Программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Объяснительная записка
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Главная, стержневая цель программы – воспитание у дошкольников любви к своей малой родине – месту, где человек родился, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона – города Задонска.
Программа позволяет решать следующие основные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания:
- формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему Задонского края;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;
- воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развитие бережного отношения к достопримечательностям, культуре, природе;
- формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа.
Программа включает в себя выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом с учётом принципов историзма, гуманизации, дифференциации, интегративности. Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Знакомя детей с историческими событиями, педагоги должны широко использовать ТСО, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи, игрушки и изделия народных умельцев) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать, запоминать. Не рекомендуется сообщать какие – либо хронологические даты.
Предлагаемый программой материал рассредоточен в определённой логической взаимосвязи и единстве. Программа реализуется в течение учебного года в разных видах деятельности и сконцентрирована в следующих разделах:
1. Мир домашнего очага.
2. Давным-давно...
3. Город нам в наследство.
Раздел 1. Мир домашнего очага
Задачи:
- формировать представление о значимости каждого члена семьи, уважительное отношение к их жизненному опыту;
- закреплять навыки общения между взрослыми и детьми;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
1. Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Мои родные и я»
2. Занятие. Беседа на тему: «Зачем папа и мама трудятся»
Чтение Е.Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки»
3. Занятие. Составление рассказов по серии сюжетных картинок на тему: «Выходной день в семье»
4. Дидактическая игра: «Грязи нет и пыли нет!»
5. Упражнения. «Пирамида любви», «Разговор взглядов»
Журнал «Дошкольное воспитание» №10 за 1999 г.
6. Рисование. Тема: «Кем я буду, когда вырасту».
7. Сюжетно-ролевая игра «Как я дома взрослым помогаю»
8. Творческие задания для детей на тему: «Мой дом» (Из каких частей состоит дом? Дом будущего. Дом, в котором всё круглое. Как я буду жить в волшебном доме)
9. Коллективная аппликация на тему: «Чудо-дом»
10. Экскурсия к дому братьев Фроловых.
11. Обыгрывание ситуаций: «Тяжёлая сумка», «Бабушка заболела»
Чтение художественной литературы вне занятий:
1. Т.Горская, «Колин папа»,
2. Л.Толстой, «Отец и сыновья».
3. В.Осеева, «Сыновья», «Просто старушка».
4. В.Маяковский, «Кем быть».
5. А.Барто, «Одиночество»
Раздел 2. Давным - давно…
Задачи:
- знакомить детей с историей названия нашего города, его гербом, географическим положением, дать понятие различия между городом и деревней;
- знакомить детей с предметами труда и быта старины, одеждой, обрядами.
1. Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Наш древний Задонск»
2. Экскурсия в краеведческий музей. Цель: Знакомство. «Предметы старины: одежда, посуда, орудия труда».
3. Составление с детьми рассказов на тему: «Во что играли раньше наши бабушки и дедушки».
4. Рисование. Тема: «Удивительные вещи из музея».
5. Просмотр видеофильма: «Мой Задонск». (Старые названия улиц, исторические памятники, памятники архитектуры).
6. Занятие. Тема: «Русская изба».
7. Дидактическая игра: «Выставка старинных вещей».
8. Дидактическая игра: «Конструирование и украшение русской избы»
Цель: Закрепление понятия о составных частях русской избы (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник, крыша).
9. Итоговое занятие в «Музее народного быта».
10.Календарно-обрядовый праздник «Пасха» с экскурсией в Богородицкий монастырь на освящение пасхи.
Вне занятий знакомить детей с народными песнями, закличками, прибаутками, играми, считалками.
Раздел 3. Город нам в наследство
Задачи:
- продолжать знакомить детей с современным Задонском, как местом жизни и труда взрослых, известных людей, как историческим объектом, памятником архитектуры;
- воспитывать уважение к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину;
- знакомить с природными условиями края.
1. Рассказ воспитателя «Как памятники лечили».
2. Занятие. Тема: «Задонск – носитель традиций в области ремёсел».
3. Экскурсия к Доске почёта (Лучшие люди района).
4. Беседа на тему: «Герои-земляки в Великой Отечественной войне». Экскурсия к Вечному Огню и аллее Героев.
5. Лепка липецкой свистульки.
6. Составление сравнительно-описательных рассказов на тему: «Исторические памятники и новые строения».
7. Рисование на тему: «Липецкие узоры».
8. Дидактические игры «Где находится памятник?», «Узнай по описанию».
9. Беседа «Задонск – хранитель святых мощей Тихона Задонского».
10. Экскурсия в Богородицкий монастырь. Празднование Памяти Тихона Задонского.
11. Утренник «День рождения города».
12.З анятие «Зелёное и синее на городской карте».
Работа с родителями
С целью закрепления у детей знаний, полученных в детском саду, педагоги должны вести активную работу с родителями. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно привить детям любовь к родному краю, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе, материальным и духовным ценностям.
Предлагаются лишь некоторые варианты и формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультации для родителей:
- Как правильно беседовать с ребёнком;
- Что читать детям дома;
- О знакомстве детей с родным городом;
- Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего города
3. Беседы родителей с детьми (примерная тематика):
«Наша семья родилась давно»,
«Твои прабабушка и прадедушка»,
«Как строили наш город»,
«Что такое музей»,
«Зачем взрослые трудятся»,
«Зачем нужны праздники»
Посещение родителей с детьми общественных мероприятий.
Участие родителей в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья».
Посещение праздников:
«День города»,
«Задонская ярмарка»,
«Городская ёлка»,
«К нам приехал зоопарк»,
«Проводы Русской Зимы»,
«9 мая – День Победы»,
«Празднование Памяти Тихона Задонского».
Экскурсии родителей с детьми в детскую библиотеку, в краеведческий музей, в сквер Победы, к святому источнику, осмотр Богородице-Тихоновского и Богородицкого монастырей, церквей и других старинных и современных зданий нашего города.
Полную версию программы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»