Факультативный курс программы
«Самароведение» для детей старшего дошкольного возраста
Основные принципы реализации программы:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- гуманистический характер образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество детского сада с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Информационная карта.
- Тип программы: образовательная.
- Образовательная область: познавательная.
- Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.
- Продолжительность реализации программы: два года.
- Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.
Цель: формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары.
Основные задачи:
- Создать условия в ДОУ, способствующие становлению гражданских, патриотических, духовно-нравственных основ личности ребёнка.
- Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям родного города.
- Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности в ходе проектной деятельности.
- Обеспечить развитие личности ребёнка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды.
- Способствовать созданию единого социокультурного пространства ДОУ и ближайшего социального окружения с целью духовно-нравственного развития дошкольников.
- Обеспечить активное сотрудничество с семьями воспитанников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Формы работы по ознакомлению с городом:
- Экскурсии по городу.
- Беседы с детьми.
- Чтение художественной литературы.
- Мультимедийные презентации.
- Игры-путешествия по городу.
- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Доставь письмо», «Отгадай и назови», «Подбери пару» и т.д.
- Викторины (познавательные и литературные).
- Исследовательская работа взрослых и детей.
- Презентация детских проектов.
- Составление описательных загадок.
- Составление рассказов из личного опыта.
- Создание мини-музеев.
- Выставка рисунков.
- Организация акций «10 любимых мест Самары», «Добрые дела для города».
- Проведение праздников и развлечений: «День рождения города», «День Волги».
Ожидаемые результаты:
- Формирование ценностных представлений у старших дошкольников об истории и традициях родного края, повышения уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества.
- Создание современной образовательной среды в группах через обогащение содержания нравственно - патриотического, социо и этнокультурного компонента образования, развитие музейной педагогики.
- Дальнейшее расширение спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников, сотрудничество с семьёй в вопросах духовно-нравственного воспитания.
- Расширение социального партнёрства с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и общественными организациями.
- Освоение педагогическим коллективом современных образовательных технологий: развивающего обучения, интерактивных методов, проектной деятельности.
- Успешная интеграция факультативного курса программы с другими программами социально-нравственного, патриотического и краеведческого содержания.
Перспективный план в старшей группе
Месяц | Тема | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | Вводная диагностика
Опросник для детей старших групп |
Выявить уровень представлений детей о родном городе. | Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). |
День города | Сформировать представление о празднике «День города», воспитывать у детей любовь к родному городу. | Мультимедийная презентация «День города»
Акция к дню города «Добрые дела для моего города» |
|
октябрь | Наш детский сад | Систематизировать знания о детском саде, закрепить представления детей о труде сотрудников. | Беседа «Что такое детский сад?» |
Двор, в котором я живу | Закреплять представления о ближайшем окружении, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему. | Рассказы детей из личного опыта с опорой на схему «За что я люблю свой двор?». | |
ноябрь | Достопримечательности Город детства моего. | Дать представление об основных достопримечательностях города, о памятных символах Самары, воспитывать любовь к родному городу. | Виртуальная экскурсия по городу. |
Ворота города | Познакомить детей с «воротами» города – вокзалами, с историей главных ворот Самары. Сформировать представление о назначении вокзалов. | Мультимедийная презентация |
декабрь |
Улицы родного города | Познакомить детей с близлежащими улицами, с историей улиц. Учить правилам поведения на улицах города. | Экскурсия по улицам Ташкентская, Стара Загора. Моделирование схемы улицы. |
Улицы праздничного города | Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. | Выставка творческих работ «Новогодняя Самара» | |
январь | Музыкальная Самара | Познакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары | Мультимедийная презентация. |
февраль | Музей города Самара (А.Толстого, музей железнодорожного транспорта и т.д.) | Дать представление о назначении музея, познакомить детей с понятиями: коллекция, экспонаты, различными музеями. Формировать представления у дошкольников о музеях города. Развивать любознательность, потребность узнавать новое | Презентация детских проектов |
Здесь тыл был фронтом | Познакомить детей с понятиями: защитники, герои, храбрость. Сформировать представление о защитниках Отечества. | Рассказ с элементами беседы | |
март | Что такое площадь? Площади Самары | Дать представление о том, что называется площадью. Познакомить детей с площадями города. | Беседа с детьми. Изготовление альбома «Самарские площади» |
История дома | Познакомить детей с историей появления построек, с разными видами домов.. | Мультимедийная презентация |
апрель |
Самара спортивная | Дать представление о спортивных объектах Самары, формировать положительное отношение к занятиям спортом. | Эвристическая беседа «Как сохранить здоровье?» |
Виды театра. Кукольный театр. | Дать представления о театре, видах театров. Познакомить детей с театром кукол, с театральными атрибутами. | Посещение кукольного театра совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду. | |
май | Никто не забыт, ничто не забыто | Дать представление о событиях ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, | Праздник, посвящённый 9 мая |
Парки Самары | Познакомить детей с парками города, учить бережно относиться к природе. Воспитывать желание сохранять «зелёные лёгкие Самары» | Рассказы детей из личного опыта.
Посадка цветов на участке детского сада. |
Перспективный план в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | Вводная диагностика
Опросник для детей подготовительных к школе групп. |
Выявить уровень сформированности представлений детей об истории и культуре родного города. | Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). |
День города | Расширять представления детей о родном городе, учить детей выражать свои впечатления о городе с помощью речи. | Мультимедийная презентация «День города»
Акция к дню города «Добрые дела для моего города» |
|
октябрь | Мой микрорайон | Расширять представления о родном городе и микрорайоне | Рассказы детей из личного опыта |
Краеведческий музей П.В. Алабина | Способствовать развитию у детей интереса к истории и культуре родного края. | Экскурсия в музей |
ноябрь | Символы родного города (герб, флаг, гимн города) | Познакомить детей с гербом, флагом и гимном города | Рассказ с элементами беседы «Символы Самары» |
Самара-городок– начало-начал | Сформировать у дошкольников представление об истории родного края, рассказать об исторических событиях города Самары. | Интерактивная выставка «Летопись Самары»
Тематическая акция «Лучший город на земле» |
|
декабрь | Улицы родного города | Познакомить детей с улицами города, с историей улиц. Закреплять правила поведения на улицах города. | Виртуальная экскурсия по городу. |
Улицы праздничного города | Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. | Выставка творческих работ «Новогодняя Самара» | |
январь | Музыкальная Самара | Продолжать знакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары | Мультимедийная презентация. |
февраль | Музеи города Самара
(Художественный музей, выставочный центр «Радуга», «Детская картинная галерея» и т.д.) |
Продолжать работу по ознакомлению детей с музеями города. Учить рассказывать о своих впечатлениях. Развивать исследовательские навыки. | Презентация индивидуальных проектов детей. |
Здесь тыл был фронтом | Познакомить детей с понятиями: патриоты, доблесть. Дать представление о значимости тыла для победы на фронте. | Рассказ с элементами беседы. Экскурсия родителей с детьми в Военно-исторический музей Самары. |
март | Архитектура города: вчера и сегодня | Познакомить с понятием: архитектура. Учить отражать в речи личностные представления детей о том, или ином архитектурном памятнике Самары. | Мультимедийная презентация. Коллективная постройка «Город будущего» |
Памятники и монументы Самары | Способствовать развитию исследовательских навыков, учить детей составлять рассказы об увиденном. | Описательные рассказы детей о памятниках города. | |
апрель | Самара космическая | Дать представление о роли трудящихся Самары в подготовке космических полётов. Развивать любознательность. | Мультимедийная презентация: полёт первого космонавта в космос. |
Театры Самары: театр оперы и балета,
Драматический театр |
Сформировать представление о театрах Самары, их разнообразии. Познакомить детей с профессиями людей в театре. Закреплять правила поведения в театре. | Посещение театров совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду | |
май | Никто не забыт, ничто не забыто | Дать представление о событиях ВОВ, познакомить с памятными местами города, связанными с ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, | Экскурсия с возложением цветов к вечному огню Праздник, посвящённый 9 мая |
День Волги | Формировать у детей представление о великой русской реке Волге, Рассказать о значении Волги для людей, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетический вкус. | Выставка детских рисунков. |
Самарский алфавит
А – Автовокзал, Аллея трудовой славы, Аквапарк, Алабин П.В.
Б – Ботанический сад, Буратино (памятник), Безымянка, Бункер Сталина.
В – Выставочный центр «Радуга», Вечный огонь, Волга.
Г – Гагарин Ю.А. Григорий Засекин.
Д – Драматический театр, Дворец спорта, домик Клодта.
Е – Еврейская синагога.
Ж – Железнодорожный вокзал.
З – Загородный парк, завод 9 ГПЗ.
И – Ипподром, Иверский монастырь, Ил-2 (памятник).
К – Краеведческий музей, Костёл, Кирха, Колизей.
Л – Ленинградская улица, Ладья (памятник).
М – Монумент Славы, Мечеть, Металлург, музей А.Толстого, музей космоса, метро.
Н – Ново-Садовая улица, набережная Волги.
О – Областная библиотека им. В.И. Ленина.
П – Площади: Куйбышева, Кирова, Мочалова, Самарская, Славы, Революции, проспект Кирова.
Р – Речной вокзал.
С – Струковский сад, собор Кирилла и Мефодия.
Т – Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ.
У – Улицы: Стара Загора, Ташкентская, Георгия Димитрова, Победы, Университеты Самары.
Ф – Филармония.
Х – Хлебная площадь, храм Георгия Победоносца.
Ц – Цирк.
Ч – Чапаев В.И. (памятник).
Ш – Шоколадная фабрика «Россия», шоссе Московское.
Щ – Парк Щорса.
Э – Элеватор.
Ю – Юнгородок.
Я – Яблоневый овраг, Яхт-клуб.
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»
Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...
Способы работы над формированием устной речи
Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...
Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»
Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...