары в подготовке космических полётов. Развивать любознательность. Мультимедийная презентация: полёт первого космонавта в космос.
Театры Самары: театр оперы и балета,

Драматический театр

Сформировать представление о театрах Самары, их разнообразии. Познакомить детей с профессиями людей в театре. Закреплять правила поведения в театре. Посещение театров совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду
май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, познакомить с памятными местами города, связанными с ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Экскурсия с возложением цветов к вечному огню Праздник, посвящённый 9 мая
День Волги Формировать у детей представление о великой русской реке Волге, Рассказать о значении Волги для людей, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетический вкус. Выставка детских рисунков.

 

Самарский алфавит

А – Автовокзал, Аллея трудовой славы, Аквапарк, Алабин П.В.

Б – Ботанический сад, Буратино (памятник), Безымянка, Бункер Сталина.

В – Выставочный центр «Радуга», Вечный огонь, Волга.

Г – Гагарин Ю.А. Григорий Засекин.

Д – Драматический театр, Дворец спорта, домик Клодта.

Е – Еврейская синагога.

Ж – Железнодорожный вокзал.

З – Загородный парк, завод 9 ГПЗ.

И – Ипподром, Иверский монастырь, Ил-2 (памятник).

К – Краеведческий музей, Костёл, Кирха, Колизей.

Л – Ленинградская улица, Ладья (памятник).

М – Монумент Славы, Мечеть, Металлург, музей А.Толстого, музей космоса, метро.

Н – Ново-Садовая улица, набережная Волги.

О – Областная библиотека им. В.И. Ленина.

П – Площади: Куйбышева, Кирова, Мочалова, Самарская, Славы, Революции, проспект Кирова.

Р – Речной вокзал.

С – Струковский сад, собор Кирилла и Мефодия.

Т – Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ.

У – Улицы: Стара Загора, Ташкентская, Георгия Димитрова, Победы, Университеты Самары.

Ф – Филармония.

Х – Хлебная площадь, храм Георгия Победоносца.

Ц – Цирк.

Ч – Чапаев В.И. (памятник).

Ш – Шоколадная фабрика «Россия», шоссе Московское.

Щ – Парк Щорса.

Э – Элеватор.

Ю – Юнгородок.

Я – Яблоневый овраг, Яхт-клуб.

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...