Рабочая программа по «Музыке»
(на основании программы К. В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан)
для детей дошкольного возраста 2-7 лет
Содержание
Пояснительная записка.
Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей раздел «Музыка».
Взаимосвязь специалистов в реализации задач образовательной области «Музыка».
Коррекционная работа с группами компенсирующей направленности.
Связь с другими образовательными областями.
Прогнозируемый результат.
Материально- техническая база.
План-график праздничных мероприятий МБДОУ.
Планирование и организация учебного процесса по реализации образовательной области «Музыка».
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 2-3 лет.
* Возрастные особенности детей 2-3 лет.
*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 2 до 3 лет.
* Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.
- Раздел «Слушание».
- Раздел «Пение».
- Раздел «Музыкально- ритмические движения».
- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 3-4лет.
* Возрастные особенности детей 3-4 лет.
*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 3 до 4 лет.
*Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.
- Раздел «Слушание».
- Раздел «Пение».
- Раздел «Музыкально- ритмические движения».
- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
- Раздел «Творчество».
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 4-5 лет.
* Возрастные особенности детей 4-5 лет.
*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 4 до 5 лет.
* Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.
- Раздел «Слушание».
- Раздел «Пение».
- Раздел «Музыкально- ритмические движения».
- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
- Раздел «Творчество».
8.Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 5-6 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 5 до 6 лет.
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.
- Раздел «Слушание».
- Раздел «Пение».
- Раздел «Музыкально- ритмические движения».
- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
- Раздел «Творчество».
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет.
* Возрастные особенности детей 6-7 лет.
*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 6 до 7 лет.
*Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.
- Раздел «Слушание».
- Раздел «Пение».
- Раздел «Музыкально- ритмические движения».
- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
- Раздел «Творчество».
Планируемые результаты освоения детьми программы.
Мониторинг для определения развития музыкальных способностей детей.
Средства обеспечения образовательного процесса.
Список литературы.
Приложение.
Перспективно – тематическое планирование по всем возрастным группам.
Диагностические материалы для определения уровня развития музыкальных способностей.
1. Пояснительная записка.
«Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.)
Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально - эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа.
Рабочая программа по реализации раздела «Музыка» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко. И программы «Малыш» Петровой В.А.
Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по программе «Детство» Т. Н. Бабаевой и В. Логиновой и
Н.А. Ноткиной, с направлениями работы дошкольного образовательного учреждения. Особенностью данного курса является включение регионального компонента, активизация репродуктивного компонента музыкального мышления через творчество.
Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Основной образовательной программой ДОУ.
- Программа «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.
- Программа «Малыш» В.А. Петровой.
Содержание раздела «Музыка» направленно на достижение цели развития музыкальности детей.
Цель программы в соответствии общей образовательной программы: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Цель программы в соответствии с Гармонией - создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития ребенка, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие творческих и актерских способностей ребенка, развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкальности детей, развитие способности эмоционально воспринимать музыку достигается путем решения следующих задач.
Развитие музыкально – художественной деятельности
Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на этой основе формирование его эстетической культуры. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения.
Приобщение к музыкальному искусству
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой активности через театральную деятельность.
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
1. Развивать коммуникативные способности.
2. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
3. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
4. Заложить основы гармонического развития: развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.
5. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
6. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Настоящая программа разработана с учетом принципов построения программы:
1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
2. Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.
Раздел «Слушание»
Задачи (общие):
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса
Раздел «Пение»
Задачи (общие):
- формирование у детей певческих умений и навыков;
- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Задачи (общие):
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Задачи (общие):
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи (общие):
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
3. Основное назначение рабочей программы:
Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».
Способствовать:
- Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;
- Накоплению впечатлений;
- Спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
- Импровизации;
- Формированию умения понять образовательную задачу.
В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкальные занятия состоят из 3 частей.
1. Вводная часть
Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть
Слушание
Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека.
Пение и подпевание
Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).
Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально - дидактических игр.
3. Заключительная часть
Пляска, хоровод, игра. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...