Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной группы с расстройствами психологического развития

 

I Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности коррекционной группы детей, подготовительного дошкольного возраста с расстройством психологического развития, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Адаптированной основной образовательной программой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами психологического развития ГБ(О)ОУ специального(коррекционного)детского дома.
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.

Рабочая образовательная программа группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Актуальность.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями. Дети с расстройством психологического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных на сегодняшний день. Не менее актуальной остаётся проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы дошкольного коррекционного учреждения. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому, спе­циальная коррекционная работа с теоретической и практической точек зрения направлена на воспол­нение пробелов в речевом развитии детей с РПР, на овладение нормами и правилами родного языка детьми подготовительного дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детейс расстройством психологического развития 6-7 лет.

У большинства воспитанников моей группы недостаточно сформированы знания и представлений об окружающем мире, снижена познавательная активность, замедлен темп формирования высших психических функций, прослеживается слабая регуляция произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушены различные стороны речи. Детям моей группы свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. В своей речи они в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляют качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. У них отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи. В их речи чаще всего встречаются нарушения порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. Пересказ произведений сложен для детей моей группы; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи большей части моих воспитанников характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не всегда могут дать развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей моей группы недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Также у них отмечается нарушение звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются искажения звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмы, неправильное употребление форм числительного, существительного; нарушение согласования в роде, числе, падеже. Дети испытывают трудности при овладении простыми формами фонематического анализа. Речь многих детей монотонная, маловыразительная. Состоит из простых нераспространённых предложений. Формирование связной речи у большинства детей происходит с большими трудностями.

Поэтому целью рабочей программы является поиск оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • Развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
  • Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.
  • Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный.
  • Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический.
  • Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.
  • Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
  • Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции.
  • Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
  • Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.
  • Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.
  • Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

 

Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  • Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи).
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  • Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.

 

Условия, необходимые для реализации программы.

Образовательный процесс в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме по развитию речи осуществляется учителем-дефектологом согласно учебному плану и расписанию. В соответствии с требованиями СанПиН продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 15-20 минут. В подготовительной группе занятие развитию речи проводится 1 в неделю; в месяц – 4 занятий; в год – 33 занятий.Кабинет учителя-дефектолога оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими решать задачи обучения игровой деятельности детей.

В коррекционно – развивающей работе с детьми реализуются современные образовательные технологии: развивающее обучение, проектные методы обучения, игровые, информационно-образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированные.

Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

 

II. Проектирование образовательного процесса

 

Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год

 

 

Режимные моменты

 

4 год обучения

Подъем, утренний туалет

7.30

Утренняя гимнастика

7.50 – 8.05

Игры

8.05 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Подгрупповые занятия

9.00 – 10.50

Прогулка, индивидуальные занятия

10.50 – 12.30

Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну

12.30 – 13.10

Дневной сон

13.10 – 15.00

Подъем, водные процедуры

15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.40

Занятия с воспитателем

15.45 – 16.10

Игры, самостоятельная деятельность

16.10 – 16.45

Прогулка

16.50 – 18.50

Подготовка к ужину, ужин

18.50 – 19.20

Свободная деятельность детей

19.20 – 20.15

Подготовка ко сну

20.15 – 20.30

Ночной сон

20.30

 

Расписание непосредственно – образовательной деятельности

детей от 5 до 6 лет (подготовительная группа) 2014 – 2015 учебный год

 

Дни недели

I половина дня

1 подгруппа – 09.00 - 09.22 (09.30)

2 подгруппа - 09.40 - 10.02 (10.10)

II половина дня

 

15.45 – 16.05 (16.10)

Понедельник

Развитие речи

Конструирование

Музыкальное

Физкультурное

Вторник

ФЭМП

Чтение художественной литературы

Труд/ ОБЖ

Среда

Обучение грамоте

Лепка/ Аппликация

 

Четверг

ФЭМП

Физкультурное

Музыкальное

Пятница

Социальное развитие

Рисование

 

Суббота

Физкультурное (на улице)

10.20 – 10.50

 

 

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

 

Возрастная группа

Количество занятий

в неделю

Продолжительность занятий

1-я половина дня

 

1-я половина дня

2-я половина дня

Начало занятий

Окончание занятий

Подготовительная группа

15

30минуты

20 минут

9.00

10.10

 

График организации коррекционно-образовательного процесса

 

Сроки
Содержание работы
1-12 сентября
Диагностика психического развития детей. 
Заполнение дефектологических карт,
документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
 
Мониторинговая диагностика психического развития детей
18 мая – 29 мая
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. 
Заполнение документации.


К концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

  • выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные пере­живания в речевых высказываниях;
  • пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
  • употреблять в речи названия предметов и детенышей живот­ных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;
  • использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
  • использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего вре­мени;
  • строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;
  • читать наизусть 2—3 разученных стихотворения;
  • отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, пере­числять ее основных персонажей;
  • знать 1—2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;
  • планировать в речи свои ближайшие действия.

 

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»

(33 недели, 33 занятия)

 

Время проведения

Тема образовательной деятельности

Программные задачи

Сентябрь

1-я и 2-я недели обследование

   

3-я неделя

Осень.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Чтение Е. Благининой «Листопад»

Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и систематизировать знания об осени, учить понимать закономерности явлений природы, упражнять детей в составлении рассказов по сюжетной картинке; отрабатывать интонационную выразительность при чтении стихотворения наизусть, обогащать словарь детей; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелку моторику, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, трудолюбие, усидчивость

4-я неделя

Овощи.

Чтение сказки

«Три поросенка»

Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять знания об овощах, продолжать учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; вспомнить с детьми сказку, продолжать учить давать правильную оценку главным персонажам, учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к знаниям.

Октябрь

1-я неделя

Фрукты.

Составление описательного рассказа.

Коррекционно-образовательные задачи:

обогащать и уточнять знания о фруктах,                                                              

образовывать прилагательные от       

существительных, уменьшительно-    

ласкательные формы от существительных, согласовывать числительные с           

существительными, местоимения с     

существительными.                             

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

2-я неделя

Грибы.

Предлоги В. НА. ПОД

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о грибах,
учить различать съедобные и несъедобные
грибы, знать внешние признаки;        

внешние признаки; учить согласовыватьчислительные с существительными,   

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными, упражнять в подборе слов-антонимов; упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, под, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, усидчивость.

3-я неделя

Деревья.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить названия деревьев, их строение, учить различать деревья по внешним признакам; продолжать учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, закрепитьупотребление предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, усидчивость, умение слушать друг друга.

4-я неделя

Домашние животные. Звуковая культура речи. Слоговой анализ слов.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными; работать с детьми над слоговой структурой слов.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, желание заботиться о животных, прилежание.

Ноябрь

1-я неделя

Мебель. Предлоги ЗА, К, ОТ, ПЕРЕД.

Составление описательного рассказа по серии картинок

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания о         названии мебели, ее назначении, с частей; учить образовыватьотносительные прилагательные,   и

существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме в

именительного и родительного падежей множественного числа, учить понимать смысловую сторону простых и сложных предлогов за, к, от, перед; учить детей внимательно и последовательно рассматривать картинки, располагать их в определенной последовательности, составлять рассказ по картинкам.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, бережное отношение к мебели.

2-я неделя

Дикие животные.

Чтение «Ёж» И.С. Соколов- Микитов.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о диких животных: внешнем виде, о повадках, пище, жилище; упражнять в узнавании и назывании диких животных; учить         образовывать притяжательные         прилагательные, подбирать слова антонимы, согласовыватьчислительные с существительными, активизировать словарь по теме, понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, память, общую моторику, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к диким животным

3-я неделя

Посуда. Звуковая культура речи, Анализ и синтез предложений.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детьми посуды, ее названии и назначении, различать кухонную, столовую, чайную; учить образовывать относительные прилагательные от существительных, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять предложения с предлогами; развивать умение делить предложения на слова и составлять из слов предложения.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, бережное отношение к посуде, звуковую культуру речи.

 

Продукты питания. Чтение «Мишкина каша»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить названия 1 продуктов, расширить

представления о том, что из них можно приготовить, о способах хранения, откуда они берутся, чем отличаются друг от друга, уточнить значение питания для человека; совершенствовать грамматический строй речи;продолжать учить понимать содержание текста, отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к еде, аккуратность.

Декабрь

1-я неделя

Наземный транспорт.

Правила дорожного движения.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о наземном транспорте; уточнить понятия: грузовой, пассажирский, легковой, специального назначения уточнить детали транспорта, закрепить знания о профессиях людей, работающих на транспорте (шофер, механик, контролер, мойщик); образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, учить составлять рассказ по сюжетной картинке, с помощью плана; познакомить детей с правилами дорожного движения

Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательную активность, любознательность, общую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, положительные черты

личности

2-я неделя

Зима.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия зимних месяцев, представления о зимних забавах, сезонных изменениях в природе, о том, что декабрь последний месяц года, (уменьшается продолжительность дня, замерзают водоемы), упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, однокоренных слов, существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умение выделять звук из слова, различать звуки С- Ш, активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию речи и движения, временную ориентацию

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, звуковую культуру речи.

3-я неделя

Зимние забавы.

Разучивание

«Ёлка» С. Я. Маршак.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить признаки зимы, представления о зимних играх; учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать словарь по теме; упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, в умении подбирать родственные слова; понимать содержание текста, развивать интонационную выразительность речи

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, слуховое, зрительное внимание, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, усидчивость.

4-я неделя

Беседа о новогоднем празднике.

Чтение стихотворений по теме.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания о зиме, декабре-
последнем месяце зимы, вкотором отмечаем новогодний
праздник; уточнить и расширить с
представления детей о празднике,
упражнять в чистом и

выразительном чтении

стихотворений и песен, создать детям праздничное настроение, учить составлять рассказ по вопросам педагога; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании существительных родительного падежа во множественном числе; обогащать словарь по теме,

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, умение
слушать друг друга, любовь к
традициям русского народа.

Январь

1-я неделя

Беседа о прошедших праздниках. Составление рассказа по картинке

«Новогодний праздник»

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить детей рассказывать о личных впечатлениях, о событиях из личного опыта, рассказывать связно и последовательно, активизировать словарь по теме.

Коррекционно –развивающие задачи: развивать словесно- логическое мышление, воображение, память, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать усидчивость, умение выслушивать друг друга.

2-я неделя

Зимующие птицы.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж.

Коррекционно-образовательные задачи учить детей правильно определять и называть зимующих птиц, узнавать их на разных картинках, составлять описание внешнего вида, упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, в образовании притяжательных прилагательных, в классификации понятий; закреплять правильное произношение звуков речи 3-Ж, учить различать их.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, слуховое внимание, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к обучению, бережное отношение к птицам.

3-я неделя

Ознакомление со свойствами стекла.

Составление описательного рассказа.

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать знакомство детей с материалами, помочь выявить свойства стекла (прозрачное, толстое и тонкое, гладкое и не гладкое, бьется), с предметами из стекла; закрепить умение классифицировать и обобщать, учить составлять описательный рассказ по плану; Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

4-я неделя

Наше тело. Предлоги ОТ, К, ЗА.

Чтение «Двенадцать месяцев»

Коррекционно-образовательные
задачи:
закрепить и расширить
знания о строении человеческого
тела, чем люди внешне            

отличаются друг от друга, как
выражается на лице человека 

радость, грусть, удивление, о
соблюдении необходимых правил
гигиены тела, упражнять в
подборе антонимов, в             

образовании существительных множественного числа; в составлении предложений с предлогами ОТ, К, ЗА; обогащать словарь по теме.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, общую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать опрятность, чистоплотность, культуру здоровья, любознательность,

усидчивость.

Февраль

1-я неделя

Предлоги перед, между.

Чтение сказки

«Снегурочка»

Коррекционно-образовательные
задачи: уточнять понимание  

детьми значения предлогов    

предлогов перед, между, активизировать их использование в речи;

продолжать учить правильно

понимать содержание             

прочитанного, отражать свое 

отношение к прочитанному, учить самостоятельному рассказыванию, делать обобщения, видеть липший предмет, активизировать словарь по теме, продолжать формировать связную речь.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать целенаправленное внимание, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать любознательность, чувство взаимовыручки.

2-я неделя

Составление описательного рассказа об игрушке.

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей составлять описательные рассказы на тему: «моя любимая игрушка»; отрабатывать навык употребления в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов.

Коррекционно — развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, интерес к знаниям.

3-я неделя

Февраль – последний месяц зимы. Труд людей зимой.

Коррекционно-образовательные задачи: систематизировать знания детей о зиме, продолжать формировать представления детей о жизнедеятельности людей зимой, учить составлять рассказ по картинке, активизировать словарь по теме: расширять представления детей о зимних признаках и месяцах, используя иллюстрации; отвечать на вопросы полным ответом; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа, подбирать однокоренные слова. Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, наблюдательность, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, умение выслушивать друг друга.

4-я неделя

Звуковая структура речи.

Дифференциация звуков С-З.

Свойства воды и снега.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять правильное произношение звуков, различать звуки С-3; правильно подбирать слова со звуком; продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега.Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, слуховое внимание, наблюдательность, координацию речи и движений.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость, любовь к природе.

Март

1-я неделя

Весна.

Рассказывание сказки «Лиса и журавль».

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять названия весенних месяцев, признаки весны (увеличивается продолжительность дня, тает снег, как меняется одежда весной); упражнять в образовании прилагательных женского, мужского, среднего рода, в образовании существительных множественного числа, учить пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки, развивать связную речь.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: интерес к чтению, любознательность, любовь к природе.

2-я неделя

Международный женский день.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа по теме «8 Марта» по сюжетной картинке с опорой на картинки-подсказки и символ выражения положительных эмоций; упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах, существительных в роде в настоящем и прошедшем времени, обогащать словарь по теме.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать непроизвольную память, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к родным и близким.

3-я неделя

Школа, школьные принадлежности.

Предлоги ИЗ, ИЗ-ЗА.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА; развивать словарь по данной теме.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, любознательность, прилежание.

4-я неделя

Перелётные птицы.

Звуковая культура речи.

Дифференциация звуков Ш-Ж.

Коррекционно-образовательные задачи: упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, стриж, кукушка, соловей); закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки), значении птиц в жизни людей; закреплять правильное произношение звуков Ш-Ж, умение различать их.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, желание охранять птиц, звуковую культуру речи.

Апрель

1-я неделя

Водный и воздушный транспорт.

Чтение «Мышонок и лис»

В. Бианки.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте; упражнять в сравнении (самолет и теплоход, лодка и вертолет), в образовании прилагательных от существительных, приставочных глаголов, обогащать словарь по теме; учить слушать большой по объему текст, понимать содержание текста.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, к чтению, любознательность.

2-я неделя

Профессии шофера.

Чтение «Кем быть»

В. Маяковский

Коррекционно-образовательные задачи: расширять знания о профессиях, уточнять знания о профессии шофера; узнавать жанр произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, любознательность.

3-я неделя

Части суток.

Предлог ОКОЛО.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить знания детьми частей суток, о видах деятельности в разное время суток; учить понимать смысловую сторону предлога ОКОЛО, составлять предложения с этим предлогом.

 

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, усидчивость.

4-я неделя

Дни недели.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Т-Д.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания детьми дней недели, их последовательность; закреплять произношение звуков Т-Д, различать их; обогащать словарь по теме.

 

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость

Май

1-я неделя

День Победы.

Чтение стихотворений.

Коррекционно-образовательные задачи: обобщать материал по данной теме, упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по сюжетной картинке, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; уточнять временные и пространственные представления, упражнять в выразительном чтении стихотворений, активизировать предметный словарь.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к защитникам Отечества.

2-я неделя

Насекомые.

Составление описательного рассказа

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названиях отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений 4 упражнять в сравнении насекомых, учить составлять описательный рассказ по плану, с помощью вопросов педагога.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, интерес к знаниям.

3-4 недели обследование

   

 

III. Информационно – методическое обеспечение программы.

 

Программа «Адаптированная основная образовательная программа коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год».

 

Методическая литература:

- Е.И.Тихеева «Развитие речи детей» М.: Просвещение, 1981 г.

- Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» » - М.: “ТЦ Сфера” 1981 г.

- Т.П.Колодяжная «Речевое развитие ребенка в детском саду» » - М.: “ТЦ Сфера” 2002 г.

- Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» М.: Просвещение 1999 г.

- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» М.: Просвещение 1999 г.

- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2011г.

- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2010г.

- О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения конспекты занятий» – М.: Мозайка-Синтез, 2009г.

- Л.Е. Кыласова «Развитие речи конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» С-Пб.: ”Детство-Пресс” 2012г.

- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г.

- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2010 г.

- Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова» Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

- Т.В.Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» - М.: “Школьная пресса” 2003г.

 

Перечень оборудования и дидактического материала по речевому развитию: детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстра­тивный материал, отражающий эмоциональный, бытовой,

социальный, игровой опыт детей; иллюстрации разных вре­мен года и частей суток; настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам («Ку­рочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гос­тях» (словацкая), «Три медведя») и различным произведени­ям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, ту­чи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); кук­лы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и се­меро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя» и др.); рукавички с изображениями мордочек различных ска­зочных персонажей; атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избуш­ки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, со­бака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, ба­бушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.); настольно-печатные игры («Иллюстри­рованные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», игры-печатки и др.); картины из серии «Домашние живот­ные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы игра­ем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф.

 

Технические средства обучения: ноутбук, компьютерный планшет, магнитофон, мультимедийное устройство.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...