Авторская программа по нравственному воспитанию «Азбука нравственности»

Пояснительная записка

1. Основание необходимости разработки и  внедрения предлагаемой программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «… Охранять природу – значит охранять Родину…».

2. Цель – углубление и расширение знаний  детей о природе, истории и культуре родного края; формирование умений  и навыков в изучении своей родословной.

  • Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села и поселка Лев Толстой, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в художественной деятельности. Развитие семейных увлечений и интересов, способствует укреплению духовных ценностей семьи.

4. Содержание программы

№ п/п

Тема

Содержание занятия

(теория и практика). Форма

проведения

Отслеживание

Результатов

1

Введение в краеведение.

Техника безопасности

на занятиях.

Правила безопасного

поведения на занятиях.

Беседа. Игра.

Устные ответы.

Игра.

2

Правила безопасного поведения во время экскурсий.

Правила безопасного поведения на экскурсии. Беседа. Игра.

Условные ответы. Игра.

3-4

Поход в школьный сквер. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе.

Устные ответы. Игра. Рисунки.

5-6

Моя семья. Семейные традиции.

Праздники с участием родителей. Рассматривание семейных фотографий. Беседы.

Устные ответы. Рисунки.

7-8

Бабушки и дедушки. Родословная.

Практическая деятельность по составлению родословной. Беседа.

Устные ответы. Схема родословной своей семьи с помощью родителей.

9

Имя твое.

Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

Устные ответы.

10

Мой детский сад – мой дом.

Беседа о детском саде, история детского сада. Правила поведения и бережного отношения.

Устные ответы. Изо деятельность. Игра.

11

Родитель – тоже педагог.

Тематические встречи. Консультации. Мастер-класс. Беседы за круглым столом.

Анкетирование родителей.

12-13

Мой двор, моя улица. За что люблю своё село.

Беседы с детьми и родителями. Целевые прогулки. Экскурсии.

Устные ответы. Изо деятельность. Игра.

14

Обзорная экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Устные ответы.

15-16

Моё село. Из истории образования села.

Экскурсии по селу. Наблюдения. История образования села.

Устные ответы. Рисунки. Рассказ о селе.

17-18

Достопримечательности родного села.

Экскурсия по селу. Целевые прогулки.

Устные ответы. Изо деятельность. Рисунки.

19

Мой край на карте страны.

Занятие, работа с картой.

Устные ответы.

20-21

С днём   рождения родной край. Лев-Толстовскому району 80 лет.

Экскурсия в поселок Лев Толстой. Беседы о районе.

Устные ответы. Игра-викторина.

22

Занятие «Зимние забавы».

Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.

Устные ответы. Игра.

23-24

Удивительная природа. Растительный мир родного края.

Экскурсии. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок.

Устные ответы. Игра. Рисунок. Изо деятельность.

25-26

Животный мир родного края.

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Наблюдения в природе. Экскурсия на домашний двор. Чтение художественной литературы.

Устные ответы. Игра. Рисунок. Изо деятельность.

27-28

«Все работы хороши» (ознакомление с профессией родителей).

Экскурсии на рабочие места родителей. Открытое занятие «Гость группы»

Устные ответы. Игра. Рисунок.

29

Широкая масленица

Игры на свежем воздухе, развлечение с участием родителей.

Устные ответы. Игра.

30

Встреча с сотрудниками пожарной части: «Сохрани свой дом от пожара».

Беседа.

Устные ответы. Игра.

31

«Юный экспериментатор»

Исследовательская работа. Опыты.

Устные ответы. Исследовательская работа.

32

Экскурсия в музей Льва Николаевича Толстова.

Экскурсия. Просмотр фотографий по теме. Беседы. Игра-викторина.

Устные ответы. Рисунок.

33-34

День птиц. Птицы родного края.

Развлечение. Беседы. Рисунок.

Устные ответы. Игра. Изо деятельность. Рисунок.

35-36

Реки Липецкого края

Беседа о местонахождении и названиях рек родного края: «Ягодная ряса», «Дон», «Воронеж». Рассматривание иллюстраций.

Устные ответы. Рисунок.

37-38

Великая Отечественная война в истории моего села, моей семьи.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Беседы. Праздник с участием родителей и ветеранов ВОВ.

Устные ответы. Рисунок.

39-40

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

Прогулка-экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.

Устные ответы. Игра. Изо деятельность.

 

5. Знания и умения детей в конце 3-го года обучения.

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии,

увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную, рассказ о своей

семье.

Знать символику   своей страны, области, района. Названия улиц.   Достопримечательности.

Называть свою   страну, область, район,   село.

Передавать в рисунке достопримечательности села,   свой дом, улицу.

Названия полезных ископаемых добываемых в селе, их использование и свойства; названия растений и животных родного края.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных родного края по внешнему виду и описанию.

Традиции и обычаю   родного края.

Передавать особенности   народных традиций и обычаев в играх и праздниках.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для…

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Мы по городу...