Рабочая программа
для детей 6-7 лет в подготовительной логопедической группе № 9 на 2014-2015 учебный год
(на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., 2011)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка детский сад первой категории №118 Кировского района города Ростова-на-Дону, и обеспечивает разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально- коммуникативному, физическому, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.
Рабочая программа построена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Областного закона Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04. №184 ЗС,
а также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. ведущими целямикоторой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Эта цель реализуется в процессе организации различных видов детской деятельности:
- игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями детей.
Девиз программы: «Чувствовать - Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- создание условий для социально-личностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
- создание условий для осуществления квалифицированной коррекции недостатков речевого и психического развития детей;
- развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
- создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: коррекция психических отклонений в развитии ребёнка, предшкольная подготовка, формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие и воспитание интереса к англоязычной культуре;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основными принципами, заложенными в рабочей программе являются:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
В программе учитываются особенности развития детей старшего дошкольного возраста:
Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Дошкольники впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению, что создает особый настрой в группе старших дошкольников. Формируется способность к произвольному запоминанию. К 6 годам дети учатся обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. На данном этапе возрастного развития проявляется способность воспринимать количества и множества, ребеноквычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. Развитие познавательной активности один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка.
Организованное обучение включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, полученной информации в воспитательно-образовательном процессе.
Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение с взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.
В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:
Старший дошкольный возраст
№ п/п |
Направления развития ребёнка |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
1. |
Физическое развитие и оздоровление |
время года
на воздухе
|
|
2. |
Познавательно-речевое развитие |
|
|
3. |
Социально-личностное развитие |
|
природе
|
4. |
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.
Наименование |
Неделя |
Год |
Математика |
1/30 мин. |
30 занятий |
развитие речи |
1/30 мин. |
30 занятий |
грамота |
2/60 мин. |
60 занятия |
художественную литературу |
1/30 мин. |
30 занятий |
рисование |
1/30 мин. |
30 занятий |
экологию |
1/30 мин. |
30 занятий |
физкультуру |
2/60мин. |
60 занятий |
музыку |
2/60мин. |
60 занятий |
Конструирование |
0,5/15 мин |
15 занятий |
ручной труд |
0,5/15 мин |
15 занятий |
лепка |
0,5/15 мин |
15 занятий |
аппликация |
0,5/15 мин |
15 занятий |
Итого |
6,30 мин. |
390 занятий |
В рабочей программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Группа комбинированного вида, так как в группе есть дети логопаты с нарушением речевого развития, с которыми проводят занятия логопеды. Логопед проводит коррекционно-логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4 ребенка детей). Кроме того проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.
Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
Логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:
1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);
3) обучение детей элементам логопедической ритмики;
4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей групп, дети которых посещают логопедические занятия, осуществляется в следующих направлениях:
1) коррекционно-воспитательное;
2) общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов.
Содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Рабочая программа содержит перспективно- тематические планы по инвариантной и вариативной части.
Инвариантная часть программы представлена перспективно-тематическим планированием по развитию речи, грамоте, художественной литературе, математике, конструированию, ручному труду, лепке, аппликации, рисованию, экологии.
Вариативная часть программы содержит тематическое планирование: по правилам дорожного движения, экспериментальной деятельности, социально-нравственному воспитанию, окружающему миру, основам безопасности жизнедеятельности.
Для обеспечения равных возможностей и полноценного развития рабочей программы, данная возрастная группа имеет следующее материально-техническое обеспечение группы:
- сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Детский сад», «Парикмахерская»; «Магазин»; «Поликлиника», «Аптека»; «Библиотека», «Школа»;
- фланелеграф (с наборами по экологии, математике), двухсторонняя магнитная доска (для рисования и для письма маркером); звуковой плакат: «алфавит»;
- тематические планшеты с вкладышами: часы, овощи-фрукты, ферма; календарь погоды
- наборы мозаик, шнуровки;
- настольные игры: лото, домино, наборы карточек, формирующих представление о форме, цвете, величине объектов;
- разнообразные конструкторы: электронный, лего, тематические строительные наборы;
- картотека дидактических игр: музыкально-дидактические, игры на восприятие цвета, оздоровительные игры, речевые.
- картотеки: психогимнастики, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, – направленных на физическое развитие и формирование здорового образа жизни, мелкой и крупной моторике,
- картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитее ловкости и внимательности ребенка, развитее вестибулярного аппарата, на развитие опорно-двигательного аппарата;
- картотека экспериментов на развитие любознательности ребенка, предметы для экспериментирования: лабораторные емкости;
- наглядно-дидактические пособия: по истории, культуре, социально-эмоциональному развитию, здоровью, безопасности, ПДД;
- напольная ширма-театр; различные виды театров: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три поросенка», и т.д. - направленный на развитее творческого воображение;
- набор музыкальных инструментов, логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников;
- магнитофон с коллекцией аудиозаписей.
Занятия музыкальные и занятия по физической культуре проводятся специалистами.
В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.
Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они были выше предыдущих).
Развитие речи
Ведущей задачей педагога в развитии речи детей седьмого года жизни, является развитие монологической речи, в частности самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности, что включает в себя овладение понятийным содержанием слова, использования слов- в их переносном и иносказательном значении. Можно выделить следующие задачи:
1. Формирование умения пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
2. Предсказывание произведений близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.
3. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.
4. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам;
5. Умение различать литературные жанры: сказки, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
6. Проявление интереса к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.
Методы: описательные рассказы, пересказ литературных произведений, экспериментирование со словом, сочинение рассказов по сюжетным картинкам, беседа и совместная деятельность, развивающие практические и игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Планируемый результат:
- Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнениями других, расспрашивает о их деятельности, событиях в жизни. Проявляет интерес к речи, как особому объекту познания: с удовольствием разгадывает кроссворды, ребусы, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет свои литературные предпочтения.
- Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению. В речи присутствует рассуждение, доказательство, примеры. Предлагает творческие словесные игры, загадывает загадки, придумывает истории и сюжеты.
- Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в спорах, использует речевые формы убеждения (" я думаю, что..."; "я считаю" и т.д.). Владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеет принять позицию собеседника.
- Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности.
- В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.
- Адекватно и детально отражает в речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.
- Творчески активен в речевой, и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
Перспективно-тематический план
№ п/п |
Месяц |
Раздел |
Темы занятий |
Цель |
Источник, страница |
1 |
Сентябрь |
1,2 |
1,2 - подготовка информационных справок на начало учебного года |
|
|
|
|
|
3. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел |
Закрепить представление композиции сказки (зачин, концовка), использовать выразительные средства языка, формировать подбирать определения к именам существительным, ориентироваться на окончания при согласовании слов |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.47 |
|
|
4. «Домашние птицы» |
4.Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется». |
Связная речь. Учить детей пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста. Грамматика и словарь. Активизировать употребление в речи детей глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц. Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произнесении звуков Ш, Ж, Р изолированно и в скороговорке с изменением силы голоса и темпа речи |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.87 |
2 |
Октябрь |
1. «Откуда хлеб пришел» |
1. Рассказывание по картинке. |
Связная речь. Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений с использованием приема составления письма. Грамматика и словарь. Упражнять детей в согласовании им. прил. с им. сущ. в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова и определение к заданным словам |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.48 |
|
|
2.«Человек, одежда, обувь, головные уборы |
2. Рассказывание по картинке «В школу». |
Связная речь. Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа; учить придумывать события, предшествующие изображенному на картинке сюжету, без помощи воспитателя. Словарь. Активизировать употребление в речи детей слов на тему «Школа» и «Осень»; учить сравнивать и обобщать. Выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления. Звуковая культура речи. Упражнять детей в умении различать звуки С и Ш; развивать интонационную выразительность реи: умение передать предложение с интонацией вопроса, радости и т.п. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.44 |
|
|
3. «Дом, мебель» |
3. Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду» |
Связная речь. Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем; учить самостоятельно, строить сюжет. Грамматика и словарь. Упражнять детей в образовании родительного падежа мн. числа некоторых имен сущ., в словообразовании. Звуковая культура речи. Закреплять у детей умение дифференцировать звуки Ц и Ч, отрабатывать отчетливую дикцию. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр. 53 |
|
|
4. «Осенняя ярмарка. Сад –огород».
|
4. Придумывание сказки на тему: «День рождение зайца» |
Связная речь. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему с использованием выразительных средств языка – описание, диалог; формировать умение составлять сказку по плану; учить при оценке выделять интересный сюжет и обращать внимание на выразительные средства. Грамматика. Упражнять детей в образовании винительного падежа числа имен существительных. Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произнесении слов, скороговорок, развивать дикцию, темп речи, силу голоса.
|
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр. 58 |
Осенние каникулы с 31.10. – 07.11
|
|||||
3 |
Ноябрь |
1. «Перелетные птицы» |
1. Закрепление произношения звуков по картинкам |
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение детьми звуков С и Ш; учить детей различать на слух и внятно выговаривать слова и фразы с ними при произнесении их с различной громкостью и скоростью, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр. 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. «Домашние животные» |
2. Рассказывание по сюжетным картинкам |
Связная речь. Развивать у детей умения составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие изображенному на картинке сюжету; учить грамотно, оценивать содержание рассказов, правильность построения предложений. Грамматика и словарь. Упражнять детей в употреблении им. сущ. в род. падеже мн. числа; учить образовывать им. прил., подбирать к сущ. определения; развивать умение сравнивать. Звуковая культура речи. Упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр. 52 |
|
|
3. «Звери наших лесов» |
3. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». |
Связная речь. Развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно. Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимам к именам прилагательным и глаголам в определенной ситуации. Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков З и Ж, учить различать их в словах; учить произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.50 |
4 |
Декабрь |
1. «Библиотека» |
1. Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом. |
Словарь и работа с предложением. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы к именам прил., оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.59 |
|
|
2. «Зимующие птицы |
2.Рассказывание по серии сюжетных картинок. |
Связная речь. Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок и придумывать оригинальную концовку рассказа; воспитывать способность договариваться между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто продолжать и кто завершать. Словарь. Активизировать употребление в речи детей глаголов настоящего и прошедшего времени ед. и мн. числа. Звуковая культура речи. Закрепить правильное произношение детьми звуков Л и Р, дифференцировать их на слух, отчетливое, внятное произнесение слов; учить быстро произносить скороговорку. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С.
Стр.79 |
|
|
3. «Хвойные деревья» |
3. Придумывание сказки на тему: «Как ежик зайца выручил» |
Связная речь. Учить детей придумывать сказку на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Грамматика. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Словарь. Учить детей подбирать синонимы и антонимы. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.56 |
|
|
4. «Новый год» |
Рассказывание по картинке «Дети Севера» |
Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием у них знаний о жизни Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Словарь. Расширять знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу. Звуковая культура речи. Упражнять детей в подборе коротких и длинных слов. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.68 |
|
|
|
Зимние каникулы с 25.12. – 10.01 |
|
|
5 |
Январь |
2. «Зимние забавы» |
2. Составление рассказа «Как мы играем на участке» на основе личного опыта. |
Связная речь. Развивать у детей умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; учить включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки. Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов; учить составлять рассказ с заданными словами, правильно сочетать по смыслу |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.74 |
|
|
3. «Наш город. Моя улица» |
3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Рассказывание на основе личного опыта |
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта. Грамматика и словарь. Развивать и закреплять у детей умения образовывать степени сравнения имен прил. и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.45 |
|
|
4. «Как звери зимуют» (дикие животные наших лесов) |
Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» в ситуации письменной речи. |
Связная речь. Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Грамматика и словарь. Активизировать употребление в речи детей сложных предложении; обратить внимание на использование в тексте имен прилагательных в краткой форме, внести их в активный словарь; упражнять в образовании и различении однокоренных слов; активизировать употребление в речи синонимов и антонимов |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.83 |
6 |
Февраль |
1. «Игрушки. Народные промыслы» |
1. Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа |
Связная речь. Учить детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции. Звуковая культура речи. Формировать у детей умение различать на слух и при произнесении звонкие и глухие согласные; самостоятельно подбирать слова с заданными звуками и с разной длительностью звучания. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.70 |
|
|
2. «Транспорт» Правила дорожного движения». |
Рассказывание по картинке «Вот так покатался!» |
Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяющий рассказов товарищей; формировать умение использовать выразительные средства при описании зимы. Грамматика и словарь. Учить детей выделять существенные признаки при сравнении предметов и явлений в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи; знакомить с многозначностью слова. Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произнесении звуков З и С, различении их на слух, подборе слов с этими звуками; отрабатывать умение изменять силу голоса и темп речи. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр. 62 |
|
|
3. «День защитника Отечества. Военные профессии». |
3. Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. |
Связная речь. Учит детей самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать ее содержание в соответствии с темой, составлять связной рассказ. Словарь. Активизировать использование в речи детей имен прилагательных; упражнять в подборе синонимов и антонимов к заданному слову; учить понимать значения многозначных слов. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.99 |
|
|
|
Дополнительные каникулы (последняя неделя февраля) |
|
|
7. |
Март |
1. «Почта. Профессии» |
1. Придумывание сказки по картине на предложенную тему. |
Связная речь. Формировать у детей умение придумывать сказку на предложенную тему, передавать специфику жанра. Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, имен сущ. и прил. женского, мужского и среднего родов; упражнять детей в словообразовании. Звуковая культура речи. Учить детей передавать интонацией различные чувства |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.86 |
|
|
2. «8 Марта. Женские профессии» |
2. Рассказывание по картинке «Подарок маме к 8 Марта» и на основе личного опыта. |
Связная речь. Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Словарь. Активизировать употребление в речи детей названий профессий и связанных с ними действий. Звуковая культура речи. Учить детей различать на слух и дифференцировать в произношении звуки Д и Дь; выделять во фразе отдельные слова. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.80 |
|
|
3. «Животные холодных стран» |
3. Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений
|
Словарь. Учить детей выделять общие и индивидуальные признаки предметов; сравнивать их по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия МЕБЕЛЬ, ИГРУШКИ; активизировать употребление в речи глаголов, выражающих разные состояния; учить понимать и объяснять смысл образных выражений, логично ставить вопросы, отгадывать предметы по выделенным признакам |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.75 |
|
|
|
Весенние каникулы с 24.03. – 31.03. |
|
|
8 |
Апрель |
1. «Животные водоемов. Рыбы» |
1. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 2. Рассказывание по сюжетной картинке |
Связная речь. Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. Грамматика. Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слов.
|
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.60 |
|
|
2. «День космонавтики» |
2. Рассказывание по сюжетной картинке |
Связная речь. Закреплять умение у детей составлять рассказ по любой из предложенных картинок. Грамматика и словарь. Упражнять детей в подборе определений и действий предметов, выявлении существенных признаков животных; активизировать использование в речи глаголов в повелительном наклонении |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.95 |
|
|
3. «Школа. Школьные принадлежности» |
3. Составление коллективного рассказа – описания |
Связная речь. Учить детей составлять коллективный рассказ – описание. Звуковая культура речи. Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки Р, Рь; четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять представления о длинных и коротких словах, о членении слов на слоги, об ударении.
|
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.91 |
|
|
4. «Орудия труда. Профессии (обобщение) |
4. Составление связного рассказа «Если бы я был художником…». |
Связная речь. Учить детей составлять рассказ «Если бы я был художником…» с использованием глаголов в форме сослагательного наклонения. Грамматика. Активизировать употребление в речи детей глаголов; учить восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать элементарное обобщенные сведения о способах образования названий действующего лица; сообщить знания о некоторых нормах словообразования, обусловленных традицией. Словарь. Упражнять детей в употреблении форм ед. и мн. числа глагола ХОТЕТЬ. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.64 |
9 |
Май |
1. «День Победы» |
1. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». |
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины. Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов. |
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.72 |
|
|
2. «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство» |
2. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». |
Связная речь. Дать детям представление о рассказе как литературном жанре, закрепить понимание его специфики; учить пересказывать от третьего лица. Словарь и грамматика. Развивать у детей умение подбирать наиболее точные определения и сравнения; упражнять в согласовании имен сущ., прил.
|
Развитие речи детей 6 -7 лет. Ушакова О.С. Стр.94 |
|
|
|
3. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП ДОУ |
|
|
|
|
|
4. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП ДОУ |
|
Художественная литература
На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, проявляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
Программные задачи решаются в разных видах самостоятельной и совместной деятельности детей.
1. Задачи: Обогащение читательского опыта детей, в процессе ознакомления с литературой, развитие умения элементарно анализировать содержание и форму произведения. Важнейшей задачей на данном этапе является поддержание активного тяготения к книге, развитие интереса и любви к ней. Учить устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте.
Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях.
Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности, осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.
Основными методами литературного развития являются: Чтение, рассказывание взрослого, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседы после чтения, беседы о книгах, обобщающие беседы, вечера литературных развлечений, тематические выставки. Важным направлением работы с детьми подготовительной группы становиться ознакомление с писателями и поэтами, художниками иллюстраторами детских книг.
Планируемый результат:
- Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
- Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
- Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
- Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.
- Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты.
- Различает основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.
- Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.
Выразительно исполняет литературные произведения.
- Творчески активен в речевой, театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
- Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...
Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»
Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...