«Коррекция нарушений осанки у детей 3-7 лет»

Введение

Актуальность моей программы заключается в том, что тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена.

После выхода федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), утвержденных приказом Министерства России от 23.11.2009 №665, стало понятно, что многолетняя работа и ее результаты, представленные в данной программе, очень точно попадают в цель и логику новых тенденций дошкольного образования.

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. И уже для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника детей. Дети имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

К сожалению, примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка. По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников. Это проблема не только родителей, но и ортопедов, инструкторов по лечебной физической культуре. И обуслов­лена она не только распространенностью заболеваний ОДА, который усложняет рост и развитие детского организма, но и сложностью, с которой встречаются врачи при коррекции осанки детей дошкольного возраста. Это часто приводит к необратимым структурным изменениям в опорно-двигательном аппара­те, нарушению функций внешнего дыхания, кровообращения, отклоне­ниям в деятельности сердечно - сосудистой системы и органов зрения.

 

Глава 1. Форма работы

Цель моей программы - способствовать формированию правильной осанки у детей 3-7 лет. Для этогонеобходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физио­логических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы, органов чувств у дошкольников.

 

1.1.Задачи программы

Оздоровительные задачи:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.

3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

1. Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость,   подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

2. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельной двигательной деятельности.

2. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Физические упражнения - специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При их выполнении предусматривается то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напря­жения. Все это обеспечивает точный характер движений и по возможно­сти целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата. В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений формируются двигательные на­выки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость и самое главное создается хороший мышечный корсет, способ­ный противостоять деформации, что особенно важно при формировании правильной осанки у дошкольников. В комплекс корригирующей гимнастики включены симметричные корригирующие упражнения, упражнения в равновесии, расслаблении, растягивании, упражнения для увеличения подвижности позвоночника, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища, упражнения, формирующие навык правильной осанки, дыхательные и собственно гимнастические упражнения коррекционного характера, а также упражнения из различных исходных положений (лежа на спине, на животе, сидя, стоя на коленях). Применение специальных упраж­нений c использованием всевозможных предметов и пособий («колючие» мячики разных диаметров, мешочки с песком, «чудо валик», гимнастические палки, обручи, скамейки, «мягкие бревна» и др.) дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, ис­править положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса.

Очень важной игрушкой для ребенка является мяч, потому что он развивает действия рук. Игры с мячом имеют огромную ценность для здоровья ребенка и его развития. Они способствуют развитию глазомера, координации, а также двигательной активности. Большую роль для развития функций мозга малыша играют движения пальцев рук. От их разнообразия зависит интеллектуальное развитие ребенка. Кроме этого движения рук развивают речь, так как нервные импульсы от рук, поступающие в мозг, стимулируют речевые зоны, которые находятся рядом, тем самым те начинают работать более активно. Дети выполняют с мячом самые разные действия - бросают, катают, бегают за ним и т.д. Это дает нагрузку на разные группы мышц. Также ребенок учится хватать, удерживать и перемещать мяч во время ходьбы или бега.

Лечебную физическую культуру с использованием разнообразного оборудования, а особенно с «колючими» мячами при нарушениях осанки следует рассматривать как своеобразную систему обучения и оздоровления дошкольников, на­правленную на развитие способности к правильной постановке тела в различных положениях и при движении. Особенно, «колючий» мяч показан для проведения точечного массажа ладоней и подошв, основываясь на древневосточных принципах иглоукалывания. Его остроконечные иголочки воздействуют на биологически активные точки, незримо улучшая самочувствие, снимая стресс, напряжение и усталость, повышая общий тонус организма. Занятия с «колючим» мячом очень полезны для детей. Вот потому в своей программе я и предлагаю использовать этот мяч на занятиях лечебной физической культуры.

 

1.2. Условия для проведения занятий лечебной физической культуры.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком. Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение.

Занятия лучше проводить примерно в одно и то же время (луч­ше в первой половине дня), регулярно -каждый день или через день, чтобы в них выработалась потребность. Продолжительность занятия согласно Сан ПиНу, учитывая возрастные особенности детей.

На протяжении всего курса лечения не рекомендуется частая смена физических упражнений на занятиях корригирующей гимнастики. Через каждые три месяца комплексы ЛФК изменяются по сложности и длительности выполнения упражнений с добавлением новых элементов, увеличивая нагрузку на мышцы в симметричных упражнениях за счет удлинения рычага, сопротивления (амортизаторы), отягощения в исходном положении лежа (гантели, манжетки с песком).

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего оздоровительного занятия имеет интонационное разнообразие речи инструктора. И, конечно же, непременным условием работы является постоянное наблюдение инструктора за самочувствием и индивидуальной реакцией детей.

Регулярные занятия гимнастикой — одно из основных средств в достижении этих целей. Физические упражнения (в отличие от самостоятельной двигательной деятельности) позволяют ребенку сознательно «работать» над движениями, добиваться качествен­ного их выполнения.

Кроме того, в конце комплекса используется подвижная игра с движениями для закрепления правильного положения осанки.

В домашних условиях занятия желательно проводить в одном, специально подготовленном месте, свободном от мебели. Летом в хорошую погоду можно заниматься где угодно: на полянке, на площадке, во дворе.

Дети любят заниматься в компании, любят сравнивать свои успехи с успехами других детей или членов семьи. Если ребенок занимается один, выполняйте все упражнения вместе с ним играйте и получайте удовольствие от общения.

Свежий, чистый воздух - основное условие; если занятия про­водятся в помещении, его необходимо хорошо проветрить и провести влажную уборку (пыль - сильнейший аллерген).

Одежда ребенка должна быть удобной, легкой, не стесняющей движения. Спортивная форма. может как поднять настроение, так и окончательно испортить его, поэтому позвольте ребенку подобрать её по своему вкусу. Обувь (если занятие проводится дома) не нужна- достаточно тонких хлопчатобумажных носков. В другом случае подойдут спортивные тапочки или чешки.

Время для занятия подбирается в зависимости от занятости родителей. Лучше, если день начинается с зарядки (организм включается в активный рабочий ритм, бодрое настроение сохраняется на весь день), но если нет такой возможности - занятие проводится через некоторое время после завтрака (не ранее чем через 30-40 минут ) или после дневного сна. Иногда часть упражнений (более активных) выполняются в первой половине дня, часть (более спокойных или требующих повторения) – во второй.

 

1.3. Исследование силовых качеств мышечных групп туловища

Инструктор ЛФК проводит измерения силовых качеств мышц спины и брюшного пресса, а также подвижность позвоночника. Измерения проводятся в начале, середине и конце учебного года.

Измерения позвоночника детей производят в исходном положении стоя, ноги прямо, пятки и носки соединены вместе, туловище и голова выпрямлены.

Сгибание (подвижность позвоночника вперед). Наклоняясь вперед, ребенок должен пальцами рук достать плоскость пола у первого пальца стопы. Во время этого движения колени не должны сгибаться. Если ребенок не достает полость пола, то сантиметровой лентой измеряется расстояние от концевой фаланги выпрямленного 3-го пальца кисти до плоскости пола у концевой фаланги первого пальца стопы.

Разгибание (подвижность позвоночника назад). Сантиметровой лентой измерить расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межягодичной складки. Ребенок должен наклонить туловище назад, при этом движении ноги должны оставаться прямыми и в этом положении ребенка измерить то же расстояние. Разница между первым и вторым измерениями будет соответствовать подвижности позвоночника назад.

Наклон в сторону (подвижность позвоночника вправо, влево). Сантиметровой лентой измерить расстояние от концевой фаланги 3-го пальца выпрямленной кисти до плоскости пола у наружной лодыжки стопы, рука прижата к бедру. Наклонить туловище вправо (влево), ноги при этом движении должны быть прямыми, пятки не отрывать от пола, туловище не должно быть отклоняться ни вперед, ни назад. Правая (левая) рука скользит по наружно-боковой поверхности бедра. Повторить первое измерение. Разница между первым и вторым измерениями будет соответствовать подвижности позвоночника вправо (влево). 

Мышцы спины. Ребенок укладывается на медицинскую кушетку на живот, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен положить обе руки на затылок и максимально разогнуть туловище. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц спины. Измерение следует проводить до появления утомления мышц спины, при появлении качательных движений туловища измерение прекратить.

Мышцы живота. Исходное положение ребенка лежа на спине на медицинской кушетке, руки на затылке, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен приподнять прямое туловище до угла 300 к плоскости кушетки. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц живота.

Для определения фронтального искривления позвоночника и на­блюдения в динамике производят следующие измерения:

- определение расстояния от средней линии до остистого отростка
наиболее удаленного позвонка (отвес прикреплен к 7 ш.п., голова на­
клонена вперед);

1. расстояние от нижних углов лопаток до остистых отростков позвоноч­ника (измеряется линейкой);

2. определение полуокружности грудной клетки слева и справа (измеряют сантиметровой лентой от остистых отростков позвоночника че­рез нижний угол лопатки к 4-му межреберью у девочек, у мальчиков по нижнему краю соска) в средней линии грудины;

3. величины треугольников талии;

4. высоты стояния подвздошных костей;

5. длины нижних конечностей;

6. угол наклона таза.(4)

Учет эффективности лечения ведется во вклады­ше к карте ребенка в кабинете лечебной физкультуры, фор­ма № 42.

 

Список литературы

1. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб., «Учитель и ученик», 2002 г.
2. Лечебная физкультура при ортопедических заболеваниях. Сколиоз. – Казань, 2001 г.
3. Методические рекомендации по выявлению патологий ОДА. – М., 1995 г.
4. Нурмухаметова Р.А., Филиппова Т.В. Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при нарушениях осанки и сколиозе. – Казань, 1994 г.
5. Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. – Л., 1981 г.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981 г.
7. Арсланов В.А. Осанка – рабочая поза и здоровье: темы лекций.- Казань: КГПИ, 1987 г.
8. Иванов С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. – М., 1975 г.
9. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. -М.,2003г.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Читайте также

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...