Рабочая программа профилактической направленности для работы с детьми старшего дошкольного возраста
«Правила дорожные знать нам всем положено»

Срок реализации 1 год

 

Общая характеристика и назначение программы

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Программа «Правила дорожные знать нам всем положено»- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Образовательная работа по данной программе построена с учетом принципов обучения (гуманизма, дифференциации интегративности системности, поэтапности, доступности) и определением результатов в конце срока обучения. Разработанные мониторинговые механизмы позволяют оценить эффективность педагогического воздействия по данному направлению.

 

Способы практического использования

Организация работы по программе осуществляется в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по образовательным областям: «Социализация, безопасность, труд», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество» в соответствии с учебным и перспективно-тематическим планированием. В ходе организации образовательной деятельности используются разнообразные формы взаимодействия с воспитанниками, позволяющие формировать, конкретизировать, закреплять и расширять представления детей о правилах дорожного движения:

- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;

- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;

- участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.

 

Оглавление:

1. Пояснительная записка;

2. Цель программы;

3. Задачи;

4. Принципы обучения;

5. Ожидаемые результаты;

6. Формы работы с дошкольниками по программе;

6. Материально-техническое и методическое оснащение процесса обучения;

7. Содержание изучаемого курса;

8. Учебный план;

9. Перспективно-тематический план;

10. Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности;

11. Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка;

13. Литература.

 

Пояснительная записка

Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице.Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Программа «Правила дорожные знать нам всем положено» - это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, динамично развивающийся положительный характер детско-родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям постепенно усложняются, уточняются и дополняются.

Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.

 

Цель программы

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

 

Задачи

1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3. Закрепление знаний о работе светофора.

4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.

 

Принципы обучения

  • Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
  • Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
  • Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
  • Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
  • Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
  • Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.

 

Ожидаемые результаты.

Ребенок знает правила дорожного движения:

  • переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играет на дороге или около проезжей части;
  • переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

 

Ребенок умеет:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

 

Ребенок имеет представление:

  • о работе регулировщика;
  • о работе водителя;
  • о том, как водители заботятся об автомобиле;
  • об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.

 

Формы работы с дошкольниками по программе

Специально организованные мероприятия познавательного цикла:

- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;

- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;

- участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.

Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.

 

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, настольные и плоскостные макеты, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор», рабочая тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице»);

- наглядно-дидактический материал (схемы, модели, мнемотаблицы);

- настольно-печатные игры («Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак»);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули);

- детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения,

- рукописные книги с рассказами детей, отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными («Мы играем в ПДД», «Мой детский сад», «На центральной улице города».)

- консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности;

- презентации.

 

Содержание изучаемого курса

Знакомство детей с дорожными правилами для пешеходов на занятиях познавательно-речевого цикла, во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, во время бесед, при помощи которых спокойно, без нравоучений и назиданий дети входят в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Происходит знакомство с правилами перехода дороги, обучение терминам «перекресток», «площадь», в чем их отличие, беседы по вопросам, разучивание стихотворений. Дети узнают о работе регулировщика: в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, что означают жесты «стой», «внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме и избежать лишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности, в комплекте с методическими рекомендациями целесообразно использовать рабочую тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», в которой широко представлен наглядный материал, даны увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, разрешая которые дети овладевают новыми для них способами действия.

Как правило, у детей нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для обеспечения целенаправленности и преемственности, был введен для родителей «Дневник дорожной безопасности», в котором каждый родитель в конце месяца отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.

Вся работа с дошкольниками построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, окружающих условий и среды.

После проведения ознакомительной работы с дошкольниками, возникает потребность в закреплении полученных знаний. Наиболее целесообразный способ – это организация разнообразной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу», «Перекресток», «На автозаправочной станции», дидактические, настольно-печатные, словесные игры), проведение выставок и конкурсов творческих работ детей, детей и родителей, организация досугов, развлечений, праздников, тематических вечеров («Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик»), семинаров-практикумов с участием детей и родителей.

 

8. Учебный план

В плане представлены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных занятий составляет 25 - 30 минут, подгрупповых и индивидуальных – 8 - 15 минут.

 

Виды и направленность занятий

(образовательные области)

Количество часов, отведенных на практическую деятельность в неделю

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Фронтальные занятия

Социализация, безопасность, труд (интегрированное)

1

0,25

Познание (ориентировка в пространстве)

1

0,25

Физическая культура (Формирование двигательных навыков, умение двигаться в заданном направлении, ловкость, реакция).

0,5

0,25

Художественное творчество

0,5

0,25

 

Перспективно-тематический план

 

Октябрь:

Тема: Знакомимся с улицей.

Цель: Познакомить детей с проспектом Героев-Североморцев, дать представление о том, что наш проспект - это одна из улиц города Мурманска. Познакомить детей с территорией детского сада.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса. Краеведческий диалог «Я иду в детский сад», «Дом, в котором я живу». Технологии развитияречевой активности: словесные игры «Дорога и её элементы», «Кто спешит на помощь»,

Технологии развития ручной умелости: коллаж «Я иду в детский сад», Конструирование из бумаги «Автобус». Технологии двигательной активности: подвижные игры «Цветные автомобили», «Автобусы».

Технология сотрудничества с родителями: «Написание сочинения «Когда я иду по улице с ребенком, то я…». Диагностика уровня знаний детей по ПДД.

Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, мнемотаблицы с изображением атрибутов улицы.

Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

 

Социально-профилактический опыт: воспитывается любовь к родному городу, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки детей.

 

Ноябрь:

Тема: Мой друг - светофор.

Цель: Дать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знания и значения цветов: красный, жёлтый, зелёный. Познакомить с видами светофоров, закрепить знание сигналов светофора.

Технологии: Технологии, способствующие развитию познавательного интереса: наблюдения, рассматривание иллюстраций, экскурсии, видеофильм «Внимание, дорога!».

Технологии развития речевой активности: словесная игра «Доскажи словечко», загадки, стихи. Дидактическая игра «Собери светофор», дидактическая игра «Форма и цвет».

Технологии развития ручной умелости: аппликация "Светофор", лепка "Весёлый светофор".

Технологии развития физических умений: подвижные игры "Трамвай", "Стоп".

Технология сотрудничества с родителями: Анкетирование «Моя семья знает ПДД». Вечер-развлечение: «Мой приятель - Светофор».

Демонстрационный материал: Макет прилегающей территории, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор.

Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты.

 

Социально-профилактический опыт:Формируется культура поведения в условиях дорожного движения, расширяется кругозор, активизируется внимание.

 

Декабрь:

Тема: Внимание, дорога!

Цель: Познакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «водитель», «пешеход», «перекрёсток». Закреплять и расширять знания о правилах поведения в определённых местах, находить выход из различных разыгрываемых ситуаций, формируя навыки свободного ориентирования в пределах ближайшего окружения.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса. Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы. Технологии развития речевой активности: чтение художественной литературы, составление альбомов «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными), «Мы играем в ПДД».

Технологии развития двигательной активности: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Зебра». Технологии развития ручной умелости: рисование «Моя улица», конструирование из картона и цветной бумаги «Цветные автомобили». Технология сотрудничества с родителями: Игра-занятие для родителей с участием сотрудника отдела ГИБДД.

Демонстрационный материал: таблицы и плакаты по ПДД, макет дороги с разметкой, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки на основе декоративного магнита.

Раздаточный материал: цветные карандаши, мелки, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

 

Социально-профилактический опыт: у детей формируется самооценка, самоконтроль и самоорганизация в сфере дорожного движения, совершенствуются физические навыки.

 

Январь:

Тема: «Знаки дорожные – наши друзья»

Цель: Научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Познакомить с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»), запрещающими («Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»), предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»), информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»). Разъяснить детям, что обозначает каждый знак, разыграть ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: чтение художественной детской литературы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов «Смешарики», тематические экскурсии, прогулки.

Технологии развития речевой активности: словесные игры «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», заучивание стихотворений, пословиц.

Технологии развития двигательных навыков и ориентировки в пространстве: «Грузовики», «Кто первый до флажка».

Технологии развития ручной умелости: конструирование из бумаги «Дорожные знаки», изготовление макета дорожного перекрестка.

Технология сотрудничества с родителями: консультация «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?», раздача памяток «Переходи дорогу правильно!».

Демонстрационный материал: мнемотаблицы, фотографии, дорожные знаки на основе декоративного магнита, цветные кружки.

Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, фломастеры, картон, ножницы, клей.

 

Социально-профилактический опыт:активизируется мыслительная деятельность детей путем поиска ответов на поставленные вопросы, сравнения, развивается зрительная память, способность к прогнозированию своих и чужих поступков.

 

Февраль:

Тема: «Транспорт нашего города»

Цель: Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; развивать смекалку и сообразительность, воображение в работе; воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок; умение наблюдать.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса. Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, рассматривание журналов, демонстрация слайдов.

Технологии развития речевой активности: словесные игры «Найди две одинаковые машины», «Специальные машины», «Машины нашего города», загадки, стихи; дидактические игры «Собери автомобиль», «Форма и цвет».

Технологии развития ориентировки на местности: «Глазомер», «Ты - большой, я – маленький».

Технологии развития ручной умелости: конструирование «Автомобиль», изготовление коллажа «Бегут машины в ряд».

Технология сотрудничества с родителями: консультация «Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения», просмотр семейных видеофильмов «Мы - участники дорожного движения».

Демонстрационный материал: модели автомобилей с магнитными элементами, светофор. Макет дороги, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки.

Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты, цветные мелки, упаковочные картонные небольшие коробки. Социально-профилактический опыт:расширяются знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, дети учатся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, развивается интерес к технике.

 

Март:

Тема: «Перекрёсток. Сигналы и движение».

Цель: Учить детей формированию координации движения и реакции на сигнал; организации и проведению узконаправленных подвижных игр; закрепление цвета и формы предметов и видов транспорта.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: дидактические игры «Передвижение в заданном направлении», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку художника», «Что говорит жезл регулировщика?».

Технологии развития речевой активности: сюжетно-ролевая игра «Перекрёсток», словесная игра «Дорога и её элементы», моделирование ситуаций на дороге.

Технологии, способствующие развитию внимания, смекалки, формированию координации и реакции на сигнал: подвижные игры «Светофор», «Стоп», развлечение «Юный регулировщик».

Технологии развития ручной умелости: выпуск газеты «Внимание, дорога!», «налеп» из солёного теста «Сказочные автомобили», конструктивная игра «Автомобили и пешеходы».

Технология сотрудничества с родителями: игровой тренинг с участием детей и родителей «Красный, желтый, зеленый».

Демонстрационный материал: схемы жестов регулировщика, жезл, фуражка, таблицы, фланелеграф.

Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, наборы конструктора «Лего».

 

Социально-профилактический опыт: дети учатся наблюдать и правильно оценивать простые дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.

 

Апрель.

Тема: «Когда мы пассажиры»

Цель: Добиваться того, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир»; получили представление о правилах поведения в общественном транспорте; воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: целевая экскурсия к остановке общественного транспорта, наблюдение, мультфильм «Смешарики», беседы.

Технологии развития речевой активности: словесные игры, чтение художественной литературы, стихи.

Технологии способствующие развитию двигательных навыков: хороводные и музыкальные игры «Машины, машины…», «Автобус».

Технологии развития ручной умелости: аппликация «Автобус», составление рассказов из личного опыта «В автобусе...».

Технология сотрудничества с родителями: организация выставки макетов, рисунков, поделок по ПДД «Мы любим мастерить».

Демонстрационный материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.

Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

 

Социально-профилактический опыт: дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, ответственность за своё поведение, уверенность в действиях.

 

Май.

Тема: «Правила дорожные знать нам всем положено»

Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении на улице, уточнить и дополнить, дать детям чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: экскурсия по проспекту Героев-Североморцев, чтение художественной литературы, загадки, беседы, проблемные ситуации.

Технологии развития речевой активности: игровой тренинг «Правила дорожные знать нам всем положено», интервьюирование «Мы по улице идём». Технологии развития реакции на сигнал: подвижные игры «Светофор», «Мы юные автомобилисты».

Технологии развития ручной умелости: изготовление картотеки «опасных ситуаций», коллаж "Мой город".

Технология сотрудничества с родителями: совместный с родителями досуг по правилам дорожного движения "Мы играем в ПДД".

Мониторинг освоения программы дополнительного образования.

Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.

Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, пластилин.

 

Социально-профилактический опыт: закрепляются полученные знания и формируется сознательное отношение к соблюдению ПДД. Формируется чувство ответственности – дети понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.

 

Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность внедрения программы дополнительного образования и рациональность организации образовательного процесса в группе детско­го сада, определить уровень сформированности конкретных знаний относительно данного программного раздела.

Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка.

Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.

Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

- планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;

- отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;

- использовании современных методик и технологий развивающего обучения;

- в создании предметно-развивающей пространственной среды группы;

- в организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

- в определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.

 

Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения в старшей группе.

 

Фамилия, имя ребёнка:

 

Дата обследования:

 

Вопросы по которым проводится опрос и обследование

Баллы

1

2

3

Какие виды транспорта ты знаешь?

 

 

 

Для чего нужен пассажирский транспорт?

 

 

 

Где его ожидают люди?

 

 

 

Где его ожидают люди?

 

 

 

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

 

 

 

Правила поведения в общественном транспорте.

 

 

 

Что такое перекрёсток?

 

 

 

Что такое «зебра»?

 

 

 

Для чего нужен «Островок безопасности»?

 

 

 

Кто контролирует движение?

 

 

 

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.

 

 

 

На какие две части делится дорога?

 

 

 

Правила перехода улицы.

 

 

 

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

 

 

 

Где разрешается ездить на велосипеде?

 

 

 

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!».

 

 

 

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход».

 

 

 

Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка».

 

 

 

Покажи дорожный знак «Велосипедное движение».

 

 

 

Результаты подсчета

высокий

средний

низкий

Суммарный диапазон

38-57

29-37

19-28

 

Характеристика уровней при оценке знаний детьми

 

Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним(I)

«1» балл.

Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

 

Средний уровень (II)

«2» балла.

Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

 

Высокий уровень (III)

«3» балла

Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

 

Литература:

1. Елжова Н.В. ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. /Под общ. ред. В.А.Федорова. – М: Издательский Дом Третий Рим, 2002.

3. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.

4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издатальство Скрипторий 2003», 2005.

5.Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 6.Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.3-7 лет /Саулина.

7. Авдеева. Безопасность. Мет. Пос. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011

8. Баряева. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ. Издательство: М.: Дрофа, 2008 9.Вдовиченко. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Читайте также

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...