Рабочая программа по воспитанию и обучению детей подготовительной группы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Особенности возраста и организация жизни детей

2.1. Режимы дня

3. Образовательная области «Физическая культура»

4. Образовательная область «Здоровье»

5. Образовательная область «Безопасность»

6. Образовательная область «Социализация»

6.1. Развитие игровой деятельности

6.2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимо-отношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания

7. Образовательная область «Труд»

8. Образовательная область «Познание»

8.1. Развитие сенсорной культуры

8.2. Развитие кругозора и познавательно- исследовательской деятельности в природе

8.3. Развитие математических представлений

9. Образовательная область «Коммуникация». Развитие речи и коммуникативных способностей              

10. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

11. Образовательная область «Художественное творчество»

12. Образовательная область «Музыка»

13. Список используемой литературы

 

1. Пояснительная записка.

«Рабочая программа по воспитанию и обучению детей старшей группы» разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена: Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой и др.

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Необходимо заботиться о здоровье и всестороннем воспитании детей, стремиться сделать счастливым и любознательным каждого ребёнка.

В программе представлены разработки для реализации практического подхода к организации целостного развития и воспитания детей старшего возраста в современном мире, взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать- Познавать- Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами позволяют интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно- образовательных задач, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Ведущими целями «Рабочей программы по воспитанию и обучению детей старшей группы» являются: создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Программа определяет и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры. Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

Эти задачи реализуются в разнообразных образовательных областях детской деятельности: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Перспективный план подобран на основе многолетней работы в дошкольной педагогике, с учётом возможностей детей, расписан по неделям в форме таблицы.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми представлен по следующим разделам:

- «Безопасность»;

- «Социализация»;

- «Познание»;

- «Коммуникация»;

- «Чтение художественной литературы»;

- «Художественное творчество».

 

2. Особенности возраста и организации жизни детей.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи­ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто­ящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Проявляются личные интересы мальчиков и де­вочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Формируется привычка самостоятель­но следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.

Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некото­рых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств.

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступ­ков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвое­ние норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами.

Воспитатель способствует развитию положительного отношения старших дошкольников к окружающим людям: воспитывает уважение и терпимость к людям. Поощряет инициативу детей в проявлении добро­желательного внимания, сочувствия, сопереживания.

Характерной особенностью старших дошкольников является появ­ление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоот­ношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную дея­тельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой вза­имной симпатии.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, кото­рая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми уни­версальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных уме­ний ставится воспитателем в разных видах деятельности.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятель­ности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индиви­дуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Зада­ча воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, теат­ральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития само­стоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многооб­разие способов познания: наблюдение. Развиваются возможности памяти.

Развивающаяся познавательная активность старших дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе детского сада.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролиру­ется воспитателем.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Проводится работа по развитию фонематического слуха детей, подготовка к овладению грамотой.

Развивается стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициати­вы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориен­тации, укрепления здоровья будущих школьников.

Задачи воспитания и развития детей.

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, при­общать к ценностям здорового образа жизни.

Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культу­ру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дру­жеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодей­ствию со сверстниками и близкими взрослыми.

3. Развивать познавательную активность, любознательность, стрем­ление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

4. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельно­сти, общении и познании, неуклонно расширять область самостоя­тельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ре­бенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музы­кальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

5. Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в об­щении со взрослыми и сверстниками.

6. Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать ста­новление полноценной готовности детей к обучению в школе.

7. Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряе­мым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

8. Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы граждан­ских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

 

2.1.Режимы дня в детском садудля детей подготовительной группы

Осенне-весенний период

 

Время

Режимные моменты

7.30-8.20

Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение

8.20-8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45-9.00

Игры и свободное общение детей

9.00-10.35

Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв)

10.35-12.30

Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспери-ментирова­ние, общение по интересам), возвращение с прогулки

12.30-13.00

Подготовка к обеду, обед

13.00-13.10

Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном

13.10-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.20

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.20-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45-16.55

Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей

16.55-17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

до 17.30

Уход домой

 

Зимний период

 

Время

Режимные моменты

7.30-8.20

Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение

8.20-8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45-9.10

Игры и свободное общение детей

9.00-10.35

Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв)

10.35-12.30

Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспери-ментирова­ние, общение по интересам), возвращение с прогулки

12.30-13.00

Подготовка к обеду, обед

13.00-13.10

Релаксирующая гимнастика перед сном

13.10-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.20

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.20-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45-16.55

Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей

16.55-17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

до 17.30

Уход домой

 

 

Летний период

 

Время

Режимные моменты

7.30-8.20

Утренний прием на улице, игры, гимнастика на свежем воздухе

8.20-8.50

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00-12.30

Подготовка к прогулке, прогулка Игры на воздухе: музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, общение по интересам.

12.30-12.50

Подготовка к обеду, обед

12.50-13.00

Закаливающие мероприятия, гигиена рта.

13.00-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.20

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.20-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45-17.20

Игры, досуги, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей. Прогулка

до 17.30

Уход домой

 

Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиениче­скими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практи­ческих ситуаций в соответствии с образовательными областями и на­правлениями физического, социально-личностного, познавательно- речевого и художественно-эстетического развития детей. Образова­тельные ситуации носят преимущественно- интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоя­тельность детей в решении задач, личностно-ориентированный подход педагога. Организованная образовательная деятельность в старшей группе проводится в первую половину дня, не более двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 25 минут, с перерывами по 8—10 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в пер­вой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут.

Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной дея­тельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми.

Воспитатель также планирует время для знакомства детей с худо­жественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о лю­бимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от ха­рактера нарушений проводятся или воспитателем. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 3—5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продук­тивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудо­вой, музыкально-художественной и двигательной деятельности.

Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятель­ной продуктивной деятельности. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии дошкольника.

 

3. Образовательная область «Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостным.

Задачи воспитания и развития детей

1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;

закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементар­ное планирование двигательной деятельности;

— развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

3. Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, вынос­ливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость — координацию движений.

4. Формировать осознанную потребность в двигательной активно­сти и физическом совершенствовании.

Основными методами воспитания являются следующие.

Использование специальных подводящих упражнений.

Развитие физических качеств с помощью соревновательного методов.

Побуждение к выполнению упражнений, требующих проявления волевых усилий.

Объединение детей для самостоятельной двигательной деятельно­сти .

Дидактические игры, моделирующие действия при организации подвижной игры.

Беседы, чтение детской художественной литературы, рассматрива­ние картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных пре­зентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спорт­сменах разного возраста.

Обсуждение с детьми их опыта совместных подвижных игр, обсуждение правил, изменение правил.

Стимулирование интереса ребенка к физической культуре через создание ситуаций.

Интеграция с образовательными областями «Здоро­вье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной ли­тературы», «Труд».

Она обеспечивается использованием двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики, даёт стимул для проявления самостоятельности и творческой инициативы.

 

Перспективный план подвижных игр в подготовительной группе

 

Месяц

Название

 

Сентябрь

Совушка», «Чье звено скорее собе­рется»,

«Кто скорее докатит обруч до флажка», «Жмурки»,

«Догони свою пару», «Не намочи ноги», «Горелки».

«Птицы и клетка», «Попляшем».

 

Октябрь

«Кто в домике живет?», «Медвежата», «Совушка»,

«Волшебная скакалка», «Кто я?»,

«Ты — мое зеркало», «Летающие слова»

 

Ноябрь

«Перелеты птиц», «Самолеты»,

«Веселое путешествие» (по площад­ке детского сада),

«Тренировка летчиков».

Игры с прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

Игры-эстафеты: «Кто скорее через препятствия к флажку», «Весе­лые соревнования», «Чья команда больше мячей забросит в корзину».

 

Декабрь

«Мимика и жесты», «Весе­лый танец»,

«Загадка», «Угадай, что делали»,

«У Мазая», «Игрушки- артисты», «Магазин игрушек».

 

Январь

«Танец огня», «Алфавит»,

««Замри», «Краски»,

«Кружатся листья, ведут хоровод», «Сделай фигуру»,

«Сне­жинки и ветер», «Загони льдинку».

 

Февраль

«Море волнуется», «Магазин игрушек»

«На что способны звери», «Лазы-пролазы»

«Будь ловким», Обменяйся флажками

«Мы теперь в лесу», «Два Мороза», Хоккей с шайбой

«Стоп», Эстафета на санках, «Воротца»

 

Март

«Обгони мяч»: толкнуть мяч вперед двумя руками в прямом на­правлении и затем, не задевая его, обегать «змейкой».

«Будь ловким»: прокатывание обруча между кеглями, не задевая их.

Перенеси предмет», «Ловишки с приседаниями», «Лови, убегай».

 

Апрель

«Волчок» и «Петрушка» (ходьба с поворотом вокруг себя по сигна­лу);

«Перемена мест», «Лошадки»;

«Быстрые строители»; «Лук и стре­лы»;

«Кто больше соберет лент?»; «Успей поймать»; «Третий лишний»;

«Будь внимателен (по сигналу быстро возьми названный предмет)».

«Пингвины с мячом «Не намочи ног».

 

Май

Игры с бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени пред­мет», «Ловишка — бери ленту», «Футбол»

Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

Игры с подлезанием и лазанием: «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опьгг богат.

Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.

Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физи­ческих упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповто­римости (индивидуальности) в своих движениях.

Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к луч­шему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершен­ствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двига­тельной активности за счет имеющегося двигательного опыта.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья.

В двигательной деятельности затрудняется в проявлении быстро­ты, ловкости, выносливости, силы и гибкости.

Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физи­ческих упражнений. Слабо контролирует выполнение своих дви­жений и движений товарищей, затрудняется в их оценке.

Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности.

Не проявляет стойкого интереса к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при их выполнении.

 

4. Образовательная область «Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни,укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»

Задачи воспитания и развития детей

1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и чело­веческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддер­жать, укрепить и сохранить здоровье.

3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиени­ческих навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психиче­ского здоровья детей.

Основными методами воспитания являются следующие.

В беседах с детьми воспитатель углубляет представления о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. В увлекательной, нагляд­но-практической форме воспитатель обогащает представления детей об организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ним, о предупреждении травматизма.

В совместной проектной деятельности воспитатель предлагает детям создать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, колла­жи), позволяющие закрепить представления об основах здорового об­раза жизни

Воспитатель обсуждает вместе с детьми темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Дети знакомятся со стихами, пословицами, поговорками о здоро­вье, закаливании, гигиене, культуре еды.

Проводит тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Папа, мама, я — спортив­ная семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Безопас­ная улица»).

 

Перспективное планирование (образовательная область «Здоровье»)

 

Месяц

Тема Программное содержание

Методические   работа

Сентябрь

Тема

«Как устроено тело человека»

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организмом.

Плакаты

1.Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, «Изучаем свой организм».

2.Ситуация «Я забочусь о глазах, ушах».

3.Ситуация «Какое у меня обоняние».

4.Практикумы: «Слушай во все уши, смотри во все глаза»

Октябрь

Тема

«Личная гигиена»

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

Модели , иллюстрации

«Культурно-гигиенические навыки».

1.Чтение худ. лит-ры: К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», Л.Толстой «Мальчик грязнуля».

2.Дид.игра. «Купание куклы» чистота тела

3.Дидакктическая игра «Мойдодыр».

4.Режессёрская работа «Все зверята любят мыться»

Ноябрь

Тема

«Что мы делаем, когда едим?»

Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения

Модель «Строение системы пищеварения».

Набор детской посуды, салфетки.1.Ситуация «Помощники человека».

2.Беседа на тему «Что у меня внутри?».

3.Беседы: «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?»,

«Что нужно человеку для жизни?»

4.Практикум: «Сохрани своё здоровье», «Как работает желудок человека», «Что мы едим»

Декабрь

Тема

«Отношение к больному человеку» Объяснить детям, что для человека самое главное-здоровье.

Стараться пробудить в них чувство сострада-ния, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

Иллюстрации «Здоровье и болезнь».

1.Ситуации: «Навестим больного друга», «Если заболела бабушка(мама)», «Письмо больному другу», «Готовимся встретить друга после болезни».

2.Практикум: «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»(обучение различным видам самомассажа), «Кто с закалкой дружит-никогда не тужит.

3.Дидактич.игра «Служба спасения «01», «02», «03».

4. С-р. игры: «Поликлиника», «Аптека», «Больница с разными отделениями»

Оздоровительный досуг совместно с родителями

«Путешествие в страну Неболейка»

Январь

Тема№5

«Микробы и вирусы» Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)

Плакат «Чистота-залог здоровья»

1.Беседы: «Осторожно грипп», «Кто нас лечит?», «Как защитить себя от микробов»

2.Практикум «Мойте руки перед едой», «Мытьё игрушек».

Февраль

Тема

«Витамины и здоровый организм»

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде)

Применение по назначению врача.

Муляжи овощей и фруктов.

Полезные продукты

1.Беседы:

- «О роли лекарств и витаминов»

- «Твои любимые овощи(фрукты)?»

- «Какие фрукты (овощи ) растут в нашей стране, какие в тёплых странах?»

2.Практикум «Витаминный салат», «Как заварить травяной чай»

3.Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Март

Тема

«Режим дня» Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья, развивать у детей представления о полезности физической активности организма.

Папка-раскладуш-ка «Режим дня»

1.Театр игрушки «Кукла обедает» -культура поведения за столом.

2.Беседа-практикум «Культура поведения во время еды»

3.Худож.лит-ра:

С.Махоткин «Завтрак»,

О.Григорьев «Варенье».

Ценности здорового образа жизни (индивидуальная работа с детьми)

Апрель

Тема

«Здоровая пища»

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Модель «Полезные продукты»,плакат «Правила поведения за столом»

1.Практикумы: «Что мы делаем, когда едим».

2.Беседы «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а чего нельзя), «Ядовитые растения».

3.Ситуации «Угощенье для гостей», «Что в корзину мы берем», «Как мама варила варенье», «Кот Матроскин варит суп».

Загадки об овощах.

Май

Тема

«Солнце, воздух и вода»

(воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании) Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболевания

Модель «Закаливание в летний период»

1.Беседа с показом

«О профилактике заболеваний»

 

2.Научить находить точки для выполнения массажа.

 

3.Подготовить девочку — массажистку для игры в

С-р. игра

«Больница» (новый кабинет).              

Игра «Счастливый случай»

 

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья.

Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание).

Обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, вы­полнения рекомендаций врача и пр.).

Умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).

Способы определить состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган.

Выполняет правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); раз­личает полезные и вредные для здоровья продукты питания.

Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку.

Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Ребенок проявляет несамостоятельность в выполнении культурно- гигиенических процессов; к началу обучения в школе не овладел основными культурно-гигиеническими умениями и навыками.

Не имеет привычки к постоянному выполнению культурно-гиги­енических навыков. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого.

Проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику.

 

5. Образовательная область «Безопасность»

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире

Задачи воспитания и развития детей

1. Формировать предпосылки экологического сознания, представ­ления об опасных для человека ситуациях в природе и способах по­ведения в них.

2. Формировать знания о правилах безопасности дорожного дви­жения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

3. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потен­циально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психичес­кого здоровья детей.

Ориентация детей в образовательной области(О чем узнают дети)

Правила и способы безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Правила обраще­ния с электроприборами.

Приемы оказания элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номер телефона вызова экстренной помощи.

Правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности детей.

Организация опыта освоения образовательной области

Воспитатель вовлекает детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуа­ций, в которых дети применяют накопленный опыт безопасного по­ведения: как оказать первую помощь, когда необходимо проявить ос­торожность и осмотрительность в действиях, как правильно обращать­ся с острыми предметами, как вести себя по отношению к незнакомым людям, что делать при пожаре и т. п.

В беседах с детьми воспитатель углубляет представления о безопас­ном поведении, ситуациях предупреждения травматизма, принятия мер предосторожности. Использует детскую художественную литера­туру для закрепления представлений о безопасном поведении

В совместной проектной деятельности воспитатель предлагает детям создать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, коллажи), позво­ляющие закрепить представления о правилах безопасного поведения.

Проводит тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы безопасности («Безопасная улица»).

 

Перспективный план по образовательной области «Безопасность»

 

Неделя

Тема. Программное содержание

Методическая работа

 

 

 

Сентябрь

Тема№1.«Безопасная улица».

Знакомить с правилами перехода при двустороннем движении.

Расширять представление об улицах города. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора.

1.Чтение стихотворения А.Дорохова «Зелёный, жёлтый, красный».

2.Лепка «разноцветный светофор».

4.Моделирование проблемных ситуаций «Как правильно вести себя на дороге»

 

Октябрь

Тема№2.«Как избежать неприятностей в лесу».

Познакомить детей как избежать непри-ятностей в лесу. Учить различать от-дельные съедобные и ядовитые грибы.

Дидактическая игра «Съедобные и ядовитые грибы».

2.Лепка «У медведя во бору грибы, ягоды беру».

3.Беседа «Опасности на природе»

 

Ноябрь

Тема№3«Опасные бытовые предметы».

Рассказать детям, какими опасными для здоровья могут быть предметы: ножницы, игла, спички и т.д., возможных угрожающих ситуациях.

1.Рисование «Пожар».

2.Беседа «Огонь-это очень опасно»

3.Ситуация«Если ты дома один»

4.Беседа «Опасности, с которыми можно столкнуться дома»

 

Декабрь

Тема№4 «Осторожно лёд».

Дать информацию, как опасно ходить по тонкому льду. Учить детей беречь свою жизнь и здоровье.

1.Беседа о мерах предосторожности во время гололедицы «Опасности, подстерегающие детей на улице и природе в зимнее время года»

Январь

Тема№5 «Правила поведения в транспорте»

Передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

1.Театрализация «Поездка в автобусе»

2.Ручной труд «Автобус»

3.Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте.

 

Февраль

Тема№6«Правила поведения при общении с животными»

Формировать правильное поведение в природе.

Ситуация общения «Бездомные животные». Продолжать знакомить с правилами поведения с бездомными животными.

 

Март

Тема№7 «Я и чужие люди»

Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.

1.Дид.игра. «Как избежать неприятностей во дворе и на улице». Обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

 

Апрель

Тема№8«Осторожно! Электроприборы»

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

Беседа: «Какую опасность могут принести наши помощники».

«Огонь-это очень опасно!»

 

Май

Тема№9. «Безопасность на улицах города». Закреплять нормы безопасного поведения на улице. Неосторожность становиться источником возникновения опасных ситуаций

Ситуация «Как я иду в детский сад»

Мир в картинках «Автомобильный транспорт».

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведе­ние, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.

Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предме­тами под присмотром взрослого.

В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.

Ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как по­звать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объ­яснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избе­гает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает неко­торые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет ос­торожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет пра­вила дорожного движения; поведения в транспорте.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Ребенок не соблюдает правила безопасного поведения в быту, на улице (дорожные правила), в природе, в общественных местах (транспорте, магазине, на улице, в метро).

Часто ведет себя неосторожно по отношению к сверстникам (тол­кается, замахивается палкой, бросается песком, камнями), прояв­ляет неосмотрительность при общении с животными.

Охотно вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, проявляет готовность прогуливаться с незнакомыми людьми, откликается на предложение пойти посмотреть вместе что-то интересное и прочее.

 

6. Образовательная область «Социализация»

Развитие игровой деятельности

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Задачи развития и воспитания детей

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельнос­ти и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2.Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

Развивать умение в режиссерских играх вести действие и пове­ствование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индивидуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикма­херской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных пере­дач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намеча­ется постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.

 

Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, любимым игровым темам, сюжетам, ролям, стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Создает условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий.

 

Перспективный план сюжетно-ролевых игр

 

Месяц

Название,

содержание

Методическая   работа

Сентябрь

1.«Магазин»   (овощной, продуктовый, обувной». Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Рассмотрение фотографий «Магазин».

Беседы: «Как работает продавец», «Вежливые покупатели», «Поход в магазин»;

 

2.«Салон красоты».

Учить детей организовывать игру. Познакомить с трудом парикмахера

 

 

Провести беседу

«Как мы ходили в парикмахерскую»,

«В парикмахерской». В салоне работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны.

Октябрь

1."Кино"

Подобрать эпизоды из разных сказок, где четко проявляются черты характера персонажей.

Снимаем сказку «Красная шапочка» волк прикидывается бабушкой, а Красная Шапочка интересуется: "А почему у тебя такие большие ушки?" и т. д

2 Игра «Улица»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

 

Тематические прогулки — экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица».

Игровые роли. Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др.

Ноябрь

1.«Скорая помощь»

«Аптека»

Познакомить детей с людьми медицинских профессий, учить уважать их труд.

Беседа: «Как мы измеряем вес и рост»,

«Что делать, если поранились»,

«Больница Айболита», «Что продают в аптеке»

Чтение худ. лит-ры: «Доктор Айболит»

2.«Семья

Учить обыгрывать семейные ситуации, распределять обязанности между членами семьи.

Беседа: «Кто дома ухаживает за детьми, кто любит детей»,

 

 

Декабрь

1.«Детский сад»

Познакомить с трудом воспитателя

Беседа «Кто такой воспитатель». Воспитатель встречает детей, играет с ними, проводит занятия.

Беседы: «Как мы играем и занимаемся в д/с

2.Игра «День рождения»

Цель. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков.

Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов.

Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, воспитательница, братья, сестры, гости.

Январь

1 Игра «Завод»

Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит

Беседа о труде рабочих. Просмотр фрагментов фильма о людях рабочих специальностей. Чтение рассказа «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывков из книг В. Маяковского «Кем быть?», В. Авдиенко «Все работы хороши»

2.«Поликлиника».

Познакомить детей с работой в поликлинике и причины обращения туда.

 

Ситуации: Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, измеряет температуру, ставит градусник. Медсестра выписывает рецепт, смазывает ранку, бинтует ее.

Февраль

1. Игра «Почта»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио.

Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. С. Я. Маршака «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте».

 

2.Игра «Школа»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни.

Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Игровой материал. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.

Март

1.«Транспорт, строительство»

Познакомить с транспортом.

«Пожарные»

Объяснить, что пожарные, тушат пожар, спасают людей.

Рассматривание иллюстраций и беседа по ним: шоферы берут машины, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не, наехать на людей, возят материалы на строительство, строители строят гараж. На улице ездят разные машины, они возят грузы.

 

2.«Полиция»

«Армия».

Учить гордиться нашей Родиной, её защитниками.

Игра «Пограничники»

Воспитание у них смелости и выносливости.

Рассматривание фотографий и иллюстраций. Организовать игру на улице.

Чтение нескольких рассказов о пограничниках, просмотр кинофильма. Рисование на тему «Граница».

Апрель

1.«Кафе»

Познакомить детей с теми, кто работает в кафе.

Рассмотреть иллюстрации: «Кто работает в кафе» повара закупают продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей.

2. Игра «Космонавты»

Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Совершенствование физической подготовки.

Рассматривание иллюстративного.Чтение очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос».

Май

«Цирк»

Закрепить знания детей о цирке, о его работниках.

Игра «Путешествие по реке»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых – работников речного порта для городов и сел страны.

Чтение стихов о цирке.

Прослушивание песен   «Цирк Шапито», «Клоуны и дети», «Куда уехал цирк».

Чтение рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре», Э. Успенский «Школа клоунов».

Беседа «Воспоминание о цирке».

 

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА

Ориентация в образовательной области (О чем узнают дети)

Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов. В сюже­те режиссерских игр и игры-фантазирования творчески объединяются события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.

Организация опыта освоения образовательной области

Воспитатель поддерживает у детей проявление интереса к индиви­дуальным и совместным режиссерским играм. Помогает развивать способность управлять 1—2 игрушками, согласовывать действия с дей­ствиями сверстников, изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигать игрушку по игровому полю, имити­руя движение персонажа, использовать звукоподражание, комменти­ровать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оцени­вать поступки своих игровых персонажей и персонажей партнеров.

Педагог побуждает детей согласовывать развитие сюжета со сверст­никами, вести диалоги от имени игровых персонажей, импровизирует по ходу развития сюжета. Стимулирует стремление дошкольников со­здавать обстановку для режиссерской игры: подбирать необходимые игрушки и предметы-заместители, оформлять игровое поле («лес», «волшебная поляна», «дом» и т. п.), использовать готовый полифунк­циональный игровой материал для продуктивной деятельности.

ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Воспитатель поддерживает интерес детей к совместному со сверст­никами фантазированию, инициативу в предложении темы игры, сю­жетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»).

Создает условия для использования разнообразных средств приду­мывания сюжета: карты сказочной страны, детские рисунки, картинки с изображением героев. Предлагает сочинять новые сюжеты на основе знакомых литературных произведений (русские народные и авторские сказки, сюжеты мультипликационных фильмов), используя прием час­тичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), побуждает согласовывать придуман­ные события с замыслами партнеров-сверстников.

Педагог включает детей в игры-фантазирования разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и других), создает вместе с детьми продукты-сюжеты, зафиксированные разными спосо­бами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и т. п.).

 

Перспективно- тематический план режиссёрских игр и игр-фантазирования

 

Месяц

Название игры. Программное содержание

Метод.

работа

Сентябрь

№1.«День рожденья» (режиссёрская работа).

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.

Беседа «Правила поведения за столом»

Октябрь

№2.«Мы великаны»(игра-фантазирование)

Учить понимать юмор; воспитывать интерес к фантазированию

№3.«Петрушкины загадки»-кукольный театр

Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации

Чтение произведения К. Чуковского «Путаница».

Загадки про животных.

Ноябрь

№4.«Узнай себя»(импровизация с использованием кукол бибабо)

1Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек; подражать положительным героям.

№5.Театр игрушек «Про машину»

Закреплять знания правил движения на дороге, развивать словарь

Игра «Доброе слово»

 

 

Дид.игра «Светофор»

Декабрь

№6.« Ожившие машины»

Закреплять и расширять представления детей об особенностях и назначении грузового, легкового, специального автотранспорта; учить их правилам дорожного движения..

Дид. игра «Найди пару» (часть и целое)

Январь

№7.«Путешествие с приключениями»

Развивать речь, учить придумывать необычные истории

Изучение атласа и карт

Февраль

№8.«Мальвина учит Буратино»

( кукольный театр)

Дать представление о школе, труде учителя, обязанностях учеников. Учить обыгрывать сюжет

Просмотр мультфильма

Март

№9.«Приключения в пути» (фланелеграф)

Закрепить знание правил дорожного движения и поведения на улице.

Дид. игра. «Безопасность»

Апрель

№10.«Космос»

«Пришельцы с другой планеты»

Учить детей развивать сюжет, перевоплощаться в космонавтов. Формировать художественно- речевые исполнительские умения и развивать способности к творческому перевоплощению

Рассматривание иллюстраций о космосе

Май

№11. «Кукла»

1.Закреплять умение подбирать одежду по сезону.

№12.«Фильм-фильм-фильм»

2.Предложить детям снять фильм .Развивать фантазию.

Беседа «О правильной и здоровой пище»

 

Перспективный план дидактических и развивающих игр


Месяц

Название. Программное содержание.

Сентябрь

1.«Живое—неживое»-   группировка предметов

2.«Краски»-   игра развивает связную речь и внимание

3. «Найди клад по схеме»- ориентировка по схеме

4. «Исправь ошибку»-развивать внимание

5.«Лоскутное одеяло»- составление целого из частей

6.«Сколько ошибок сделал художник?»-проверочное действие

7.«Угадай, что задумали»- угадывание по описанию

8.«Крестики-нолики»- развитие мыслительных способностей

Октябрь

1.«Реаль­ное—фантастическое»-игра на сравнение

2.«Съедобное –несъедобное»-игра на внимание

3.«Шнур-затейник»-часть-целое

4 «Кто быстрей найдёт ошибку»- развивать мышление и внимание

5. «Найди клад по схеме»- развивать ориентировку и внимание

6«Катилася торба с высокого горба»-речевая игра

7.Кто найдёт, пусть возьмёт»- развитие речи и внимания.

8. «Собирайка»- объёмное моделирование

Ноябрь

1. «Угадай чей голосок!»-развитие слуха

2«Звуки вокруг меня»-развитие речи

3. «Сосчитай-ка»- упражнять в счёте

4. «Чудесный круг»- плоскостное моделирование

5. «Найди дерево по описанию»-экологическое развитие

6. «Раздели фигуры»- блоки Дьенеша

7. «Кто больше увидит»- развитие внимания.

8. «Шахматы»

Декабрь

1.«Домашние—дикие животные»-игра на сравнение

2.«Найди пару»- игра на внимание

3.«Сложи квадрат»-игра на внимание

4.«Что за предмет»- развитие речи

5.«Почтальон принёс открытку»-развитие речи

6.«Путаница?»-развитие внимания и мышления

7.«Танграм»-развитие интеллектуальных способностей.

8. «Домино»- развитие внимания, мышления

Январь

1.« Лабиринт» - ориентировка по плану

2.«Чем отличается? - развивать внимание

3.«Собери волшебный узор»- составление целого из частей

4 «Потеряшка» - развивать мышление, внимание.

5. «Большой- маленький» - закреплять противоположные слова.

6. ««Задай вопрос и узнай» - узнай предмет по описанию

7. «Угадай где стоит» - игра на внимание

8. «Лото»

Февраль

1.« Учим дорожные знаки»- учить правила движения

2.«Заметить всё» -игра на внимание

3.«Кто больше назовёт предметов»-игра на внимание

4.«Колумбово яйцо»

5. «Запомни порядок» - игра на внимание

6.«Рукавички»-игра на внимание

7.«Летает-не летает»- развитие

8. ««Что предмет рассказывает о себе» узнай по описанию

Март

1.« Как избежать неприятностей» - безопасность во дворе и на улице.

2.«Пройди в ворота»-закреплять счёт

3. «Подбери слово» - развитие речи, мышления

4. «Чего не стало» -активизация словаря

5. «Тетрис» - закрепить понятие «широкий- узкий»

6. «Лото» - развитие внимания, мышления.

7. «Путешествие по комнате» - развитие ориентировки

8. «Разведчики»- классификация предметов по признакам.

Апрель

1.« «Догадайся и найди такой же»- узнай предмет по описанию

2.«Игровой квадрат»-развитие умственных способностей

3. «Живое число» - закрепление счёта

4. «Подбери нужную карточку» - соотношение чисел и предметов.

5. «Пазлы» -составление целого из частей

6. «Когда такое бывает?» - закрепить времена года

7. «Парная игра» - развивать внимание и логику.

8. «Создай ковер-самолет»» - составление целого из частей

Май

1.«Уникум»- развитие творческих особенностей

2.«Где находится?»-   найди предмет по плану

3.«Заполни ячейки»-   развитие мышления

4.«Чер­ное и белое»- игра с запрещающим действием

5.«Да и нет не говорите»-игра с запрещающим действием.

6. «Кто больше увидит» - развитие связной речи.

7. «Садовник»- развитие связной речи.

8. «Путешествие в страну дорожных знаков» -закрепить правила.


Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены инди­видуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятель­ности.

Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров.

Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному.

Детям - «сочинителям» наиболее интересны игры, которые осу­ществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отли­чаются оригинальностью.

Дети - «исполнители, артисты» проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные сред­ства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.

Для детей - «режиссеров» характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.

Детям - «практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.

Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментиро­ванию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм.

В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям.

Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Ролевой репертуар беден.

В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Часто оставляет общую игру до ее завершения.

Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим.

В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила.

Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуаль-ных усилий — отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игро­вым материалом.

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания (Ребенок входит в мир социальных отношений)

Задачи воспитания и развития детей

Воспитывать гуманистическую направленность поведения, раз­вивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжела­тельность.

Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских вза­имоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.

Развивать начала социальной активности, желаний на правах стар­ших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах.

Развивать положительное отношение к школе и учителю, инте­рес к школьному обучению и стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.

Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.

Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к истории и культуры жизни разных народов.

Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране.

Формировать начала гражданствен­ности.

Основными методами осуществления задач выступают следующие.---Проблемные практические и проблемно-игро­вые ситуации

- Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы.

- Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках.

- Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями.

- Игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира.

- Общение с малышами, школьниками, учителем.

- Чтение художественной литературы, рассматривание картин, ил­люстраций.

Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с образовательными областями: «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изо­бразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации , формируется готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника, происходит развитие детского самосознания.

 

Перспективно-тематический план по образовательной области «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и сознания

 

Месяц

Тема

Программное содержание

Методическая работа

Сентябрь

Тема№1. «Культура поведения».

Познакомить детей я языком жестов и движений.

Тема№2. «Родной город».

Расширять представления о понятии город.

Закрепить название улицы, где расположен детский сад . Педагог вовлекает ребят в Дети узнают от воспитателя сведения об истории города, о выдающихся людях.

 

1.Беседа «Мои умные помощники» (глаза, рот, нос, руки).

Дид.игра «Валеология»

2.Экскурсии и прогулки по городу. Дошколь­ники рассматривают самые красивые дома, улицы, парки, узнают, какие есть магазины, кафе, как работают поликлиники, библиотеки, музеи, кинотеатры,

Игру «Правила уличного движения», в игру-путешествие по городу. В с детьми месте создать карту города, отра­жать на ней достопримечательности, названия главных улиц, объек­тов архитектуры.

Октябрь

Тема№1 «Школа»

Расширять представления детей о школе и ее роли в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивитель­ный мир знаний.

 

Тема№2. «Моя семья»

Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Обогащаются представления дошкольников о семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии отца и матери, родословная.

 

1.Рассматривание картинок на школьную тему

Экскурсия в школу

 

2. Беседа: «Обязанности членов семьи».

Рассматривание фотографий с детских альбомов.

С-р. игра «Семья» Формировать представления о составе семьи. Совершенствовать умения составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных.

Ноябрь

Тема№1. Тайна моего «Я»

Учить детей формировать своё «Я»; составлять свой автопортрет; выявлять чувства и желания.

Тема№2 «Мой город»

Продолжить обогащать социальные представле­ния детей о жизни города, о профессиях горожан, работе обществен­ных учреждений. Уточняет знание детьми своего адреса, правил пове­дения в городе.

Развивать в детях чувство любви к родному городу, желание беречь его красоту, проявлять заботу.

 

1.Дидактическая игра «Мальчик или девочка».

Этические беседы о нравственных качествах и поступках.

2.Рассматривание фото нашего города. Дети узнают, где и как в городе можно провести свободное время, куда и как можно обратиться за помощью, как вызвать мили­цию, скорую помощь, пожарных

Беседа: «О каком городе я мечтаю», «Если бы я был волшеб­ником, какой город бы я построил».

Декабрь

Тема№1. Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства               

Тема №2 Что такое заповедник?

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства               

Беседа о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры по экологии

 

Беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России»

 

 

Январь

Тема№1 «Герб нашего города»

Познакомить детей с   гербом родного города               

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства               

Тема№2 «Народные праздники на Руси». Русские народные промыслы.

Расширять представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение.

               

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров        

1.Иллюстрации нашего города.

Чтение худ.лит-ры «Путешествие из Советска в Тильзит»

Экскурсия по родному городу, беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города

 

2.Чтение учебника для малышей В.Степанова «Моя Родина-Россия» Беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

 

Февраль

Тема№1.Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и плохие поступки).

Учить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей)

Тема№2. День защитников Отечества           

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу

наших соотечественников по защите Родины               

 

1.Чтение художественной лит-ры

В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».

Игра-драматизация

2.Праздник «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.

Март

Тема№1. Мамин праздник   

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами , в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики               

 

Тема№2. Мы - патриоты        

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства

 

1.Утренник «Мамин день», рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка «Моя мама». Рисование на темы: «Мама дома», «Мама на работе»

 

2.Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о родине, разгадывание кроссвордов. Выставки детских рисунков, фотовыставки. Дидактические игры

Апрель

Тема№1. «Планета-Земля»

Обогащать представления дошкольников о многообразии на­родов мира (представители «белой», «черной» и «желтой» рас), о некоторых особенностях их внешности, национальной одежды, ти­пичных занятиях. Понакомить детей с музыкой, сказками, танцами народов мира.

Тема№2 «Родная страна».

Продолжать обогащать представ­ления детей о России: это великая страна, в ней живут люди разных национальностей, есть много больших и малых городов, деревень. Природа России разнообразна и красива, много лесов, рек, озер, в земле залегает много полезных ископаемых. Люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой. Познакомить детей с российской символикой — государственным флагом, гербом, гимном. Знают, что Москва — столица России, узнают на картинках или видео ее достопримечательности — Кремль, Красную площадь, Третьяков­скую галерею. Знают, что во главе страны стоит президент, знают имя действующего президента России.

1.Игра-драмтизация «Маша обедает»,

Беседа «За столом».

 

 

 

 

 

2. Рассмотреть иллюстрации.

С помо­щью картинок, видеоматериалов, театрализации осуществляет игро­вые воображаемые путешествия по разным странам, рассмотреть сувениры, фотографии, принесенные детьми, побывавшими за гра­ницей.

Составляется красочное панно-коллаж «Наш удивительный и пре­красный мир», на котором каждый ребенок помещает вырезки из журналов, полюбившуюся картинку, свой рисунок или фото. Ребята рассматривают глобус.

 

 

Май

Тема№1 День Победы            

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.         

Формирование мужественности и женственности.

Тема№2 «Великие события России»

Рассказывает детям о великих событиях в истории России: дела и победы Петра I, полет первого космонавта Ю. Гагарина в космос, День Победы и т. п. До­школьники узнают имена выдающихся людей России: художников, писателей, полководцев, космонавтов. Знакомятся с песнями, стихами о России, ее природе, людях. Все это призвано вызывать у детей чувство гордости своей страной, родным городом.

1. Экскурсия к памятникам погибшим за Родину, возложение цветов, встречи с ветеранами, беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны. Рисование: «День Победы»

 

2.Знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности.

2. Чтение худ. лит-ры о войне.

Рассматривание фотографий ветеранов войны.

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Поведение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет раз­ными способами культурного поведения. Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопо­ниманию. Имеет представления о нравственных качествах людей и положительно оценивает нравственные поступки.

Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договориться о совместной деятельности (игра, труд, конструирование и прочее), включиться в сотрудничество.

В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращается к правилам, использует разные приемы справедливого разрешения возникших проблем.

Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких.

Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием обща­ется, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами.

Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира. Задает вопросы о прошлом и на­стоящем в жизни людей, об истории города, страны, о создании предметов.

Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увле­чениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет уверенность в себе и положительную самооценку.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет пред­ставления об отдельных правилах культуры, пове­дение определяется непосредственными побуждениями.

Социальные представления о мире, стране, жизни людей ограни­чены, поверхностны.

Ребенок испытывает трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или нежеланием учиты­вать интересы и позицию партнеров, найти взаимопонимание. Выражено отставание в развитии связной речи, в умении вести диалог.

Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с положительными поступками, наблюдаются проявления негативного поведения по отношению к другим .

Отношение к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.

 

Литература:

1. Программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод, рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
3 .Богуславская, 3, М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988г.
5. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада : программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Скорлупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образова-тельного процесса в дошкольных образовательных учреждениях : в 2 ч. / О. А. Скорлупова. - М. : ООО Издательст¬во «Скрипторий 2003», 2008.
7. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и метод, ре¬комендации / О. А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду : программа и метод, реко¬мендации / Э. Я. Степаненкова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет : систематизация, планирова¬ние, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
10. Усачев, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. А. Усачев, А. И. Березин. -М. : ACT, 2008.
11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! + СО / О. А. Воронкевич. - С1 Детство-Пресс, 2007.
12. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! : рабочая тетрадь для детей . Ч. 1 / О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.
13. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспита¬ние дошкольника», 2005.
14. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждний- М.Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.
15. Л.И.Пензуланва «Физкультурные занятия в детском саду». Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
16. Скорлупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях : в 2 ч. / О. А. Скорлупова. - М. : ООО Издательст¬во «Скрипторий 2003», 2008.
17. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет : систематизация, планирова¬ние, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
18. П.Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993.
19. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
20.Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготови¬тельной группе детского сада : конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (из опыта работы)…

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (Из опыта работы) Музыка в жизни детей присутствует с самого рождения, мама убаюкивает малыша, напевая...

Читайте также

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...