«Воспитание маленького белоярца – большого гражданина России»
Программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста

 

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев

 

Пояснительная записка

Концепция дошкольного воспитания предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретет основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям.

Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI – века утвержденной приоритетными гуманистическими общечеловеческими ценностями. Поддерживающая национальные и региональные культурные традиции, а также на Концепцию национальной общеобразовательной политики РФ.

Так, в Национальной доктрине образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.

Граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Личностно – ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Гражданско – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. В работе по гражданско – патриотическому воспитанию особое значение имеет формирования у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к чужим проблемам, умение выражать несогласие и отстаивать совою точку зрения.

Таким образом, патриотизм – любовь к Родине преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатство – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Вместе с тем уже в детском саду возможно и необходимо формирование основ гражданственности, как личностного качества ребенка – члена общества.

 

Актуальность:

Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

В настоящее время наше общество переживает непростой исторический период. И самая большая опасность - это разрушение личности. Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность, агрессивность и жестокость в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость, чему в немалой степени способствуют средства массовой информации. С экранов телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жесткости. С момента массовой компьютеризации нашей страны резко возросло количество жестких и кровавых компьютерных игр. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности.

 

Обоснование актуальности:

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек - гражданин.

Воспитание гражданско - патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают педагогов дошкольного учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека, как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Гражданско- патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Большинство программ по дошкольному воспитанию предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению с правами детей, и с избирательным правом страны. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал.

 

Новизна:

Новизна данной программы заключается в том, что в дошкольном образовании в базовых программах основным направлением является воспитание нравственности, а патриотичность, гражданственность рассматривается либо в малой степени, либо отсутствует вообще.

 

Цель программы:

Формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста, как предпосылки их социализации в демократическом обществе.

 

Задачи программы:

1. Приобщить детей к регионально значимым, общечеловеческим ценностям, воспитывать гражданскую активность, толерантное отношение к представителям других культур.

2. Формировать первые представления и понятия, об элементарных правовых нормах, избирательном праве.

3. Уметь осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность.

 

Ожидаемый результат:

Занимаясь основами гражданско-правового воспитания, с детьми дошкольного возраста в условиях многонационального региона, мы преследуем следующие цели:

- Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других;

- Подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества

- Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданско- правовому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.

 

Перспективы дальнейшего развития программы, возможности распространения опыта ее реализации.

  • Объединение традиции общественного и семейного воспитания в целостный развивающийся процесс на основе единых социокультурных ценностей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства «образовательное учреждение-семья-личность
  • Обмен опытом, знакомство с опытом работы педагогов Муниципального образования «Алтайский район».
  • Обмен опытом, знакомство с опытом работы педагогов Республики.

 

Участники реализации программы:

Дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители

воспитанников

 

Сфера использования программы:

Программа предназначена для организации работы по формированию первичных представлений об избирательном праве у старших дошкольников

 

Круг пользователей:

Педагоги ДОУ, начальной школы, родители.

 

Структура программы:

Состоит из трех блоков, раскрывающих сущность и внутреннюю логику становления основ гражданско-правовой культуры личности.

 

 

I блок

«Ребенок – человек – гражданин» - посвящен духовно – нравственному становлению гражданских качеств, включает работу по приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям, формированию нравственных преставлений. Знакомит детей с культурными традициями, ценностями, обычаями русских и хакасских народов.

Цель:

Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Задачи:

- Систематизировать знание детей о своей стране, республики, районе, селе, семьи;

- Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;

- Знакомить с национальными костюмами, обычаями, традициями, праздниками, традициями еде, играми других национальностей, национальными героями, историей национальных святынь;

- Учить толерантности по отношению к людям разной национальности и людям, имеющим разный уровень жизни, все люди имеют одни и те же права и обязанности.

 

II блок

«Наше государство – Россия» - (гражданско-патриотическое воспитание) направлено на формирование представлений у детей о государстве, о большой и малой Родине, раскрывает государственную символику, способствует формированию патриотических чувств.

Цель:

Формирование основ правового сознания дошкольников,

первоначальных представлений о морали и праве, о законах государства.

Задачи:

- Познакомить с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России, записанными в ней; с символикой России и Хакасии.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;

- В привлекательной и соответствующей возрасту форме познакомить с популярным изложением международных документов по защите прав человека.

 

III блок

«Мы тоже имеем права» - (правовое воспитание) позволяет познакомить с ценностями демократического общества, изучить основы права и свободы человека, особое внимание уделяется избирательному праву.

Цель:

Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других.

Задачи:

- Формировать первичные представления об избирательном праве;

- Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;

- Формировать основы правовой культуры будущих избирателей;

- Развивать у детей самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;

- Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.

 

Содержание программы

Блок I

«Ребенок – человек – гражданин»

(духовно – нравственное становление гражданских качеств)

1. Общечеловеческие ценности (жизнь, истина, добро, красота) является основой существования всего человечества. К слагаемым духовно – нравственных ценностей личности относятся: совесть, любовь, вера, надежда, честь, достоинство, благородство. Нравственные качества принято считать основой гражданской позиции (сострадание, толерантность, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, благородство).

2. Без духовности и благородства человек способен на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего. Жизнь должна быть пропитана возвышенными и утонченными образами любви, красоты, доброты, мужества, нравственности, которые питают душу и сердце, ведут к раскрытию и проявлении благородности личности, нравственных представлений, суждений, привычек, совести.

Личностные качества гражданина: ответственность, инициативность, самооценка, самовыражение; основы гражданской позиции.

3. Культурное наследие народов России и Хакасии входит в общее наследие человечества. Осознать творческие достоинства культуры России и Хакасии,

значит, проникнуться благодарностью и уважением к трудам великих соотечественников, к тем духовным ценностям, которыми живут российские народы.

4. Сохранение и приумножение ценностей культуры России и Хакасии – общая забота каждого благородного человека и гражданина.

 

Результаты

Ребенок должен знать:

1. Представление о своей родословной;

2. Народные традиции и обычаи русских и хакасских народов;

3. Народные русские, хакасские и сказки других народов, игры, мифы, легенды, пословицы, поговорки; особенности русского и хакасского национального костюма;

4. Отдельные культурные достопримечательности России и Хакасии;

5. Великих людей России и Хакасии (богатыри, художники, поэты и др.).

Ребенок должен иметь представление:

1. О человеке и гражданстве;

2. О духовно – нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истина, добро, красота и другие;

3.О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

4. Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края.

Ребенок должен уметь:

1. Проявлять познавательный интерес к культуре, быту и истории своего народа и народов, населяющих Россию;

2. Узнавать изученные произведения русских и хакасских писателей, художников, композиторов (по отрывкам и репродукциям), приводить примеры 2-3 известных произведений;

3. Участвовать в работе по подготовке выставок, конкурсов на культурно – исторические темы.

 

Блок II

«Наше государство – Россия»

(гражданско-патриотическое воспитание)

1. Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна, в которой живут люди разных национальностей со своими обычаями. Люди в России говорят на разных языках. Все люди живущие граждане России.

2. Расположение на карте России, месторасположение рек, озер, морей, гор и других городов, сел.

3. Москва главный город нашей Родины – столица. В Москве работают те кто управляют государством. В нашей стране есть символика: герб, флаг и гимн. Президент – глава государства, в помощь президенту создается правительство. Государственная Дума принимает законы, по которым живет страна. Законы издаются, чтобы людям жилось лучше. На защите граждан стоит наша армия и милиция.

4. У взрослых есть государственный документ – паспорт, диплом, аттестат об образовании, медицинский полис, у детей – свидетельство о рождении, медицинский полис.

5. Республика Хакасия – наша малая Родина. Есть заповедные места, реки, озера, горы. Хакасские музеи под открытым небом (курганы, древние города, наскальная живопись, каменные изваяния). Государственная символика Хакасии: герб, гимн. Абакан – столица Хакасии. Человек, который управляет народом, называется Главой. Главе со всем помогают люди, которые работают в Администрации города (села).

 

Результаты

Ребенок должен знать:

1. Название страны, ее главного города;

2. Название столицы Хакасии, родного города, села;

3. Имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества и Хакасии.

Ребенок должен иметь представление:

1. О Российской Федерации и Республике Хакасия; о столицах России и Хакасии; о государственной структуре и символике;

2. О карте России и Республики Хакасия; о Земле, о людях, живущих на нашей планете;

3. О государственных и народных праздниках;

4. О законодательной и исполнительной власти;

5. О Российской армии, ее символиках и традициях.

Ребенок должен уметь:

1. Испытывать гордость за свою Родину и ее героев;

2. Приводить примеры достопримечательностей России и Хакасии;

3. Эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране и родном крае (праздники, выборы, спортивные мероприятия).

 

Блок III

«Мы тоже имеем права»

(правовое воспитание)

1. Каждый человек, который родился в России, является гражданином нашей страны, они сами выбирают место своего проживания.

Граждане РФ знают, что в стране существуют правила и законы. Главный закон нашей страны – Конституция РФ. В Конституции прописаны основные права и обязанности гражданина нашей страны.

2. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию. Гражданин – человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к стране, в которой живет.

3. Группа - это такая маленькая страна, в которой дети тоже должны следовать правилам поведения, они могут участвовать в изменении и создании новых правил в группе.

4. Права ребенка закреплены в Конвенции о правах ребенка.

У каждого гражданина есть право на имя. Каждый ребенок имеет право учится в школе. Каждый человек имеет право на труд, на выбор работы. За работу каждый человек получает заработную плату. Каждый гражданин имеет право по своему желанию объединяться в разные группы, союзы, партии.

5. У каждого гражданина есть право иметь собственное мнение и высказывать его людям. На выборах каждый гражданин голосует, он так же высказывает свое мнение. Важно уметь делать правильный выбор и нести ответственность за принятые решения.

 

Результаты

Ребенок должен знать:

1. знать свое имя, место проживание, членов своей семьи;

2. свои права и обязанности;

Ребенок должен иметь представление:

1. О Конституции своей страны; о правах и законах;

2. О Конвенции о правах ребенка

3. О основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право исповедовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);

4. О ценностях демократического общества; о гражданской ответственности.

5. О выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов;

Ребенок должен уметь:

1. Уважать права и свободы друг друга;

2. Выполнять установленные нормы и правила поведения;

3. Умение осуществлять самостоятельно свой выбор и осознавать его;

4. Выражать свое, отношение к явлениям окружающей действительности (выборы, собрания).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам Цель: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность. Закрепление у детей знаний об одном из жанров...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...