Рабочая программа педагога по учебному направлению «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Коммуникация» для детей 2 – 3 лет (первая младшая группа)

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.

Рабочая программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Разработка программы осуществлена в соответствии с:

  • Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
  • Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Приказом Министерства образования РФ от 23.11. 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва – 2010г.

Образовательная область «Коммуникация»  

«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

 

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

 

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, в ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животного («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, ле­чить, поливать), действия, противоположные по значению (откры­вать — закрывать, снимать - надевать, брать — класть), действия, ха­рактеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, пода­рить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радо­ваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

 

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

 

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

 

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини­циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хоро­шо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного со­провождения.

 

Образовательная область «Коммуникация»

Таблица 1. Распределение тем Н.О.Д. на 2012-2013 г.г.

Недели

Содержание

 

 

I неделя

II неделя

 

III неделя

IV неделя

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

 

IV неделя

 

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

 

IV неделя

 

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

 

IV неделя

 

 

I неделя

 

II неделя

III неделя

IV неделя

 

 

 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

 

Сентябрь

Мишка. Игра «Построим Мишке домик»

Рассматривание на фланелеграфе картинки «Птичий двор»

Игра «Чудесный мешочек»

У бабушки в гостях. Игра «Чудесный мешочек»

Лесная гостья. Игра «Цветочная поляна»

 

Октябрь

Кошка с котятами. Игра «Найди миски для кошки с котятами»

Собака со щенятами. Сравнение игрушек собаки и щенка.

Знакомство с игрушечным домом. Игра «Спрячь зайку от лисы»

Р.Н. песенка «Ладушки, ладушки…». Красивая чашка (в горошек)

 

Ноябрь

Медвежья семья. Игра «Кто спрятался?»

Коза с козлятами. Коза и козлёнок (сравнение)

Знакомство с игрушечным зайцем. Игра «Найди пару»

Научим куклу раздеваться после прогулки. Разноцветная одежда.

 

Декабрь

Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы?»

Ёжик. Игра «Волшебный мешочек»

Рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами».

Знакомство с игрушечной лисой.

Как зверята готовятся к празднику ёлки.

Игра «Найди каждому снеговику ёлочку»

 

Январь

Лесные жители. Игра «Выкладывание ёлочек из треугольников разных размеров»

Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»

Игрушки в гостях у ребят. Игра «Назови и расставь посуду»

Устроим кукле комнату. Игра «Найди кроватку для каждой матрёшки»

 

Февраль

Такие разные предметы. Игра «Найди на ощупь и назови предмет»

Наблюдение на прогулке за птичкой. Игра «Птички (одна-много)»

Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»

Игра «Рассматривание игрушечных птиц (снегирь, синичка)»

Игра «Угадай по голосу». Рассматривание и сравнение героев сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

 

Март

Ознакомление с качеством предметов. Игра «Широкий-узкий»

Наблюдение за рыбками в аквариуме. Игра «Сравним рыбок»

Выбираем игрушки для прогулки. Игра «Покажи предмет (признаки предметов: твёрдый, мягкий, гладкий, пушистый)»

Рассматривание комнатных растений

 

Апрель

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

Игра «Какого цвета кубик»

Рассказ воспитателя «Как Катя нашла Щенка»

Игра «Разноцветный коврик для щенка»

Что делает повар. Игра «Найди предметы для повара»

Профессии наших мам и пап. Игра «Кому что нужно для работы»

 

Май

Кто что ест? Домашние животные и их детёныши (сравнение)

Рассказ воспитателя о домашних птицах. Игра «Подари петушку пёрышко»

Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе.

Рассматривание домиков для животных.

Что растёт за окном? Игра «Какие бывают деревья?»

 

 

К концу года дети могут: поделиться информацией («Грача видел» и т.д.), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал, хочу кушать) и на действия сверстников (отнимает игрушку, обижает). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает чтение небольших произведений без наглядного сопровождения.

Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.

 

Область

Связь с областями

Физическая

культура

Знание названий   спортивного инвентаря, произнесение текстов подвижных игр, развитие речи, слухового аппарата, обогащение словаря

Здоровье

Вежливо здоровается при входе в группу, отпрашивается вечером у воспитателя, прощается, обращается с просьбой помочь завязать шнурки, застегнуть куртку и т.д. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, просит салфетку или носовой платок). Самостоятельно ест, высказывает мнение о качестве пищи, обращается с просьбой дать добавку.

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, знакомство с окружающим, с предметным миром, формирование элементарных математических представлений

Социализация

Формирование знаний о своём городе, о семейной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнёрского взаимодействия

Музыка

Способность воспроизводить содержание песен под музыкальное сопровождение, читать стихи, потешки, участвовать в коротких инсценировках и исполнять роли

Труд

Выполняет простейшие трудовые действия, сопровождая их высказыванием впечатлений, наблюдает за трудовыми действиями взрослых, задаёт вопросы, участвует в обсуждении трудовых процессов

Чтение художественной литературы

Слушает доступные по содержанию стихи, потешки, рассказы, сказки. При повторном чтении проговаривает слова, фразы, запоминает и читает четверостишья. Рассматривает иллюстрации, картинки, называет знакомые предметы, изображённые на них.

Безопасность

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, взаимодействия с животными, растениями. Знает опасные объекты: проезжая часть, глубокая яма, горячий предмет и т.д. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения

Художествен-

ное творчество

Знает четыре основных цвета спектра, называет требующийся для работы материал: краски, карандаши, бумагу, пластилин. Просит помочь при затруднении, высказывает и выражает речью радость, полученную в результате творчества

 

Направления работы с семьёй.

Показывать родителям необходимость и актуальность коммуникативного развития детей, потребность в активном общении с родителями, сверстниками, окружающими людьми. Знакомить с возможностями дошкольного учреждения, а также других учреждений в коммуникативном взаимодействии, способствующем развитию всех компонентов устной речи детей, произносительной стороны речи, связной (диалогической и монологической) форм в различных видах детской деятельности.

Поддерживать стремление родителей к формированию у детей речевой культуры на материале художественных текстов.

Планировать совместную работу с родителями по развитию у детей всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, практического овладения детьми нормами русской речи)

 

Таблица 3. Методическое обеспечение.

Программное обеспечение.

Содержание

Пособия

Программы

Технологии

Пособия

Васильева М.А., Веракса Н.Е. От рождения до школы. – М., 2011

Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981.

Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981

Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 2003

Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. – М., 2006

Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 2 - 4 лет. – М., 1997

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1976

Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы»

«Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. – В., 2012

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Читайте также

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у…

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» Опыт моей работы «Формирование...

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...