Рабочая программа
для детей 6-7 лет в подготовительной логопедической группе № 9 на 2014-2015 учебный год
(на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., 2011)

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка детский сад первой категории №118 Кировского района города Ростова-на-Дону, и обеспечивает разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально- коммуникативному, физическому, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
  • Постановления Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Областного закона Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04. №184 ЗС,

а также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. ведущими целямикоторой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Эта цель реализуется в процессе организации различных видов детской деятельности:

- игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в процессе взаимодействия с семьями детей.

Девиз программы: «Чувствовать - Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • создание условий для социально-личностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
  • создание условий для осуществления квалифицированной коррекции недостатков речевого и психического развития детей;
  • развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
  • создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: коррекция психических отклонений в развитии ребёнка, предшкольная подготовка, формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие и воспитание интереса к англоязычной культуре;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основными принципами, заложенными в рабочей программе являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

В программе учитываются особенности развития детей старшего дошкольного возраста:

Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Дошкольники впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению, что создает особый настрой в группе старших дошкольников. Формируется способность к произвольному запоминанию. К 6 годам дети учатся обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. На данном этапе возрастного развития проявляется способность воспринимать количества и множества, ребеноквычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. Развитие познавательной активности один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка.

Организованное обучение включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, полученной информации в воспитательно-образовательном процессе.

Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение с взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

 

Старший дошкольный возраст

 

№ п/п

Направления развития

ребёнка

1-я половина дня

2-я половина дня

1.

Физическое развитие и оздоровление

  • Приём детей на воздухе в тёплое

время года

  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

 

  • Физкультминутки в НОД
  • Физкультура в спортивном зале

на воздухе

  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

2.

Познавательно-речевое развитие

  • НОД
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование

 

  • Развивающие игры
  • Интеллектуальные досуги
  • Занятия по интересам
  • Индивидуальная работа

3.

Социально-личностное развитие

  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
    • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда

природе

  • Эстетика быта
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры

4.

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыка
  • ИЗО деятельность в мастерской
  • КТД
  • Эстетика быта
  • Экскурсии

 

  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

 

Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.

 

Наименование

Неделя

Год

Математика

1/30 мин.

30 занятий

развитие речи

1/30 мин.

30 занятий

грамота

2/60 мин.

60 занятия

художественную литературу

1/30 мин.

30 занятий

рисование

1/30 мин.

30 занятий

экологию

1/30 мин.

30 занятий

физкультуру

2/60мин.

60 занятий

музыку

2/60мин.

60 занятий

Конструирование

0,5/15 мин

15 занятий

ручной труд

0,5/15 мин

15 занятий

лепка

0,5/15 мин

15 занятий

аппликация

0,5/15 мин

15 занятий

Итого

6,30 мин.

390 занятий

 

В рабочей программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Группа комбинированного вида, так как в группе есть дети логопаты с нарушением речевого развития, с которыми проводят занятия логопеды. Логопед проводит коррекционно-логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4 ребенка детей). Кроме того проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.

Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

Логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);

3) обучение детей элементам логопедической ритмики;

4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей групп, дети которых посещают логопедические занятия, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-воспитательное;

2) общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов.

Содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Рабочая программа содержит перспективно- тематические планы по инвариантной и вариативной части.

Инвариантная часть программы представлена перспективно-тематическим планированием по развитию речи, грамоте, художественной литературе, математике, конструированию, ручному труду, лепке, аппликации, рисованию, экологии.

Вариативная часть программы содержит тематическое планирование: по правилам дорожного движения, экспериментальной деятельности, социально-нравственному воспитанию, окружающему миру, основам безопасности жизнедеятельности.

Для обеспечения равных возможностей и полноценного развития рабочей программы, данная возрастная группа имеет следующее материально-техническое обеспечение группы:

  • сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Детский сад», «Парикмахерская»; «Магазин»; «Поликлиника», «Аптека»; «Библиотека», «Школа»;
  • фланелеграф (с наборами по экологии, математике), двухсторонняя магнитная доска (для рисования и для письма маркером); звуковой плакат: «алфавит»;
  • тематические планшеты с вкладышами: часы, овощи-фрукты, ферма; календарь погоды
  • наборы мозаик, шнуровки;
  • настольные игры: лото, домино, наборы карточек, формирующих представление о форме, цвете, величине объектов;
  • разнообразные конструкторы: электронный, лего, тематические строительные наборы;
  • картотека дидактических игр: музыкально-дидактические, игры на восприятие цвета, оздоровительные игры, речевые.
  • картотеки: психогимнастики, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, – направленных на физическое развитие и формирование здорового образа жизни, мелкой и крупной моторике,
  • картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитее ловкости и внимательности ребенка, развитее вестибулярного аппарата, на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • картотека экспериментов на развитие любознательности ребенка, предметы для экспериментирования: лабораторные емкости;
  • наглядно-дидактические пособия: по истории, культуре, социально-эмоциональному развитию, здоровью, безопасности, ПДД;
  • напольная ширма-театр; различные виды театров: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три поросенка», и т.д. - направленный на развитее творческого воображение;
  • набор музыкальных инструментов, логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников;
  • магнитофон с коллекцией аудиозаписей.

Занятия музыкальные и занятия по физической культуре проводятся специалистами.

В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они были выше предыдущих).

Развитие речи

Ведущей задачей педагога в развитии речи детей седьмого года жизни, является развитие монологической речи, в частности самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности, что включает в себя овладение понятийным содержанием слова, использования слов- в их переносном и иносказательном значении. Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование умения пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

2. Предсказывание произведений близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.

3. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

4. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам;

5. Умение различать литературные жанры: сказки, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

6. Проявление интереса к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.

Методы: описательные рассказы, пересказ литературных произведений, экспериментирование со словом, сочинение рассказов по сюжетным картинкам, беседа и совместная деятельность, развивающие практические и игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Планируемый результат:

  • Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнениями других, расспрашивает о их деятельности, событиях в жизни. Проявляет интерес к речи, как особому объекту познания: с удовольствием разгадывает кроссворды, ребусы, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет свои литературные предпочтения.
  • Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению. В речи присутствует рассуждение, доказательство, примеры. Предлагает творческие словесные игры, загадывает загадки, придумывает истории и сюжеты.
  • Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в спорах, использует речевые формы убеждения (" я думаю, что..."; "я считаю" и т.д.). Владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеет принять позицию собеседника.
  • Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности.
  • В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.
  • Адекватно и детально отражает в речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.
  • Творчески активен в речевой, и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

 

Перспективно-тематический план

 

п/п

Месяц

Раздел

Темы занятий

Цель

Источник,

страница

1

Сентябрь

1,2

1,2 - подготовка информационных справок на начало учебного года

 

 

 

 

3. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел

Закрепить представление композиции сказки (зачин, концовка), использовать выразительные средства языка, формировать подбирать определения к именам существительным, ориентироваться на окончания при согласовании слов

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.47

 

 

4. «Домашние птицы»

4.Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется».

Связная речь. Учить детей пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.

Грамматика и словарь. Активизировать употребление в речи детей глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произнесении звуков Ш, Ж, Р изолированно и в скороговорке с изменением силы голоса и темпа речи

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.87

2

Октябрь

1. «Откуда хлеб пришел»

1. Рассказывание по картинке.

Связная речь. Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений с использованием приема составления письма.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в согласовании им. прил. с им. сущ. в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова и определение к заданным словам

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.48

 

 

2.«Человек, одежда, обувь, головные уборы

2. Рассказывание по картинке «В школу».

Связная речь. Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа; учить придумывать события, предшествующие изображенному на картинке сюжету, без помощи воспитателя.

Словарь. Активизировать употребление в речи детей слов на тему «Школа» и «Осень»; учить сравнивать и обобщать. Выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в умении различать звуки С и Ш; развивать интонационную выразительность реи: умение передать предложение с интонацией вопроса, радости и т.п.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.44

 

 

3. «Дом, мебель»

3. Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Связная речь. Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем; учить самостоятельно, строить сюжет.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в образовании родительного падежа мн. числа некоторых имен сущ., в словообразовании.

Звуковая культура речи. Закреплять у детей умение дифференцировать звуки Ц и Ч, отрабатывать отчетливую дикцию.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр. 53

 

 

4. «Осенняя ярмарка.

Сад –огород».

 

 

4. Придумывание сказки на тему: «День рождение зайца»

Связная речь. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему с использованием выразительных средств языка – описание, диалог; формировать умение составлять сказку по плану; учить при оценке выделять интересный сюжет и обращать внимание на выразительные средства.

Грамматика. Упражнять детей в образовании винительного падежа числа имен существительных.

Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произнесении слов, скороговорок, развивать дикцию, темп речи, силу голоса.

 

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр. 58

Осенние каникулы с 31.10. – 07.11

 

 

3

 

Ноябрь

1. «Перелетные птицы»

1. Закрепление произношения звуков по картинкам

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение детьми звуков С и Ш; учить детей различать на слух и внятно выговаривать слова и фразы с ними при произнесении их с различной громкостью и скоростью, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр. 50

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Домашние животные»

2. Рассказывание по сюжетным картинкам

Связная речь. Развивать у детей умения составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие изображенному на картинке сюжету; учить грамотно, оценивать содержание рассказов, правильность построения предложений.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в употреблении им. сущ. в род. падеже мн. числа; учить образовывать им. прил., подбирать к сущ. определения; развивать умение сравнивать.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр. 52

 

 

3. «Звери наших лесов»

3. Пересказ рассказа

В. Бианки «Купание медвежат».

Связная речь. Развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимам к именам прилагательным и глаголам в определенной ситуации.

Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков З и Ж, учить различать их в словах; учить произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.50

4

Декабрь

1. «Библиотека»

1. Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом.

Словарь и работа с предложением. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы к именам прил., оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.59

 

 

2. «Зимующие птицы

2.Рассказывание по серии сюжетных картинок.

Связная речь. Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок и придумывать оригинальную концовку рассказа; воспитывать способность договариваться между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто продолжать и кто завершать.

Словарь. Активизировать употребление в речи детей глаголов настоящего и прошедшего времени ед. и мн. числа.

Звуковая культура речи. Закрепить правильное произношение детьми звуков Л и Р, дифференцировать их на слух, отчетливое, внятное произнесение слов; учить быстро произносить скороговорку.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

 

Стр.79

 

 

3. «Хвойные деревья»

3. Придумывание сказки на тему: «Как ежик зайца выручил»

Связная речь. Учить детей придумывать сказку на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Грамматика. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова.

Словарь. Учить детей подбирать синонимы и антонимы.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.56

 

 

4. «Новый год»

Рассказывание по картинке «Дети Севера»

Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием у них знаний о жизни Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними.

Словарь. Расширять знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в подборе

коротких и длинных слов.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.68

 

 

 

Зимние каникулы с 25.12. – 10.01

 

5

Январь

2. «Зимние забавы»

2. Составление рассказа «Как мы играем на участке» на основе личного опыта.

Связная речь. Развивать у детей умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; учить включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки.

Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов; учить составлять рассказ с заданными словами, правильно сочетать по смыслу

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.74

 

 

3. «Наш город. Моя улица»

3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Рассказывание на основе личного опыта

Связная речь. Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта.

Грамматика и словарь. Развивать и закреплять у детей умения образовывать степени сравнения имен прил. и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.45

 

 

4. «Как звери зимуют» (дикие животные наших лесов)

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» в ситуации письменной речи.

Связная речь. Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Грамматика и словарь. Активизировать употребление в речи детей сложных предложении; обратить внимание на использование в тексте имен прилагательных в краткой форме, внести их в активный словарь; упражнять в образовании и различении однокоренных слов; активизировать употребление в речи синонимов и антонимов

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.83

6

Февраль

1. «Игрушки. Народные промыслы»

1. Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа

Связная речь. Учить детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции.

Звуковая культура речи. Формировать у детей умение различать на слух и при произнесении звонкие и глухие согласные; самостоятельно подбирать слова с заданными звуками и с разной длительностью звучания.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.70

 

 

2. «Транспорт»

Правила дорожного движения».

Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»

Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяющий рассказов товарищей; формировать умение использовать выразительные средства при описании зимы.

Грамматика и словарь. Учить детей выделять существенные признаки при сравнении предметов и явлений в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи; знакомить с многозначностью слова.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произнесении звуков З и С, различении их на слух, подборе слов с этими звуками; отрабатывать умение изменять силу голоса и темп речи.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр. 62

 

 

3. «День защитника Отечества. Военные профессии».

3. Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему.

Связная речь. Учит детей самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать ее содержание в соответствии с темой, составлять связной рассказ.

Словарь. Активизировать использование в речи детей имен прилагательных; упражнять в подборе синонимов и антонимов к заданному слову; учить понимать значения многозначных слов.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.99

 

 

 

Дополнительные каникулы (последняя неделя февраля)

 

7.

Март

1. «Почта. Профессии»

1. Придумывание сказки по картине на предложенную тему.

Связная речь. Формировать у детей умение придумывать сказку на предложенную тему, передавать специфику жанра.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, имен сущ. и прил. женского, мужского и среднего родов; упражнять детей в словообразовании.

Звуковая культура речи. Учить детей передавать интонацией различные чувства

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.86

 

 

2. «8 Марта. Женские профессии»

2. Рассказывание по картинке «Подарок маме к 8 Марта» и на основе личного опыта.

Связная речь. Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке.

Словарь. Активизировать употребление в речи детей названий профессий и связанных с ними действий.

Звуковая культура речи. Учить детей различать на слух и дифференцировать в произношении звуки Д и Дь; выделять во фразе отдельные слова.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.80

 

 

3. «Животные холодных стран»

3. Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений

 

Словарь. Учить детей выделять общие и индивидуальные признаки предметов; сравнивать их по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия МЕБЕЛЬ, ИГРУШКИ; активизировать употребление в речи

глаголов, выражающих разные состояния; учить понимать и объяснять смысл образных выражений, логично ставить вопросы, отгадывать предметы по выделенным признакам

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.75

 

 

 

Весенние каникулы с 24.03. – 31.03.

 

8

Апрель

1. «Животные водоемов. Рыбы»

1. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

2. Рассказывание по сюжетной картинке

Связная речь. Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора.

Грамматика. Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слов.

 

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.60

 

 

2. «День космонавтики»

2. Рассказывание по сюжетной картинке

Связная речь. Закреплять умение у детей составлять рассказ по любой из предложенных картинок.

Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе определений и действий предметов, выявлении существенных признаков животных; активизировать использование в речи глаголов в повелительном наклонении

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.95

 

 

3. «Школа. Школьные принадлежности»

3. Составление коллективного рассказа – описания

Связная речь. Учить детей составлять коллективный рассказ – описание. Звуковая культура речи. Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки Р, Рь; четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять представления о длинных и коротких словах, о членении слов на слоги, об ударении.

 

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.91

 

 

4. «Орудия труда. Профессии (обобщение)

4. Составление связного рассказа «Если бы я был художником…».

Связная речь. Учить детей составлять рассказ «Если бы я был художником…» с использованием глаголов в форме сослагательного наклонения.

Грамматика. Активизировать употребление в речи детей глаголов; учить восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать элементарное обобщенные сведения о способах образования названий действующего лица; сообщить знания о некоторых нормах словообразования, обусловленных традицией.

Словарь. Упражнять детей в употреблении форм ед. и мн. числа глагола ХОТЕТЬ.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.64

9

Май

1. «День Победы»

1. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.

Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.72

 

 

2. «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство»

2. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Связная речь. Дать детям представление о рассказе как литературном жанре, закрепить понимание его специфики; учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и грамматика. Развивать у детей умение подбирать наиболее точные определения и сравнения; упражнять в согласовании имен сущ., прил.

 

Развитие речи детей 6 -7 лет.

Ушакова О.С.

Стр.94

 

 

 

3. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП ДОУ

 

 

 

 

4. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП ДОУ

 

 

Художественная литература

На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, проявляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Программные задачи решаются в разных видах самостоятельной и совместной деятельности детей.

1. Задачи: Обогащение читательского опыта детей, в процессе ознакомления с литературой, развитие умения элементарно анализировать содержание и форму произведения. Важнейшей задачей на данном этапе является поддержание активного тяготения к книге, развитие интереса и любви к ней. Учить устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте.

Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях.

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности, осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Основными методами литературного развития являются: Чтение, рассказывание взрослого, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседы после чтения, беседы о книгах, обобщающие беседы, вечера литературных развлечений, тематические выставки. Важным направлением работы с детьми подготовительной группы становиться ознакомление с писателями и поэтами, художниками иллюстраторами детских книг.

Планируемый результат:

  • Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
  • Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
  • Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
  • Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.
  • Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты.
  • Различает основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.
  • Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.

Выразительно исполняет литературные произведения.

  • Творчески активен в речевой, театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
  • Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Театрализованная игра «Кошка»

Театрализованная игра «Кошка» Аннотация: Игра театрализованная «Кошка» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, внимание, двигательную активность. Цель: Учить детей театрализации. Задачи: OO «Речевое...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...