Рабочая программа педагога по учебному направлению «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Коммуникация» для детей 2 – 3 лет (первая младшая группа)
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.
Рабочая программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Разработка программы осуществлена в соответствии с:
- Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
- Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Приказом Министерства образования РФ от 23.11. 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164;
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва – 2010г.
Образовательная область «Коммуникация»
«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, в ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животного («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать - надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Образовательная область «Коммуникация»
Таблица 1. Распределение тем Н.О.Д. на 2012-2013 г.г.
Недели |
Содержание |
I неделя II неделя
III неделя IV неделя
I неделя II неделя III неделя IV неделя
I неделя II неделя III неделя IV неделя
I неделя II неделя III неделя
IV неделя
I неделя II неделя III неделя IV неделя
I неделя II неделя III неделя
IV неделя
I неделя II неделя III неделя
IV неделя
I неделя
II неделя III неделя IV неделя
I неделя II неделя III неделя IV неделя
|
Сентябрь Мишка. Игра «Построим Мишке домик» Рассматривание на фланелеграфе картинки «Птичий двор» Игра «Чудесный мешочек» У бабушки в гостях. Игра «Чудесный мешочек» Лесная гостья. Игра «Цветочная поляна»
Октябрь Кошка с котятами. Игра «Найди миски для кошки с котятами» Собака со щенятами. Сравнение игрушек собаки и щенка. Знакомство с игрушечным домом. Игра «Спрячь зайку от лисы» Р.Н. песенка «Ладушки, ладушки…». Красивая чашка (в горошек)
Ноябрь Медвежья семья. Игра «Кто спрятался?» Коза с козлятами. Коза и козлёнок (сравнение) Знакомство с игрушечным зайцем. Игра «Найди пару» Научим куклу раздеваться после прогулки. Разноцветная одежда.
Декабрь Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы?» Ёжик. Игра «Волшебный мешочек» Рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами». Знакомство с игрушечной лисой. Как зверята готовятся к празднику ёлки. Игра «Найди каждому снеговику ёлочку»
Январь Лесные жители. Игра «Выкладывание ёлочек из треугольников разных размеров» Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви» Игрушки в гостях у ребят. Игра «Назови и расставь посуду» Устроим кукле комнату. Игра «Найди кроватку для каждой матрёшки»
Февраль Такие разные предметы. Игра «Найди на ощупь и назови предмет» Наблюдение на прогулке за птичкой. Игра «Птички (одна-много)» Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили» Игра «Рассматривание игрушечных птиц (снегирь, синичка)» Игра «Угадай по голосу». Рассматривание и сравнение героев сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Март Ознакомление с качеством предметов. Игра «Широкий-узкий» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Игра «Сравним рыбок» Выбираем игрушки для прогулки. Игра «Покажи предмет (признаки предметов: твёрдый, мягкий, гладкий, пушистый)» Рассматривание комнатных растений
Апрель Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Игра «Какого цвета кубик» Рассказ воспитателя «Как Катя нашла Щенка» Игра «Разноцветный коврик для щенка» Что делает повар. Игра «Найди предметы для повара» Профессии наших мам и пап. Игра «Кому что нужно для работы»
Май Кто что ест? Домашние животные и их детёныши (сравнение) Рассказ воспитателя о домашних птицах. Игра «Подари петушку пёрышко» Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Рассматривание домиков для животных. Что растёт за окном? Игра «Какие бывают деревья?»
|
К концу года дети могут: поделиться информацией («Грача видел» и т.д.), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал, хочу кушать) и на действия сверстников (отнимает игрушку, обижает). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает чтение небольших произведений без наглядного сопровождения.
Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.
Область |
Связь с областями |
Физическая культура |
Знание названий спортивного инвентаря, произнесение текстов подвижных игр, развитие речи, слухового аппарата, обогащение словаря |
Здоровье |
Вежливо здоровается при входе в группу, отпрашивается вечером у воспитателя, прощается, обращается с просьбой помочь завязать шнурки, застегнуть куртку и т.д. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, просит салфетку или носовой платок). Самостоятельно ест, высказывает мнение о качестве пищи, обращается с просьбой дать добавку. |
Познание |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, знакомство с окружающим, с предметным миром, формирование элементарных математических представлений |
Социализация |
Формирование знаний о своём городе, о семейной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнёрского взаимодействия |
Музыка |
Способность воспроизводить содержание песен под музыкальное сопровождение, читать стихи, потешки, участвовать в коротких инсценировках и исполнять роли |
Труд |
Выполняет простейшие трудовые действия, сопровождая их высказыванием впечатлений, наблюдает за трудовыми действиями взрослых, задаёт вопросы, участвует в обсуждении трудовых процессов |
Чтение художественной литературы |
Слушает доступные по содержанию стихи, потешки, рассказы, сказки. При повторном чтении проговаривает слова, фразы, запоминает и читает четверостишья. Рассматривает иллюстрации, картинки, называет знакомые предметы, изображённые на них. |
Безопасность |
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, взаимодействия с животными, растениями. Знает опасные объекты: проезжая часть, глубокая яма, горячий предмет и т.д. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения |
Художествен- ное творчество |
Знает четыре основных цвета спектра, называет требующийся для работы материал: краски, карандаши, бумагу, пластилин. Просит помочь при затруднении, высказывает и выражает речью радость, полученную в результате творчества |
Направления работы с семьёй.
Показывать родителям необходимость и актуальность коммуникативного развития детей, потребность в активном общении с родителями, сверстниками, окружающими людьми. Знакомить с возможностями дошкольного учреждения, а также других учреждений в коммуникативном взаимодействии, способствующем развитию всех компонентов устной речи детей, произносительной стороны речи, связной (диалогической и монологической) форм в различных видах детской деятельности.
Поддерживать стремление родителей к формированию у детей речевой культуры на материале художественных текстов.
Планировать совместную работу с родителями по развитию у детей всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, практического овладения детьми нормами русской речи)
Таблица 3. Методическое обеспечение.
Программное обеспечение.
Содержание |
Пособия |
Программы Технологии Пособия |
Васильева М.А., Веракса Н.Е. От рождения до школы. – М., 2011 Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966 Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981 Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 2003 Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. – М., 2006 Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 2 - 4 лет. – М., 1997 Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1976 Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. – В., 2012 |
Читайте также |
---|
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...
Творческий проект
Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...
Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…
Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...