Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей (детский сад 59) осуществляет образовательную и медицинскую деятельность по профилактике и укреплению здоровья воспитанников на основании лицензий: «Лицензия на право ведения образовательной деятельности» № 11513 от 04 октября 2011 г., «Лицензия на осуществление медицинской деятельности» № ЛО-42-01-001804 от 12 февраля 2013г.

При составлении настоящей программы учитывались следующие нормативные документы международного и федерального уровня:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

2. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.)

3. Закон РФ (от 29.12 2012 г.№ 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24.07.98 г. №124 - ФЗ);

5. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (21.12.96 г. №159 - ФЗ);

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства и науки РФ от 23.11.2009 г. №655).

7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07. 2011 г. № 2151)

8. СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010.

9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ (от 27.10.2011 г.№ 2562).

Данная программа разрабатывалась педагогическим коллективом с учётом Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.Мозаика – Синтез, издание 2-е исправленное и дополнительное 2005 год, (Москва Мозаика-Синтез. Допущено Министерством образования и науки РФ) .

Общеобразовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса. Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг.

Содержание программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Детский сад 59 – детский сад общеразвивающей направленности. В соответствии с Уставом в учреждении функционирует 7 групп для детей в возрасте от 2 до 7 лет.

1 младшая группа «Кроха» для детей от 2 до 3 лет (23 ребёнка),

2 младшая группа «Капитошки» для детей от 3 до 4 лет (22 ребёнка),

2 младшая группа «Дружная семейка» для детей от 3 до 4 лет (24 ребёнка),

Средняя группа «Звездочки» для детей от 4 до 5 лет (24 ребёнка),

Старшая группа «Любознайки» для детей от 5 до 6 лет (21 ребёнок),

Подготовительная группа «Солнышко» для детей от 6 до 7 лет (25 детей),

Подготовительная группа «Гномики» для детей от 6 до 7 лет (17 детей).

В 1 младшей группе длядетей возраста от 2 до 3 лет реализуют основную часть общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально – личностного и художественно-эстетического развития.

В 2 младшей группе длядетей возраста от 3 до 4 лет реализуют основную часть общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально – личностного и художественно-эстетического развития.

В средней группе общеразвивающей направленности длядетей возраста от 4 до 5 лет реализуют основную часть общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально – личностного и художественно-эстетического развития

В старшей группе общеразвивающей направленности для детей возраста от 5 до 6 лет реализуют основную часть общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально – личностного и художественно-эстетического развития, вариативную часть по приоритетному осуществлению социально-личностному развитию детей.

В подготовительной группе общеразвивающей направленности для детей возраста от 6 до 7 лет реализуют основную часть общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально – личностного и художественно-эстетического развития, вариативную часть по приоритетному осуществлению социально-личностного развития детей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, представлены в приложении № 1.

Группы функционируют в режиме 5 дневной рабочей недели. График работы: с 7.00 до 19.00, суббота, воскресенье - выходные дни.

Деятельность учреждения направлена на:

  • социально – личностное развитие детей;
  • обеспечение эмоционально-психического благополучия каждого ребенка;
  • охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей;
  • взаимодействие с семьей воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка;
  • охрану законных прав и интересов воспитанников, обеспечение социальной защиты ребенка.

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения определены его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетом социально-личностного развития детей. Основные виды услуг: общеразвивающие.

Дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 59 является звеном муниципальной системы образования Киселевского городского округа, обеспечивающим право семьи на:

  • оказание помощи в образовании, интеллектуальном и личностном развитии детей дошкольного возраста;
  • охрану и укрепление их физического и психического здоровья дошкольника;
  • развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции в психическом развитии ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Концепция развития учреждения детский сад 59 предполагает усовершенствование содержания педагогической деятельности, направленной на подготовку ребенка к дальнейшему обучению, сохранению его психического и физического здоровья, развитие индивидуальных способностей через преемственность дошкольного и школьного образования.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Для достижения цели решаем следующие задачи:

1. Создавать методические, кадровые, управленческие, финансово-экономические, материально-технические условия для дальнейшего развития и функционирования детского сада 59.

2. Обновлять содержание образования путём использования парциальных инновационных программ.

3. Повышать качество образовательного процесса, обеспечивая выполнение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по всем направлениям развития дошкольников.

4. Создавать в детском коллективе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, доброжелательными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами каждого ребёнка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи. Обеспечение участие семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Особенностью осуществления образовательного процесса является создание условий для разнообразной деятельности детей, позволяющей обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов построения развивающей среды:

- принцип эмоциональной комфортности, основанный на создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребенка; создание «личного пространства»;

- принцип эстетической организации среды, сочетание различных стилей побуждает ребенка к активной творческой деятельности;

- принцип доступности и гибкого зонирования, позволяющий каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим;

- возможность совместного участия взрослых и детей в создании окружающей среды в процессе создания коллажей, опытно-экспериментальной работы, выставок, коллекций.

С учетом приоритетного направления в работе детского сада 59 организовано взаимодействие с другими образовательными учреждениями: МОУ лицей № 1,Центром диагностики и консультирования, в рамках которого составляются план работы на новый учебный год.

Образовательный процесс строится на основе индивидуального контакта воспитателей с каждым ребенком, особого стиля поведения детей, определенного микроклимата в детском коллективе, взаимодействия с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Основной формой работы с детьми дошкольного воз­раста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация общеобразовательной программы осуществляется в основных моделях организации общеобразовательной программы:

1. Непосредственно образовательная деятельность взрослого и детей.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Решение образовательных задач в рамках первой модели, совместной деятельности взрослого и детей, осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Решение образовательных задач в этом случае сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.), а также в самостоятельной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).

В течение двух недель в сентябре и мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.

Организационной основой реализации Программы является Примерный календарь праздников (событий). Праздники, как форма работы, с учетом их общей социально-личностной направленности и ориентированности, включены в область «Социализация» независимо от конкретной тематики каждого из них и интеграции с другими образовательными областями Программы.

Общеобразовательная программа состоит из 2-х частей:

- обязательная часть программы (инвариантная) реализуется во всех группах и обеспечивает достойный уровень личностного, интеллектуального, физического развития детей для успешного освоения ими общеобразовательной программы.

- вторая часть программы (вариативная), сформирована участниками образовательного процесса и отражает особенности образовательного процесса детского сада 59, а именно: с приоритетное осуществление социально-личностного развития детей.

Основными принципами, положенными в основу основной общеобразовательной программы, являются следующие:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • принцип научной обоснованности и практи­ческой применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • критерии полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материа­ле, максимально приближаться к разумному «миниму­му»);
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможно­стями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предусматривает решение программных образователь­ных задач в совместной деятельности взрослого и де­тей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельно­сти, но и при проведении режимных моментов в соот­ветствии со спецификой дошкольного образования. Данный принцип предполагает построение образовательного процес­са на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 

Полную версию работы можно скачать здесь .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из…

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из опыта работы Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений...

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в…

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе«Путешествие в осенний лес»

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...