«Воспитание маленького белоярца – большого гражданина России»
Программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Концепция дошкольного воспитания предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретет основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям.
Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI – века утвержденной приоритетными гуманистическими общечеловеческими ценностями. Поддерживающая национальные и региональные культурные традиции, а также на Концепцию национальной общеобразовательной политики РФ.
Так, в Национальной доктрине образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.
Граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Личностно – ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Гражданско – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. В работе по гражданско – патриотическому воспитанию особое значение имеет формирования у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к чужим проблемам, умение выражать несогласие и отстаивать совою точку зрения.
Таким образом, патриотизм – любовь к Родине преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатство – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Вместе с тем уже в детском саду возможно и необходимо формирование основ гражданственности, как личностного качества ребенка – члена общества.
Актуальность:
Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
В настоящее время наше общество переживает непростой исторический период. И самая большая опасность - это разрушение личности. Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность, агрессивность и жестокость в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость, чему в немалой степени способствуют средства массовой информации. С экранов телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жесткости. С момента массовой компьютеризации нашей страны резко возросло количество жестких и кровавых компьютерных игр. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности.
Обоснование актуальности:
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек - гражданин.
Воспитание гражданско - патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают педагогов дошкольного учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека, как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Гражданско- патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Большинство программ по дошкольному воспитанию предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению с правами детей, и с избирательным правом страны. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал.
Новизна:
Новизна данной программы заключается в том, что в дошкольном образовании в базовых программах основным направлением является воспитание нравственности, а патриотичность, гражданственность рассматривается либо в малой степени, либо отсутствует вообще.
Цель программы:
Формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста, как предпосылки их социализации в демократическом обществе.
Задачи программы:
1. Приобщить детей к регионально значимым, общечеловеческим ценностям, воспитывать гражданскую активность, толерантное отношение к представителям других культур.
2. Формировать первые представления и понятия, об элементарных правовых нормах, избирательном праве.
3. Уметь осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность.
Ожидаемый результат:
Занимаясь основами гражданско-правового воспитания, с детьми дошкольного возраста в условиях многонационального региона, мы преследуем следующие цели:
- Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других;
- Подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества
- Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданско- правовому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.
Перспективы дальнейшего развития программы, возможности распространения опыта ее реализации.
- Объединение традиции общественного и семейного воспитания в целостный развивающийся процесс на основе единых социокультурных ценностей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства «образовательное учреждение-семья-личность
- Обмен опытом, знакомство с опытом работы педагогов Муниципального образования «Алтайский район».
- Обмен опытом, знакомство с опытом работы педагогов Республики.
Участники реализации программы:
Дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители
воспитанников
Сфера использования программы:
Программа предназначена для организации работы по формированию первичных представлений об избирательном праве у старших дошкольников
Круг пользователей:
Педагоги ДОУ, начальной школы, родители.
Структура программы:
Состоит из трех блоков, раскрывающих сущность и внутреннюю логику становления основ гражданско-правовой культуры личности.
I блок
«Ребенок – человек – гражданин» - посвящен духовно – нравственному становлению гражданских качеств, включает работу по приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям, формированию нравственных преставлений. Знакомит детей с культурными традициями, ценностями, обычаями русских и хакасских народов.
Цель:
Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.
Задачи:
- Систематизировать знание детей о своей стране, республики, районе, селе, семьи;
- Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;
- Знакомить с национальными костюмами, обычаями, традициями, праздниками, традициями еде, играми других национальностей, национальными героями, историей национальных святынь;
- Учить толерантности по отношению к людям разной национальности и людям, имеющим разный уровень жизни, все люди имеют одни и те же права и обязанности.
II блок
«Наше государство – Россия» - (гражданско-патриотическое воспитание) направлено на формирование представлений у детей о государстве, о большой и малой Родине, раскрывает государственную символику, способствует формированию патриотических чувств.
Цель:
Формирование основ правового сознания дошкольников,
первоначальных представлений о морали и праве, о законах государства.
Задачи:
- Познакомить с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России, записанными в ней; с символикой России и Хакасии.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
- В привлекательной и соответствующей возрасту форме познакомить с популярным изложением международных документов по защите прав человека.
III блок
«Мы тоже имеем права» - (правовое воспитание) позволяет познакомить с ценностями демократического общества, изучить основы права и свободы человека, особое внимание уделяется избирательному праву.
Цель:
Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других.
Задачи:
- Формировать первичные представления об избирательном праве;
- Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
- Формировать основы правовой культуры будущих избирателей;
- Развивать у детей самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.
Содержание программы
Блок I
«Ребенок – человек – гражданин»
(духовно – нравственное становление гражданских качеств)
1. Общечеловеческие ценности (жизнь, истина, добро, красота) является основой существования всего человечества. К слагаемым духовно – нравственных ценностей личности относятся: совесть, любовь, вера, надежда, честь, достоинство, благородство. Нравственные качества принято считать основой гражданской позиции (сострадание, толерантность, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, благородство).
2. Без духовности и благородства человек способен на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего. Жизнь должна быть пропитана возвышенными и утонченными образами любви, красоты, доброты, мужества, нравственности, которые питают душу и сердце, ведут к раскрытию и проявлении благородности личности, нравственных представлений, суждений, привычек, совести.
Личностные качества гражданина: ответственность, инициативность, самооценка, самовыражение; основы гражданской позиции.
3. Культурное наследие народов России и Хакасии входит в общее наследие человечества. Осознать творческие достоинства культуры России и Хакасии,
значит, проникнуться благодарностью и уважением к трудам великих соотечественников, к тем духовным ценностям, которыми живут российские народы.
4. Сохранение и приумножение ценностей культуры России и Хакасии – общая забота каждого благородного человека и гражданина.
Результаты
Ребенок должен знать:
1. Представление о своей родословной;
2. Народные традиции и обычаи русских и хакасских народов;
3. Народные русские, хакасские и сказки других народов, игры, мифы, легенды, пословицы, поговорки; особенности русского и хакасского национального костюма;
4. Отдельные культурные достопримечательности России и Хакасии;
5. Великих людей России и Хакасии (богатыри, художники, поэты и др.).
Ребенок должен иметь представление:
1. О человеке и гражданстве;
2. О духовно – нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истина, добро, красота и другие;
3.О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;
4. Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края.
Ребенок должен уметь:
1. Проявлять познавательный интерес к культуре, быту и истории своего народа и народов, населяющих Россию;
2. Узнавать изученные произведения русских и хакасских писателей, художников, композиторов (по отрывкам и репродукциям), приводить примеры 2-3 известных произведений;
3. Участвовать в работе по подготовке выставок, конкурсов на культурно – исторические темы.
Блок II
«Наше государство – Россия»
(гражданско-патриотическое воспитание)
1. Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна, в которой живут люди разных национальностей со своими обычаями. Люди в России говорят на разных языках. Все люди живущие граждане России.
2. Расположение на карте России, месторасположение рек, озер, морей, гор и других городов, сел.
3. Москва главный город нашей Родины – столица. В Москве работают те кто управляют государством. В нашей стране есть символика: герб, флаг и гимн. Президент – глава государства, в помощь президенту создается правительство. Государственная Дума принимает законы, по которым живет страна. Законы издаются, чтобы людям жилось лучше. На защите граждан стоит наша армия и милиция.
4. У взрослых есть государственный документ – паспорт, диплом, аттестат об образовании, медицинский полис, у детей – свидетельство о рождении, медицинский полис.
5. Республика Хакасия – наша малая Родина. Есть заповедные места, реки, озера, горы. Хакасские музеи под открытым небом (курганы, древние города, наскальная живопись, каменные изваяния). Государственная символика Хакасии: герб, гимн. Абакан – столица Хакасии. Человек, который управляет народом, называется Главой. Главе со всем помогают люди, которые работают в Администрации города (села).
Результаты
Ребенок должен знать:
1. Название страны, ее главного города;
2. Название столицы Хакасии, родного города, села;
3. Имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества и Хакасии.
Ребенок должен иметь представление:
1. О Российской Федерации и Республике Хакасия; о столицах России и Хакасии; о государственной структуре и символике;
2. О карте России и Республики Хакасия; о Земле, о людях, живущих на нашей планете;
3. О государственных и народных праздниках;
4. О законодательной и исполнительной власти;
5. О Российской армии, ее символиках и традициях.
Ребенок должен уметь:
1. Испытывать гордость за свою Родину и ее героев;
2. Приводить примеры достопримечательностей России и Хакасии;
3. Эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране и родном крае (праздники, выборы, спортивные мероприятия).
Блок III
«Мы тоже имеем права»
(правовое воспитание)
1. Каждый человек, который родился в России, является гражданином нашей страны, они сами выбирают место своего проживания.
Граждане РФ знают, что в стране существуют правила и законы. Главный закон нашей страны – Конституция РФ. В Конституции прописаны основные права и обязанности гражданина нашей страны.
2. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию. Гражданин – человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к стране, в которой живет.
3. Группа - это такая маленькая страна, в которой дети тоже должны следовать правилам поведения, они могут участвовать в изменении и создании новых правил в группе.
4. Права ребенка закреплены в Конвенции о правах ребенка.
У каждого гражданина есть право на имя. Каждый ребенок имеет право учится в школе. Каждый человек имеет право на труд, на выбор работы. За работу каждый человек получает заработную плату. Каждый гражданин имеет право по своему желанию объединяться в разные группы, союзы, партии.
5. У каждого гражданина есть право иметь собственное мнение и высказывать его людям. На выборах каждый гражданин голосует, он так же высказывает свое мнение. Важно уметь делать правильный выбор и нести ответственность за принятые решения.
Результаты
Ребенок должен знать:
1. знать свое имя, место проживание, членов своей семьи;
2. свои права и обязанности;
Ребенок должен иметь представление:
1. О Конституции своей страны; о правах и законах;
2. О Конвенции о правах ребенка
3. О основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право исповедовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);
4. О ценностях демократического общества; о гражданской ответственности.
5. О выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов;
Ребенок должен уметь:
1. Уважать права и свободы друг друга;
2. Выполнять установленные нормы и правила поведения;
3. Умение осуществлять самостоятельно свой выбор и осознавать его;
4. Выражать свое, отношение к явлениям окружающей действительности (выборы, собрания).
Читайте также |
---|
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...
Литературный флэш-моб по русским народным сказкам
Литературный флэш-моб по русским народным сказкам Цель: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность. Закрепление у детей знаний об одном из жанров...