Программа для детей 5 – 7 лет
«Речевая палитра»

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для дальнейшего обучения в школе.

Старший возраст является сензитивным периодом для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно соединяется и перестраивается в процессе деятельности.

Развитие активной речевой деятельности благоприятно в совместной деятельности педагога и ребенка, которая ведется в системе, характеризуется своей стратегией и тактикой педагога. Развивать речь – это значит предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний.

Одним из средств достижения результатов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Следовательно, на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать связную речь. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение? сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.

Именно на занятиях по ИЗО дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную связь различных явлений (например, в природе). Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движение (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая доступными словами их диалог.

Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения.

На занятиях изобразительной деятельностью по программам воспитания и обучения в детском саду основной задачей является развитие технических навыков, и недостаточно внимания уделяется формированию навыков словесного общения, обогащению словаря дошкольников.

В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по изобразительной деятельности.

 

Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста «Речевая палитра» описывает курс подготовки детей 5 – 7 лет по разделу «Художественно-речевое развитие».

Разработана на основе нормативно - правовых до­кументов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании».

2. Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666.

3. Письма Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

4. Письма Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекоменда­ции по экспертизе образовательных программ для дошкольных образо­вательных учреждений».

5. Письма Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиени­ческих требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного воз­раста в организованных формах обучения».

6. Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

Цель:

Развитие связной речи детей 5 – 7 лет средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам изображения (традиционным и нетрадиционным) с использованием различных изобразительных материалов.

2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров (живописью, графикой, декоративно-прикладным, дизайном), с особенностями декоративно прикладного искусства своего региона.

3. Формировать умения составлять описательные рассказы по репродукциям художников, по своим рисункам и рисункам сверстников, по результатам детского творчества.

4. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, репродукций, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек.

6. Воспитывать художественный вкус и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

7. Приобщать к культуре родного края.

 

Для достижения цели предусматривается выполнение с детьми 5 – 6 лет следующих задач:

Сформировать навыки связной речи.

Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.

Обогатить знания детей о разнообразных изобразительных материалах и нетрадиционных способах рисования, с элементами техники «батик».

Познакомить с «основами» живописи.

Сформировать положительное отношение к различным видам искусств.

Воспитывать любовь к родному краю и окружающему миру.

 

Для достижения цели с детьми 6 – 7 лет – решение задач:

Сформировать связная речь.

Сформировать умения применять различные виды декоративно-прикладного искусства в оформительской практике; пользования знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Пополнить запас умений и навыков работы в разных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани).

Развить творческое воображение.

Обогатить знания по эстетической культуре.

Сформировать умение организовывать предметно-пространственную среду и применять приобретенные художественные навыки в оформительском искусстве.

Расширить кругозор о культуре родного края.

 

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Развитие речи». Использование художественного слова, рисование иллюстраций к сказкам и развитие связной речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

2. «Изобразительная деятельность». Применение   полученных технических навыков на занятиях по изобразительной деятельности, знаний о декоративно-прикладном искусстве в творческом рисовании.

3. «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; моделирование театральных масок.

4. «Музыкальное воспитание». Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

 

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на два года обучения и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня; рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Продолжительность занятия:

  • 25 мин (для детей 5-6 лет – первый год обучения);
  • 30 мин (для детей 6-7 лет – второй год обучения).

Общее количество учебных занятий в год – 27.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в учебном году (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) на основе диагностики.

 

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные методические приемы.

Диалоги на занятиях между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «Почему нравится...» или «Почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов, побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

 

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого рассказывания, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Используются такие приемы, как: упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам. Игры создают непринужденную творческую атмосферу на занятиях.

 

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и речевую активность.

 

Наглядные пособия способствует сокращению времени на изложение теории.

 

Развивающая среда способствует:

  • обеспечению чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
  • формированию творческого начала в личности ребенка;
  • развитию его индивидуальности;
  • формированию знаний, умений и навыков, как средств полноценного развития личности;
  • сотрудничеству с детьми.

 

Отбор детей на занятия по данной программе достигается следующими мероприятиями:

  • Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность.
  • Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности, творческому рассказыванию.
  • Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  • Желание родителей и детей.
  • Способности детей к изобразительной деятельности.

 

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
  • Принцип динамичности (от простого к сложного).
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
  • Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
  • Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).

 

Педагогическая диагностика

Уровень развития связной речи можно определить по методике Р. С. Немова – «Составление рассказа по картинке»

Стимульный материал. Сюжетная картинка с простым, доступным для дошкольника сюжетом.

Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет происходить потом. (При затруднении можно помогать наводящими вопросами)

Анализ результатов.

1 балл – ребенок только перечисляет предметы, изображенные на картинке (девочка, кукла, мальчик и т.п.), на наводящие вопросы отвечает односложно («Что делают?» - «Играют»);

2 балла – ребенок составляет 2-3 описательных предложения, состоящих из существительных и глаголов, часто не связанных между собой;

3 балла – составляет рассказ из 4-5 предложений, которые могу отражать события, непосредственно не изображенные на картинке;

4 балла – составляет развернутый рассказ с использованием различных частей речи, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке.

Шкала уровней:

1 балл – низкий уровень для детей 5-6 лет, очень низкий для детей 6 – 7 лет;

2 балла – средний уровень для детей 5-6 лет, низкий для детей 6 – 7 лет;

3 балла – высокий уровень для детей 5-6 лет, средний для детей 6 – 7 лет; 4 балла – очень высокий для детей 5-6 лет, высокий для детей 6 – 7 лет.

 

Содержание программы

Первый год обучения

 

Месяц

Наименование тем

Содержание занятия

Октябрь – 4 занятия

1. Знакомство

с изостудией

Посещение студии, рассматривание рисунков выпускников-дошкольников, занимавшихся ранее.

Знакомство с оборудованием и материалами студии.

2. «Осень в сопках» Рисование мятой бумагой

Знакомство с одним из жанров живописи – пейзажем. Рисование нетрадиционным способом. Развитие творческих способностей (дорисовывание углем).

3. «Букет осенних листьев»

Метод печатания

Знакомство с натюрмортом. Закрепление способа рисования кистью – несложный рисунок вазы.

Рисование нетрадиционным способом.

4. «Королева-кисточка рассказывает» Правила рисования кистью

Закрепление навыков рисования кистью. Знакомство с приемами рисования, концом кисти, щетинной кистью.

Составление рассказа: «Чему научила меня кисточка?»

Ноябрь – 4 занятия

1. Знакомство с искусством гжельских мастеров

Составление узора по мотивам гжельских мастеров.

Развитие чувства цвета, ритма при составлении узоров.

Развитие воображения: «На что похож узор?»

2. Гжельский узор на посуде. Роспись посуды (плоскостной)

Закрепление понятия об особенностях узора (повторы, чередования, соблюдение ритма и цвета). Украшение предмета посредством симметричного расположения узора.

3. «Как краски друг

к другу в гости ходили» Прием смешивания

Знакомство с приемом смешивания красок. Поиск новых оттенков. Закрепление умения разбавлять акварель в палитре водой, получая краску нужной плотности.

4. «Почувствуйте себя волшебником» Рисование по-сырому

Знакомство с новыми играми – с линией, точкой, пятном. Доведение рисунка до логического завершения.

Развитие воображения и умения видеть образ в пятне.

Декабрь – 4 занятия

 

1. «Узор на стекле»

Создание узора в квадрате, объединение узора в общую композицию. Знакомство с витражом.

2. «Зимний пейзаж» Коллаж

Рассматривание репродукций художников.

Передача колорита зимнего пейзажа. Смешивание и сочетание разнообразных художественных материалов.

3. «Карнавальная маска»

Конструирование

Развитие умения стилизовать, приукрашивать – создавать декоративную работу.

Эмоциональное раскрепощение.

4. «Новогодняя елка»

Рисование крашеными опилками

Знакомство с приемами «рисования крашеными опилками»

Чтение стихов про «Новый год»

Январь – 3 занятия

1. «Превращение кружков»

Составление предметов, животных и людей из кругов.

Закрепление навыка составления композиции.

Развитие творческого воображения.

2. «Какие бывают формы?» «Форма, похожая на рыбу»

Составление фигуры животного из модулей, сглаживание острых углов и вмятин.

Развитие творческого воображения.

3. «Как в пятне увидеть зверя?»

Рисование методом «кляксография»

Дорисовывание.   Развитие творческого воображения.

Составление рассказа: «Сказочное животное»

Февраль – 4 занятия

1. «Декоративное солнышко»

Закрепление навыка стилизовать, приукрашивать – создавать декоративную работу. Передача настроения.

Введение национально-регионального компонента.

2. «Мой близнец» Монотипия.

Игра-фантазия, составление рассказа: «Если бы у меня был близнец…»

Знакомство с методом «монотипия»

3. Декоративное рисование по мотивам русских сказок

Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к сказкам.

Составление рассказа: «Моя любимая сказка»

Украшение предметов одежды героев русских сказок

4. «Папин портрет». Рисование.

Знакомство с жанром - портрет. Рисование лица человека, прорисовывание его отдельных частей, передача характера. Рисование пастелью. Рассказ о папе.

Март – 4 занятия

1. «Мамин портрет»

Рисование красками.

Рисование лица человека, прорисовывание его отдельных частей, передача характера с помощью красок.

2. «Композиция – что это?» Расположение фигур на листе бумаги

Знакомство с «перспективой»

Расположение разных по величине и форме зданий и транспортных средств в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении.

3. «Веселые квадратики»

Лоскутный коврик

Знакомство с элементами техники «Батик»

Рисование на ткани: «Коврик»

Развитие творческого воображения.

4. «Украшения платочка цветами»

Закрепление навыков рисование в технике «Батик»

Рисование цветов на ткани: «Платочек»

Развитие творческого воображения.

Апрель – 4 занятия

1. «Весна»

Рисование по замыслу, совершенствование навыков работы в акварельной технике – умение смешивать краски до получения нужного тона. Составление рассказа: «Весна», с опорой на свой рисунок.

2. «Космический корабль»

Игры-фантазии: «Если бы я был космонавтом…»

Модульное рисование. Закрепление навыка рисования восковыми мелками, соблюдая правильный нажим.

3. «Город, в котором мы живем»

Рисование фломастерами, карандашами мелками.

Изображение разных по архитектуре зданий.

Введение национально-регионального компонента.

4. «Салют ко Дню Победы»

Рисование методом «набрызг»

Формирование навыков коллективной работы.

Развитие творческого воображения.

  

Второй год обучения

 

Месяц

Наименование тем

Содержание занятия

Октябрь – 4 занятия

1. Приглашение в «Творческую мастерскую»

Знакомство с творчеством художника, с оборудованием и материалами для его работы.

Игры-фантазии: «Если бы я был художником…»

2. Натюрморт «Осенний букет»

Закрепление навыков составления натюрморта.

Новая техника – акварель и рисование гелиевой ручкой.

Составление рассказа: «Самый красивый осенний цветок»

3. «Осенняя туча»

Рисование в технике «Батик»

Закрепление навыка рисования в технике «Батик», использование нетрадиционных материалов для этой техники. Развитие технических навыков.

4. «Вечер в моем городе»

Граттаж

Нетрадиционное рисование – процарапывание по туши и воску. Составление рассказа: «Вечерняя прогулка»

Введение национально-регионального компонента.

Ноябрь – 4 занятия

1. «Каким бывает небо в природе и на картинах художника»

Рассматривание репродукций художников.

Использование нескольких цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба.

2. Рассматривание репродукций «Золотая осень»

Знакомство с содержанием репродукций В. Поленова и

И. Левитана. Сравнение двух похожих пейзажей.

Рассказ по одной из картин «Золотая осень»

3. «Необычные деревья»

Рисование углем

Сравнение деревьев с людьми. Игра: «Найди общее»

Рисование углем. Формирование навыка правильного нажима при работе с углем.

4. «Поздняя осень»

Пейзаж на батике

Развитие чувства цвета, ритма, гармонии.

Изображение кроны осенних деревьев, кустов, земли, туч на ткани.

Декабрь – 4 занятия

 

1. Рассматривание репродукции И. Шишкина «Зима»

Знакомство с содержанием репродукций. Подведение к пониманию художественного образа.

Составление описательного рассказа по картине.

2. «Дворец Зимы»

Гуашь, холодная гамма цветов

Самостоятельное составление композиции. Закрепление знаний о перспективе. Рисование по замыслу.

Рассказывание стихотворений о зиме.

3.Карнавальные маски.  

Свободная роспись

Эмоциональное раскрепощение, уход от стереотипов, обретение уверенности в себе.

Передача в речи своих чувств, эмоций.

4. «Новогоднее желание»

Рассказ: «Мое заветное желание»

Рисование по замыслу.

Развитие творческого воображения, самостоятельности.

Январь – 3 занятия

1.«Мой любимый сказочный герой»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Рассказ о любимом сказочном герое.

Создание своей иллюстрации.

2. «Встреча солнца»

Смешанная техника – гуашь, пастель.

Составление рассказа: «Солнце это прекрасно…»

Введение национально-регионального компонента.

3. Живая клякса. Кляксография

Развитие абстрактного мышления, воображения, умения видеть образ в кляксе.

Составление рассказа: «Выдуманное животное, цветок»

Февраль – 4 занятия

1. «Узоры на кухонных досках»

Расширение представление о том, что одинаковые предметы могут украшаться по-разному.

Декоративное рисование.

2. «Украшение одежды»

Знакомство с орнаментом коренных народов Кольского полуострова. Декоративное рисование.

Введение национально-регионального компонента.

3. «Мой город»

Развитие умения располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке. Введение национально-регионального компонента.

4. «Папин портрет» Рисование цветными мелками

Рисование портрета.

Развитие умения передать в портрете характер, душевные качества. Составление рассказа о папе.

Март – 4 занятия

1. «Салфетка для мамы» Батик - свободная роспись

Роспись салфетки. Закрепление навыка составления узора в квадрате.

Составление рассказа: «Как я буду поздравлять маму»

2. Рассматривание репродукции И. Левитана «Весна»   

Знакомство с содержанием репродукций. Подведение к пониманию художественного образа.

Составление описательного рассказа по картине.

3. «Весна»

Акварель по-сырому

Просмотр слайдов: «Северная весна»

Развитие умения передать в оттенках цвет весеннего неба.

Введение национально-регионального компонента.

4. Роспись гжельской посуды (керамической тарелки)

Закрепление знаний о гжельских узорах.

Рисование гжельской розы специальными красками для росписи по керамике.

Апрель – 4 занятия

1. «Забавные рожицы»

Рисование на воздушных шарах

Рисование «забавной рожицы» с передачей в ней характера и настроения. Игра-фантазия: «Шары ожили и заговорили»

Составление рассказа от 1-ого лица: «Меня зовут…»

2. «Этот огромный космос»

Рисование красками

Рисование по-сырому с последующей прорисовкой деталей.

Рисование космического корабля, инопланетян.

3. «Весна – красна»

Пастель

Рассматривание репродукции Левитана. Описательный рассказ по ней. Закрепление умения использовать разный нажим карандаша-пастели при закрашивании изображений

4. «Запах весны»

Батик

Свободное рисование на ткани.

Составление описательного рассказа по своей работе.

 

Требования к уровню подготовки воспитанников

В конце первого года обучения у детей:

Сформированы навыки связной речи.

Сформированы технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.

Обогащены знания о разнообразных изобразительных материалах и нетрадиционных способах рисования, с элементами техники «батик».

Имеются представления об «основах» живописи.

Развито творческое воображение.

Сформировано положительное отношение к различным видам искусств.

Пополнен запас знаний о родном крае и окружающем мире.

 

В конце второго года обучения у детей:

Сформирована связная речь.

Сформированы умения применять различные виды декоративно-прикладного искусства в оформительской практике; пользования знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Пополнен запас умений и навыков работы в разных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани).

Развито творческое воображение.

Обогащены знания по эстетической культуре.

Сформировано умение организации предметно-пространственной среды и приобретены художественные навыки в оформительском искусстве.

Расширен кругозор о культуре родного края.

 

Список средств обучения

Технические средства обучения:

1. Магнитофон.

2. Диски:

• с классической музыкой;

• с репродукциями художников;

• с творчеством декоративно-прикладного искусства.

3. Компьютер.

4. Микрофон для самостоятельных рассказов с последующим прослушиванием.

5. Видеокамера.

6. Фотоаппарат.

Наглядные пособия:

Схемы, таблицы, модели для составления описательных рассказов.

Репродукции художников.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Муляжи фруктов и овощей.

Картины и поделки мастеров родного края.

 

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски. Гуашь. Тушь разноцветная.

3. Специальные краски для батика.

4. Пастель, сангина, уголь. Восковые мелки.

5. Аптечный парафин или восковые свечи.

6. Клей ПВА. Фен. Кнопки.

7. Трубочки для коктейля. Ванночки с поролоном.

8. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

9. Баночки для воды. Салфетки. Соль, сода.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

12. Рамы разных размеров или пяльцы.

 

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. М., 2005.
  2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 2000.
  3. Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб. 1997.
  4. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Метод, рек, для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы. Новосибирск, 1993.
  5. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников в изобразительной деятельности. М., 1995.
  6. Желонкина Г. А., Любина О. В. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду, 2003, № 4 – С. 32-38, № 6 – С. 21-27; 2004, № 1 – С. 30-37.
  7. Жукова О. Г. Речь на кончиках пальцев. Учебно-методические рекомендации. Мурманск, 1997.
  8. Изобразительное искусство в детском саду и в школе / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова и др. М., 2000.
  9. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. М., 2002.
  10. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.
  11. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. М., 2001.
  12. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  13. Немов Р. С. Психология в трех томах. М., 1998.
  14. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. М., 2000.
  15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 1985.
  16. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ.
  17. М., 2006.
  18. Сальникова Т. Г. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Логопед в детском саду, 2009, № 4 – С. 74-83.
  19. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества у дошкольников. М., 2007.
  20. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа и подготовительная к школе группа). М., 2001.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...