Авторская программа по нравственному воспитанию «Азбука нравственности»
Пояснительная записка
1. Основание необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «… Охранять природу – значит охранять Родину…».
2. Цель – углубление и расширение знаний детей о природе, истории и культуре родного края; формирование умений и навыков в изучении своей родословной.
- Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
3. Особенности программы.
Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села и поселка Лев Толстой, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в художественной деятельности. Развитие семейных увлечений и интересов, способствует укреплению духовных ценностей семьи.
4. Содержание программы
№ п/п |
Тема |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Отслеживание Результатов |
1 |
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. |
Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра. |
Устные ответы. Игра. |
2 |
Правила безопасного поведения во время экскурсий. |
Правила безопасного поведения на экскурсии. Беседа. Игра. |
Условные ответы. Игра. |
3-4 |
Поход в школьный сквер. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. |
Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Устные ответы. Игра. Рисунки. |
5-6 |
Моя семья. Семейные традиции. |
Праздники с участием родителей. Рассматривание семейных фотографий. Беседы. |
Устные ответы. Рисунки. |
7-8 |
Бабушки и дедушки. Родословная. |
Практическая деятельность по составлению родословной. Беседа. |
Устные ответы. Схема родословной своей семьи с помощью родителей. |
9 |
Имя твое. |
Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. |
Устные ответы. |
10 |
Мой детский сад – мой дом. |
Беседа о детском саде, история детского сада. Правила поведения и бережного отношения. |
Устные ответы. Изо деятельность. Игра. |
11 |
Родитель – тоже педагог. |
Тематические встречи. Консультации. Мастер-класс. Беседы за круглым столом. |
Анкетирование родителей. |
12-13 |
Мой двор, моя улица. За что люблю своё село. |
Беседы с детьми и родителями. Целевые прогулки. Экскурсии. |
Устные ответы. Изо деятельность. Игра. |
14 |
Обзорная экскурсия в краеведческий музей. |
Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. |
Устные ответы. |
15-16 |
Моё село. Из истории образования села. |
Экскурсии по селу. Наблюдения. История образования села. |
Устные ответы. Рисунки. Рассказ о селе. |
17-18 |
Достопримечательности родного села. |
Экскурсия по селу. Целевые прогулки. |
Устные ответы. Изо деятельность. Рисунки. |
19 |
Мой край на карте страны. |
Занятие, работа с картой. |
Устные ответы. |
20-21 |
С днём рождения родной край. Лев-Толстовскому району 80 лет. |
Экскурсия в поселок Лев Толстой. Беседы о районе. |
Устные ответы. Игра-викторина. |
22 |
Занятие «Зимние забавы». |
Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Устные ответы. Игра. |
23-24 |
Удивительная природа. Растительный мир родного края. |
Экскурсии. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. |
Устные ответы. Игра. Рисунок. Изо деятельность. |
25-26 |
Животный мир родного края. |
Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Наблюдения в природе. Экскурсия на домашний двор. Чтение художественной литературы. |
Устные ответы. Игра. Рисунок. Изо деятельность. |
27-28 |
«Все работы хороши» (ознакомление с профессией родителей). |
Экскурсии на рабочие места родителей. Открытое занятие «Гость группы» |
Устные ответы. Игра. Рисунок. |
29 |
Широкая масленица |
Игры на свежем воздухе, развлечение с участием родителей. |
Устные ответы. Игра. |
30 |
Встреча с сотрудниками пожарной части: «Сохрани свой дом от пожара». |
Беседа. |
Устные ответы. Игра. |
31 |
«Юный экспериментатор» |
Исследовательская работа. Опыты. |
Устные ответы. Исследовательская работа. |
32 |
Экскурсия в музей Льва Николаевича Толстова. |
Экскурсия. Просмотр фотографий по теме. Беседы. Игра-викторина. |
Устные ответы. Рисунок. |
33-34 |
День птиц. Птицы родного края. |
Развлечение. Беседы. Рисунок. |
Устные ответы. Игра. Изо деятельность. Рисунок. |
35-36 |
Реки Липецкого края |
Беседа о местонахождении и названиях рек родного края: «Ягодная ряса», «Дон», «Воронеж». Рассматривание иллюстраций. |
Устные ответы. Рисунок. |
37-38 |
Великая Отечественная война в истории моего села, моей семьи. |
Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Беседы. Праздник с участием родителей и ветеранов ВОВ. |
Устные ответы. Рисунок. |
39-40 |
Экологическая тропа. В лес за здоровьем! |
Прогулка-экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. |
Устные ответы. Игра. Изо деятельность. |
5. Знания и умения детей в конце 3-го года обучения.
Знать: |
Уметь: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. |
Составлять родословную, рассказ о своей семье. |
Знать символику своей страны, области, района. Названия улиц. Достопримечательности. |
Называть свою страну, область, район, село. Передавать в рисунке достопримечательности села, свой дом, улицу. |
Названия полезных ископаемых добываемых в селе, их использование и свойства; названия растений и животных родного края. |
Отличать полезные ископаемые, растения и животных родного края по внешнему виду и описанию. |
Традиции и обычаю родного края. |
Передавать особенности народных традиций и обычаев в играх и праздниках. |
Читайте также |
---|
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность...