Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»
для детей от 2 до 7 лет

Срок реализации 5 лет

Информационная карта

1. Учреждение: МОУ начальная школа – детский сад № 28 «Золотой петушок»

2. Полное название программы:«На родимой сторонке»

3. Сведения о составителях:

   3.1. Ф.И.О: Сурина Ирина Геннадьевна

   3.2. Место работы: МОУ начальная школа – детский сад № 28 «Золотой петушок», г. Тамбов

   3.3. Должность: музыкальный руководитель

   3.4. Категория: первая

4. Сведения о программе:

   4.1. Область применения: дополнительное образование, культурология.

   4.2. Продолжительность обучения: 5 лет.

   4.3. Сроки и результаты апробации: 5 лет

Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий

интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,

чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской

жизнью, который возник, вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

                                                               Г.С. Виноградов

Пояснительная записка

Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный языкнародной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственностъ поколений.

В данной программе представлены народные песни, интересные для детей разного возраста, начиная с младшего дошкольного. Последовательность песен, выстроенных по принципу от простого к сложному, позволяет в процессе их разучивания, использования в практике постепенно развивать музыкальные способности детей, решать многие музыкально-педагогические задачи. Так, простейшие попевки («Андрей-воробей», «Барашеньки», «Сорока, сорока» и др.), небольшой диапазон, простая фразировка, несложный ритм, построенный на четвертях и восьмых, удобны для певческого аппарата ребенка, позволяют успешно развивать интонационный слух. Усложнение мелодики, ритмики, большая содержательность текстов других песен, представленных в программе, способствуют дальнейшему развитию музыкально-слуховых представлений, расширению музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей.

Персонажи русских народных песен близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых героев: малыши - образы различных животных и птиц, многие из которых наделены чертами человеческого характера: сорока, которая и кашку варила и деточек кормила; дроздок, который по водичку пошел; ворон, который играет в золоченую трубу и др. Старших дошкольников, привлекут, прежде всего, песни «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Как у наших у ворот», которые открывают большой простор для импровизации, их можно инсценировать.

Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным («Коровушка»), гостеприимство, трудолюбие («Блины»), чуткость

(«Как пошли наши подружки») и другие. Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе можно легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец. Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), («Ваню с подружками»), («Как на тоненький ледок»), Муху, Комара и Стрекозу («Как у наших у ворот» или другие персонажей русских народных песен, дети фантазируют, сочиняют, и возникает удивительная атмосфера творчества. Во время исполнения песен дети сопереживают
героям музыкальных произведений, передают личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек», «Дрема» всегда поднимает у детей настроение, а напевание песен «Во поле береза стояла», «Ты воспой в саду, соловейка», «Ой, мороз-мороз» настраивает детей на лирический лад, на размышление.

Русские народные песни индивидуальны и неповторимы, интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны. Хочется надеяться, что с помощью песен, включенных в эту программу, педагоги-музыканты сделают путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

Целевое назначение программы - создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и педагогов для развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в области фольклорного искусства.

Цель программы реализуется решением следующих задач:

- знакомство с русской народной песней;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: игре на детских музыкальных инструментах, импровизации различных песен, попевок, формирование самостоятельности, инициативности и стремления применять подготовленный репертуар в повседневной жизни детей;

- воспитание творческих способностей дошкольников на основе осознанного восприятия фольклорной музыки;

- установление доброжелательных межличностных отношений, чувства ответственности за совместную творческую деятельность.

Все названные задачи образуют "комплексный метод" музыкального воспитания.

Для реализации содержания программы "На родимой сторонке" используются различные формы проведения занятий:

  • беседы;
  • занятия – игры;
  • развлечения;
  • импровизации

Перечисленные формы проведения занятий позволяют применить такие методы обучения:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

Задачи 1 года обучения

обучающие:

- ознакомление с простейшими попевками;

развивающие:

- формирование   исполнительско - творческих навыков и умений     воспитанников;

воспитательные:

- знакомство с персонажами русских народных песен.

Задачи 2 года обучения

обучающие:

- расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей;

развивающие:

- формирование потребности в музыкально-творческой деятельности;

воспитательные:

- продолжить ознакомление с простейшими попевками, песнями.

Задачи 3 года обучения

обучающие:

- развитие и совершенствование исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников;

развивающие:

- способствовать дальнейшему развитию музыкально – слуховых представлений.

воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине с помощью русских народных песен.

Задачи 4 года обучения.

обучающие

- формирование позитивных черт характера: гостеприимства, трудолюбия,       чуткости.

развивающие:

развитие интонационного слуха.

воспитательные:

- прививать любовь к русской песне.

Задачи 5 года обучения.

обучающие:

- пропаганда народного творчества, лучших образцов народно-певческой культуры своего края.

развивающие:

развивать певческие, слуховые, двигательные навыки.

воспитательные:

- прививать любовь к русской песне и традициям.

- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, жизни и окружающим людям.

 

В программу «На родимой сторонке» заложены педагогические принципы:

- гуманизации обучения, состоящей в том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.

- интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.

- широкого привлечения игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Фольклор, как форма народной педагогики, отвечает основным дидактическим принципам:

- научность обучения:

изучая календарный фольклор, дети изучают историю, традиции своего народа;

- воспитывающий характер обучения:

огромное количество произведений имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, потешки, песни-игры готовят ребенка к взрослой жизни. Народные игры – это подражание трудовой, общественной деятельности («Сею, вею, посеваю», «А мы просо сеяли»);

- наглядность обучения (атрибутика к обрядовым действам, играм);

- сознательность и активность в обучении состоит в целенаправленном,     активном восприятии, осмыслении, творческой переработки и применении изучаемого материала;

Программа «На родимой сторонке» содержит 3 основных раздела.

1. Знакомство с миром русской народной песней.

2. Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

3. Культура речи

Содержание программных материалов каждого раздела позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Знакомство с миром русской народной песни

Обучающие:

 

формировать систему ЗУН в области:

- народного фольклора, его     истории, отношения к человеку, природе, родному краю;

- устного народного творчества;

- жанров и видов музыкального фольклора.

Развивающая:

- развивать любовь и чувство патриотизма к родному краю;

Воспитательная:

- воспитывать уважение к русским традициям.

Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Обучающие:

 

Научить:

- манере народного пения, яркости, выразительности передачи;

- правильного дыхания и звукообразования.

Развивающие:

 

- развивать   ритмические навыки;

- развивать певческие навыки;

- развивать музыкально – слуховые навыки.

Воспитательная:

 

- воспитывать любовь к народному пению и обрядовым праздникам.

- воспитывать у детей позитивные черты характера: бережливость, чуткость, трудолюбие, гостеприимство.

 

Культура речи

 

Обучающие:

 

Научить:

правильно произносить звуки, слова, работать над громкостью и скоростью речевого высказывания, ритмом, тембром, логическими ударениями.

Развивающие:

 

-   развивать функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды.

Воспитательные:

 

- воспитывать у   детей умение содержать в порядке   место, где они     занимаются, играют;

привычку доводить до конца начатое дело, бережно   относиться к музыкальным инструментам, вещам, игрушкам.

В программе используются следующие методы:

Наглядный:

- плакаты, портреты, рисунки;

- наглядно - слуховой (выразительное исполнение песни музыкальным руководителем);

- наглядно – двигательный (показ игр, танцевальные движения)

Словесный:  

- образный рассказ музыкального руководителя о новом произведении.

Практический:

- упражнение (варьирование музыкального материала);

- последовательное усложнение материала, учитывая возрастные особенности каждого ребёнка;

- метод индивидуального контроля.

Отличительная особенность

В программе активно используются технологии арт - педагогики в сочетании с фольклором, которые позволяют:

1. Осваивать традиции и культуру русского народа;

2. Развивать коммуникативную сферу;

3. Развивать творческие способности;

4. Развивать образное мышление, память, внимание, координацию, мелкую моторику, усидчивость.

Это слияние имеет не только образовательно-воспитательный, но и оздоровительный эффект для воспитанников, участвующих в мероприятиях. Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие каждую песню, несут в себе положительный заряд огромной силы.

Фольклорное пение в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов, развивает голос, повышает речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию органов дыхания. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух.

В программе «На родимой сторонке» применяются логоритмические упражнения, где задействуются все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ребенок не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.

В основе программы лежит авторская программа «У истоков старины» Акимовой Т.И., педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Тамбова». В программу «На родимой сторонке» введены изменения музыкального материала по принципу от простого к сложному, учитывая специфику образовательного учреждения и возраста участников образовательного процесса.

В зависимости от дня недели, в который проходит занятия по программе «На родимой сторонке», подбираются ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности воспитанников. Музыкально - ритмические упражнения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Программа «На родимой сторонке» предназначена для детей 2 – 7 лет и рассчитана на 5 лет обучения. Программа обучения включает 32 учебных часа в год. Форма проведения занятий групповая с использованием возможности индивидуального подхода к каждому ребёнку, добиваясь оптимальных результатов в обучении и воспитании. Из групп воспитанников формируется фольклорный ансамбль. Фольклорный ансамбль может состоять из одной или нескольких групп. Возрастной состав групп (ансамбля) может быть одно – и (или) разновозрастный, причем разновозрастный состав групп (ансамбля) позволяет построить учебный процесс в направлении взаимообогащения знаниями и социальным опытом обучающихся по программе. В каждой группе должно быть не более 8 человек. Занятия проводятся 1раз в неделю по регламентированному времени с каждой группой, с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

Для отслеживания результатов развития певческого голоса необходимо проводить в течение года диагностику уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

Результативность программы определяется по итогам анализа самостоятельной работы воспитанников при полном её прохождении.

Предполагаемый результат обучения.

После 1-ого года воспитанники должны

Знать:

- по слуху определять выученный материал.

- знать название название шумовых инструментов( бубен, погремушка, деревянные ложки).

Различать:

- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 2 звуков)

- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).

Уметь:

- различать потешки, песенки по содержанию;

- выполнять элементарные танцевальные движения;

- подпевать музыкальному руководителю.

Предполагаемые результаты обучения

После 2 –ого года воспитанники должны

Знать:

- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки);

- понятие «Хороводный шаг»;

- по слуху определять выученный материал.

Различать:

- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).

- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 3 звуков)

Уметь:

- различать потешки, песенки по содержанию;

- выполнять элементарные танцевальные движения;

- подпевать музыкальному руководителю.

Предполагаемые результаты обучения.

После 3 – ого года воспитанники должны

Знать:

- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки);

- понятие «Хороводный шаг», «топотушки», «кружение».

Различать:

- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);

- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 4 звуков).

Уметь:

- различать потешки, песенки по содержанию;

- выполнять танцевальные движения;

- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.

Предполагаемые результаты обучения.

После 4 –ого года воспитанники должны

Знать:

- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);

- понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг.

Различать:

- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);

- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 5 звуков).

Уметь:

- различать потешки, песенки по содержанию;

- выполнять танцевальные движения;

- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.

Предполагаемые результаты обучения.

После 5 –ого года воспитанники должны

Знать:

- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);

- понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг;

- различать музыкально – шумовые инструменты по видам (с диатоническим и хроматическим звукорядом).

Различать:

- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен,гусли, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);

- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 8 звуков).

Уметь:

- различать потешки, песенки по содержанию;

- выполнять танцевальные движения;

- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.

Перспективное планирование 1 года обучения

Виды деятельности

Репертуар

Цели и задачи

I квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Андрей – воробей» р. н. п.

«Барашеньки» р.н.п.

«Сорока – сорока» р.н.п.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Согласовывать свои действия с другими детьми.

Развивать умение произвольно реагировать на команду.

2.Пляска

«Чеботуха»р.н.м. обр. В. Золотарёва

«Как у ворот наших»

Р.н.п.

«Ладушки» р.н.п. обр. Г. Фрида

Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность.   Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

3.Культура речи

 

«Барашеньки», «Сорока – сорока», «Андрей – воробей».

Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями.

II квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Ходит зайка»;

Скок, скок, поскок»,; «Как на нашем на лугу».

Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Готовить детей к действиям с музыкально – шумовыми инструментами.

2.Пляска

«Хитрый кот» р.н.п.

обр. С. Насауленко

«Пойду ль я выйду ль я» р.н.п. обр. Е.Тиличеевой

Из – под дуба р.н.п.

Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура речи

 

«Барашеньки»;

«Скок, скок, поскок»;

«Ходит зайка».

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

III квартал

1. Инсценировка

«Зайка» р.н.п;

«Петушок» р.н.п;

«В огороде был козёл».

Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.

2.Пляска

«Попляшем» р.н.м. обр. В. Герчик

«Сапожки» р.н.м.

«Полянка» р.н.м.

 

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3.Культура речи

«Зайка» р.н.п;

«Петушок» р.н.п;

«В огороде был козёл».

Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Перспективное планирование 2 года обучения

Виды деятельности

Репертуар

Цели и задачи

I квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Две тетери» р.н.п.

«Лиса по лесу ходила»

«Не летай, соловей».

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Согласовывать свои действия с другими детьми.

Развивать умение произвольно реагировать на команду.

2.Пляска

Р.н.п. «Во саду ли в огороде» Р.н.п

Я рассею своё горе» р.н.п.

«Как у наших у ворот» р.н.п.

Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность.   Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

3.Культура речи

 

«Барашеньки», «Сорока –сорока», «Андрей – воробей».

Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями.

II квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Зайка» р.н.п.

«Как под горкой под горой». р.н.п.

«Коза – дереза» р.н.п.

Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Готовить детей к игре на музыкально – шумовых инструментах.

2.Пляска

«Утушка луговая» р.н.п.

Русская нар. мел. обр. Т. Ломовой

Ах вы сени» р.н.п.

Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура речи

 

«Барашеньки»;

«Скок, скок, поскок»;

«Ходит зайка».

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

III квартал

1. Инсценировка

«Зайка» р.н.п;

«Петушок» р.н.п;

« В огороде был козёл».

Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.

2.Пляска

«Карусель» р.н.м. обр. Е.Тиличеевой

«На зелёном лугу» р.н.п.

«Калинка» обр. Т. Ломовой

Из – под   дуба, из - под вяза.

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3.Культура речи.

«Зайка» р.н.п;

«Петушок» р.н.п;

«В огороде был козёл».

Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Перспективное планирование 3 года обучения

Виды деятельности

Репертуар

Цели и задачи

I квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Пойду я лук полоть» р. н. п.

«Уж ты зоренька» р.н.п.

«Патока с имберём» р.н.п.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Согласовывать свои действия с другими детьми.

Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты.

2.Пляска

«Уж ты, коваль, ковалёчек» р.н.п.

«Вставала ранёшенько» р.н.п.

«Комарочек» р.н.п.

Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

3.Культура речи

 

Песни:

«Пойду я лук полоть» р. н. п.

«Уж ты зоренька» р.н.п.

«Патока с имберём» р.н.п.

Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями.

II квартал

1. Инсценировка

Песни:

«Как пошли подружки наши» р.н.п.

«Бай, качи,   качи» р.н.п.

«Ворон» р.н.п.

Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты.

2.Пляска

«Пошла млада за водой» р.н.п.

«Как у наших у ворот» р.н.п. обр. Е.Тиличеевой

«Ах, улица» р.н.п.

Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура речи

 

Песни:

«Как пошли подружки наши» р.н.п.

«Бай, качи,   качи» р.н.п.

«Ворон» р.н.п.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

III квартал

1. Инсценировка

«Украл котик клубочек» р.н.п.

«А мы просо сеяли» р.н.п.

«Коровушка»

Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.

 

2.Пляска

«По- за городу гуляет»

«Уж как по мосту, мосточку».

«Земелюшка – чернозём».

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3.Культура речи

«Украл котик клубочек» р.н.п.

«А мы просо сеяли» р.н.п.

«Коровушка» р.н.п.

Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Перспективное планирование 4 года обучения

Виды деятельности

Репертуар

Цели и задачи

I квартал

1. Инсценировка

 

 

 

Песни:

«Во саду ли в огороде» р. н. п.

«Я на горку шла»

«На зелёном лугу» р.н.п

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты.

2.Пляска

«Во поле берёза стояла» р.н.п.

«Как под наши ворота » р.н.п.

«Заплетися плетень» р.н.п

Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

3.Культура речи

 

«Во саду ли в огороде» р. н. п.

«Я на горку шла»

«На зелёном лугу»

Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями.

II квартал

1.Инсценировка

 

Песни:

«А мы просо сеяли» р.н.п.

«Где был, Иванушка?» р.н.п.

«Во кузнице» р.н.п.

Развивать   фантазию. Передавать атмосферу творчества, личного эмоционального отношения к происходящим событиям в песне.

2.Пляска

«Вдоль по улице молодчик идёт»

«Ай, на горе дуб, дуб»

«Как на тоненький ледок»

Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура речи

 

Песни:

«А мы просо сеяли» р.н.п.

«Где был, Иванушка?» р.н.п.

«Во кузнице» р.н.п.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

III квартал

1. Инсценировка

«Ты воспой в саду, соловейка» р.н.п.

«В тёмном лесе» р.н.п.

«Виноград у нас во бору растёт» р.н.п.

Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.

2.Пляска

«Дрёма» р.н.п.

«Со вьюном я хожу»

р.н.п.

«Возле речки, возле мосту»

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3.Культура речи

«Ты воспой в саду, соловейка» р.н.п.

«В тёмном лесе» р.н.п.

«Виноград у нас во бору растёт» р.н.п.

Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Перспективное планирование 5 года обучения

Виды деятельности

Репертуар

Цели и задачи

 

I квартал

1. Инсценировка

 

 

 

 

 

Песни:

«Маки - маковочки»

р.н.п.

«По деревне идёт Ваня - пастушок» р.н.п.

«У меня ль во садочке»

р.н.п.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать фантазию. Передавать атмосферу творчества, личного эмоционального отношения к происходящим событиям в Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты песне.

2.Пляска

«Долговязый журавель» р.н.п.

«Выйду ль я на реченьку»

«Ой ты, зимушка – сударушка» р.н.п.

 

Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

3.Культура речи

 

«Маки - маковочки»

р.н.п.

«По деревне идёт Ваня - пастушок» р.н.п.

«У меня ль во садочке»

р.н.п.

Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями.

II квартал

1.Инсценировка

 

«Белолица - круглолица» р.н.м.

«Смоленский гусачок» р.н.м.

«Лявониха » р.н.м.

Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

2.Пляска

«Сею – вею снежок» р.н.п.

«Блины» р.н.п.

«Травушка - муравушка

Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3.Культура речи

 

«Сею – вею снежок» р.н.п.

«Блины» р.н.п.

«Травушка - муравушка

 

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

III квартал

 

1. Инсценировка

 

«Лапти» р.н.п.

«Светит месяц» р.н.п.

«Матрёшки» р.н.п.

Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.

2. Пляска

«Валенки» р.н.п.

 

«Колечко» р.н.м.

 

«Свидание» р.н.м.

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

1. Культура речи

«Лапти» р.н.п.

«Светит месяц» р.н.п.

«Матрёшки» р.н.п.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Методическое обеспечение программы.

1 год обучения.

 

Формы занятий

 

 

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

беседа, игра

( 1 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра

( 2 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра

(3 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра

(4 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

Методическое обеспечение программы.

2 года обучения.

 

Формы занятий

 

 

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

беседа, игра, импровизация

( 1 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра, импровизация

( 2 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра, импровизация

(3 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

беседа, игра импровизация,

(4 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент

итоговое занятие

 

Методическое обеспечение программы.

3 года обучения.

Формы занятий

 

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

беседа, игра, импровизация

( 1 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный.

музыкальный инструмент, магнитофон

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

( 2 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, магнитофон

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

(3 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, магнитофон

развлечение

 

беседа, игра импровизация,

(4 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, магнитофон

развлечение

 

 

Методическое обеспечение программы.

4 года обучения.

Формы занятий

 

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

беседа, игра, импровизация

( 1 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр.

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

( 2 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

(3 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент.

развлечение

 

беседа, игра импровизация.

(4 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент

экскурсия

 

Методическое обеспечение программы.

5 года обучения.

Формы занятий

 

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

беседа, игра, импровизация

(1 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр.

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

(2 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент

развлечение

 

беседа, игра, импровизация

(3 квартал)

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент.

развлечение

 

беседа, игра импровизация.

(4 квартал)

 

объяснительно-иллюстративный,

словесный, демонстрационный.

музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент

экскурсия

 

 

Список используемой литературы:

Для педагогов:

1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1974.

2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.

3. Государственный образовательный стандарт (Научно-региональный компонент образования). 1999.

4. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985.

5. Куприянова Л.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом (Методические рекомендации). М., 1981.

6. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.

7. Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. – В кн.: Клубные вечера. Вып.II. М., 1976.

8. Назарова Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000.

9. Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999.

10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М., «Просвещение», 1986.

11. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991.

12. Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения Сост. Н.В.Калугина и В.С.Попов. М., 1971.

13. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998.

14. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий», 1991.

  

Для родителей:

1. Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. М., 1975.

2. «Короб чудес. Детские деревенские посиделки», Чебоксары, 1997

3. «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988.

4. «Музыкальная шкатулка», серия «Праздник в школе», Минск, 2001.

5. Русский фольклор, серия «Классики и современники», м., 1985.

6. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Отделение пед. Общества 1994.

7. Д.Рытов «Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ярославль, Академия развития



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Читайте также

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...