План-программа дополнительного образования детей
«Бумажная фантазия»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: дети от 4 - 7 лет
Пояснительная записка
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Необходимость создания программы:
- Приоритетное направление детского сада «Художественно-эстетическое развитие»;
- Предложение родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
- Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Практическая значимость:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Цель программы:
- Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи первого года обучения:
- Формировать интерес к бумагопластике.
- Практически знакомить со свойствами бумаги.
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
- Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи третьего года обучения:
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
- Формировать относительную устойчивость замысла.
- Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
- Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Организация занятий кружка:
Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 3 года обучения.Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 4-5 лет (20мин.), для детей 5-6 лет (25 мин.), для детей 6-7 лет (30 мин.). По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Формы и методы контроля:
- Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
- Педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника.
- Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
- Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.
Ожидаемый результат обучения детей является развитие:
- Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
- Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
- Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
- Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
- Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Календарно-тематический план 1-го года обучения
Презентация кружка «Бумажная фантазия»
Цель. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.
Приглашение в мир мастерства и красоты
Цель. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.
месяц |
неделя |
Тема занятия
|
Цель |
СЕНТЯБРЬ |
1 |
Знакомство с бумагой |
Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары. |
2 |
Пирамидка |
Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
|
3 |
Портрет солнышка (с элементами аппликации) |
Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты; располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
|
4 |
Травка (с элементами рисования) |
Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. |
|
ОКТЯБРЬ |
1 |
На яблоне поспели яблоки |
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. |
2 |
Гусеница (с элементами аппликации) |
Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей. |
|
3 |
Осень в гости к нам пришла (с элементами рисования) |
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу). |
|
4 |
Ягодки рябины |
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. |
|
НОЯБРЬ
|
1 |
Воздушные шарики |
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой). |
2 |
Улитка (с элементами рисования) |
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
|
3 |
Мышка |
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять деталями изображение. |
|
4 |
Снег идет (с элементами аппликации) |
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). |
|
ДЕКАБРЬ |
1 |
Снеговик |
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков. |
2 |
Маленькая елочка |
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
|
3 |
Новогодняя открытка |
Композиционное решение - цветом, формой. Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики. Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного решения. |
|
4 |
Бусы на елочку (коллективная работа) |
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета. |
|
ЯНВАРЬ
|
1 |
Елочка нарядная в гости к нам пришла |
Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм. |
2 |
Вот зима кругом бело |
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике. |
|
3 |
Зайчик |
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Дополнять деталями изображение. |
|
4 |
Бусы в подарок |
Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук, |
|
ФЕВРАЛЬ |
1 |
Валентинка |
Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги, учить детей делать валентинки. Воспитывать интерес к ручному труду. |
2 |
Кораблик (с элементами рисования) |
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать точность и координацию движений. |
|
3 |
Самолеты |
Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции. |
|
4 |
Светофор |
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. |
|
МАРТ |
1 |
Цветок в вазе (с элементами аппликации) |
Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. |
2 |
Мимоза |
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги. |
|
3 |
Подснежник (с элементами рисования) |
Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать приемов и способов бумажной пластики в изображении цветов. |
|
4 |
Рыбки в аквариуме (коллективная работа) |
Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать коллективно. |
|
АПРЕЛЬ |
1 |
Ландыши |
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Создавать образы путем соединения простых геометрических форм. |
2 |
Цып, цып, цыплятки желтые ребятки (коллективная работа) |
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
|
3 |
Жил был ежик |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
4 |
Ледоход |
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). |
|
МАЙ |
1 |
Радуга-дуга (с элементами аппликации) |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 |
Божья коровка |
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента — дорисовывания. |
|
3 |
Бабочка |
Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала. |
|
4 |
Одуванчики (коллективная работа) |
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик. Использование элемента — дорисовывания. |
|
ИЮНЬ |
1 |
Муравейник |
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
2 |
Стрекоза |
Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала. |
|
3 |
Ягоды |
Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять композиции. Развивать точность и координацию движений. |
|
4 |
Ромашки на лужайке (коллективная работа) |
Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. |
Календарно-тематический план 2-го года обучения
месяц |
неделя |
Тема занятия
|
Цель |
СЕНТЯБРЬ |
1 |
«Листопад» |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 |
«Корзина» |
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
|
3 |
«Чудо-дерево» |
Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. |
|
4 |
«Яблоки в вазе» |
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. |
|
ОКТЯБРЬ |
1 |
«Жучки и паучки» (с элементами рисования)
|
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
2 |
«Ладошка – осьминожка»
|
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
3 |
«Лодочки под солнцем» (с элементами рисования)
|
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
|
|
4 |
«Полосатый коврик» (с элементами аппликации) |
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
НОЯБРЬ
|
1 |
«Рыбки играют» (с элементами рисования)
|
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
2 |
«Украсим рукавичку» (с элементами аппликации)
|
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
|
3 |
«Бусы на ёлку»
|
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
|
4 |
«Наша ёлочка» (с элементами аппликации) |
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
|
ДЕКАБРЬ |
1 |
«Снеговичок» (с элементами аппликации)
|
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
2 |
«Весёлый поезд»
|
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
3 |
«Парусник» (с элементами рисования)
|
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
|
4 |
«Ракета»
|
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
|
ЯНВАРЬ
|
1 |
«Красивые салфетки»
|
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 |
«Букет роз»
|
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
3 |
«Сосульки на крыше» (с элементами рисования)
|
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план. |
|
4 |
«Космический коллаж» (коллективная работа) |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
|
ФЕВРАЛЬ |
1 |
«Снегири» (коллективная работа с элементами рисования) |
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
2 |
Поздравительная открытка для папы |
Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. |
|
3 |
«Валентинка» |
Продолжать знакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Воспитывать интерес к ручному труду. |
|
4 |
«Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования) |
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. |
|
МАРТ |
1 |
«Открытка для бабушки» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Гиацинты» |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
|
3 |
«Красивый букет» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
4 |
«Часы» |
Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной поверхности. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
|
АПРЕЛЬ |
1 |
«Кактус» |
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
2 |
«Веточка вербы» (с элементами рисования) |
Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов. Развивать чувство композиции. |
|
3 |
«Пасхальное яйцо» |
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умение восхищаться природными формами и красками. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. |
|
4 |
«Сорока-белобока» (с элементами рисования) |
Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали , загибать углы. Дорисовывать глаза, клюв и т. д. до завершения образа. |
|
МАЙ |
1 |
Панно «Ландыши» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
2 |
«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция с элементами рисования)
|
Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию. |
|
3 |
«Кошка» (с элементами аппликации) |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
4 |
«Бабочка красавица»
|
Расширить представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. |
|
ИЮНЬ |
1 |
«Подарок другу» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Веточка сирени» (с элементами аппликации) |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
|
3 |
«Веер» |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
|
4 |
«Подсолнухи» (коллективная работа) |
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
Календарно-тематический план 3-го года обучения
месяц |
неделя |
Тема занятия |
Цель |
СЕНТЯБРЬ |
1 |
«Солнышко из тарелочки» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
2 |
«Осень золотая» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
3 |
«Кисть винограда на тарелочке» |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
|
4 |
«Цыпленок из тарелочки» |
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
|
ОКТЯБРЬ |
1 |
«Корзина с цветами» |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
2 |
«Еж» |
Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. |
|
3 |
«Рыбка из тарелочки» |
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. |
|
|
4 |
«Утка» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
НОЯБРЬ
|
1 |
«Овечка из тарелочки» |
Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. |
2 |
«Пингвин» |
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
|
3 |
«Лев из тарелочки» |
Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. |
|
4 |
«Снеговик из тарелочек» |
Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Продолжать умение вырезать круги из квадратов, путем сложения его пополам. |
|
ДЕКАБРЬ |
1 |
«Елочка из ладошек» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Елочная игрушка» |
Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. |
|
3 |
«Рождественский венок» |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
|
4 |
«Змея из тарелочки» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
ЯНВАРЬ
|
1 |
«Новогодняя маска» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Снежинка» |
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. |
|
3 |
«Заяц из тарелочки» |
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. |
|
4 |
«Зимние узоры» |
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план. |
|
ФЕВРАЛЬ |
1 |
«Валентинка» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Рамка для фото из тарелочки» |
Познакомить детей с одним из видов работы с бумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук; учить читать рисунок. |
|
3 |
«Открытка к 23 февраля» |
Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. |
|
4 |
«Медведь из тарелочки» |
Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу. |
|
МАРТ |
1 |
«Розы на диске» |
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
2 |
«Ромашки из ватных дисков» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
|
3 |
«Украсим вазу» |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
|
4 |
«Дракончик из тарелочки» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
АПРЕЛЬ |
1 |
«Пасхальный сувенир» |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Подснежники» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
|
3 |
«Пудель» |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
|
4 |
«Черепашка из тарелочки» |
Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. |
|
МАЙ |
1 |
«Курочки из тарелочки» |
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 |
«Цыплята» |
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. |
|
3 |
«Цветы в горшочке» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
|
4 |
«Золотая рыбка» |
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. |
|
ИЮНЬ |
1 |
Подарок другу |
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 |
«Дерево – топиарии» |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
|
3 |
«Насекомые» |
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
|
4 |
«Подсолнух» (бумага+крупа) |
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
Таблица 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
Критерии (индикаторы) |
Высокий уровень (3 балла) |
Средний уровень (2 балла) |
Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность. |
Повышенный интерес, творческая активность. |
Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога |
Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность. |
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. |
Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. |
Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). |
Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. |
Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. |
Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. |
По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. |
На полосе листа с незначительными элементами. |
Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. |
Хорошо развита моторика рук, аккуратность. |
Ручная умелость развита. |
Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность. |
Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. |
Требуется незначительная помощь. |
Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Таблица 2
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной художественной техники бумагопластика
№ |
Ф.И.ребенка |
Творческая активность |
Новизна, оригинальность |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы) |
Композиция |
Общая Ручная умелость |
Самостоятель ность |
Баллы |
Список литературы:
1. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.-96 с.;
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ; СПб.;Сова, 2009.
5. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
В нашем садике родном, очень весело живем
В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...