Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»
для детей от 2 до 7 лет
Срок реализации 5 лет
Информационная карта
1. Учреждение: МОУ начальная школа – детский сад № 28 «Золотой петушок»
2. Полное название программы:«На родимой сторонке»
3. Сведения о составителях:
3.1. Ф.И.О: Сурина Ирина Геннадьевна
3.2. Место работы: МОУ начальная школа – детский сад № 28 «Золотой петушок», г. Тамбов
3.3. Должность: музыкальный руководитель
3.4. Категория: первая
4. Сведения о программе:
4.1. Область применения: дополнительное образование, культурология.
4.2. Продолжительность обучения: 5 лет.
4.3. Сроки и результаты апробации: 5 лет
Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий
интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,
чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской
жизнью, который возник, вырос и развился из исканий
высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов
Пояснительная записка
Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный языкнародной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственностъ поколений.
В данной программе представлены народные песни, интересные для детей разного возраста, начиная с младшего дошкольного. Последовательность песен, выстроенных по принципу от простого к сложному, позволяет в процессе их разучивания, использования в практике постепенно развивать музыкальные способности детей, решать многие музыкально-педагогические задачи. Так, простейшие попевки («Андрей-воробей», «Барашеньки», «Сорока, сорока» и др.), небольшой диапазон, простая фразировка, несложный ритм, построенный на четвертях и восьмых, удобны для певческого аппарата ребенка, позволяют успешно развивать интонационный слух. Усложнение мелодики, ритмики, большая содержательность текстов других песен, представленных в программе, способствуют дальнейшему развитию музыкально-слуховых представлений, расширению музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей.
Персонажи русских народных песен близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых героев: малыши - образы различных животных и птиц, многие из которых наделены чертами человеческого характера: сорока, которая и кашку варила и деточек кормила; дроздок, который по водичку пошел; ворон, который играет в золоченую трубу и др. Старших дошкольников, привлекут, прежде всего, песни «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Как у наших у ворот», которые открывают большой простор для импровизации, их можно инсценировать.
Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным («Коровушка»), гостеприимство, трудолюбие («Блины»), чуткость
(«Как пошли наши подружки») и другие. Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе можно легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец. Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), («Ваню с подружками»), («Как на тоненький ледок»), Муху, Комара и Стрекозу («Как у наших у ворот» или другие персонажей русских народных песен, дети фантазируют, сочиняют, и возникает удивительная атмосфера творчества. Во время исполнения песен дети сопереживают
героям музыкальных произведений, передают личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек», «Дрема» всегда поднимает у детей настроение, а напевание песен «Во поле береза стояла», «Ты воспой в саду, соловейка», «Ой, мороз-мороз» настраивает детей на лирический лад, на размышление.
Русские народные песни индивидуальны и неповторимы, интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны. Хочется надеяться, что с помощью песен, включенных в эту программу, педагоги-музыканты сделают путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Целевое назначение программы - создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и педагогов для развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в области фольклорного искусства.
Цель программы реализуется решением следующих задач:
- знакомство с русской народной песней;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: игре на детских музыкальных инструментах, импровизации различных песен, попевок, формирование самостоятельности, инициативности и стремления применять подготовленный репертуар в повседневной жизни детей;
- воспитание творческих способностей дошкольников на основе осознанного восприятия фольклорной музыки;
- установление доброжелательных межличностных отношений, чувства ответственности за совместную творческую деятельность.
Все названные задачи образуют "комплексный метод" музыкального воспитания.
Для реализации содержания программы "На родимой сторонке" используются различные формы проведения занятий:
- беседы;
- занятия – игры;
- развлечения;
- импровизации
Перечисленные формы проведения занятий позволяют применить такие методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
Задачи 1 года обучения
обучающие:
- ознакомление с простейшими попевками;
развивающие:
- формирование исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников;
воспитательные:
- знакомство с персонажами русских народных песен.
Задачи 2 года обучения
обучающие:
- расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей;
развивающие:
- формирование потребности в музыкально-творческой деятельности;
воспитательные:
- продолжить ознакомление с простейшими попевками, песнями.
Задачи 3 года обучения
обучающие:
- развитие и совершенствование исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников;
развивающие:
- способствовать дальнейшему развитию музыкально – слуховых представлений.
воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине с помощью русских народных песен.
Задачи 4 года обучения.
обучающие
- формирование позитивных черт характера: гостеприимства, трудолюбия, чуткости.
развивающие:
развитие интонационного слуха.
воспитательные:
- прививать любовь к русской песне.
Задачи 5 года обучения.
обучающие:
- пропаганда народного творчества, лучших образцов народно-певческой культуры своего края.
развивающие:
развивать певческие, слуховые, двигательные навыки.
воспитательные:
- прививать любовь к русской песне и традициям.
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, жизни и окружающим людям.
В программу «На родимой сторонке» заложены педагогические принципы:
- гуманизации обучения, состоящей в том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
- интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
- широкого привлечения игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Фольклор, как форма народной педагогики, отвечает основным дидактическим принципам:
- научность обучения:
изучая календарный фольклор, дети изучают историю, традиции своего народа;
- воспитывающий характер обучения:
огромное количество произведений имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, потешки, песни-игры готовят ребенка к взрослой жизни. Народные игры – это подражание трудовой, общественной деятельности («Сею, вею, посеваю», «А мы просо сеяли»);
- наглядность обучения (атрибутика к обрядовым действам, играм);
- сознательность и активность в обучении состоит в целенаправленном, активном восприятии, осмыслении, творческой переработки и применении изучаемого материала;
Программа «На родимой сторонке» содержит 3 основных раздела.
1. Знакомство с миром русской народной песней.
2. Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
3. Культура речи
Содержание программных материалов каждого раздела позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Знакомство с миром русской народной песни
Обучающие:
|
формировать систему ЗУН в области: - народного фольклора, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю; - устного народного творчества; - жанров и видов музыкального фольклора. |
Развивающая: |
- развивать любовь и чувство патриотизма к родному краю; |
Воспитательная: |
- воспитывать уважение к русским традициям. |
Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей. |
|
Обучающие:
|
Научить: - манере народного пения, яркости, выразительности передачи; - правильного дыхания и звукообразования. |
Развивающие:
|
- развивать ритмические навыки; - развивать певческие навыки; - развивать музыкально – слуховые навыки. |
Воспитательная:
|
- воспитывать любовь к народному пению и обрядовым праздникам. - воспитывать у детей позитивные черты характера: бережливость, чуткость, трудолюбие, гостеприимство. |
Культура речи
Обучающие:
|
Научить: правильно произносить звуки, слова, работать над громкостью и скоростью речевого высказывания, ритмом, тембром, логическими ударениями. |
Развивающие:
|
- развивать функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды. |
Воспитательные:
|
- воспитывать у детей умение содержать в порядке место, где они занимаются, играют; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к музыкальным инструментам, вещам, игрушкам. |
В программе используются следующие методы:
Наглядный:
- плакаты, портреты, рисунки;
- наглядно - слуховой (выразительное исполнение песни музыкальным руководителем);
- наглядно – двигательный (показ игр, танцевальные движения)
Словесный:
- образный рассказ музыкального руководителя о новом произведении.
Практический:
- упражнение (варьирование музыкального материала);
- последовательное усложнение материала, учитывая возрастные особенности каждого ребёнка;
- метод индивидуального контроля.
Отличительная особенность
В программе активно используются технологии арт - педагогики в сочетании с фольклором, которые позволяют:
1. Осваивать традиции и культуру русского народа;
2. Развивать коммуникативную сферу;
3. Развивать творческие способности;
4. Развивать образное мышление, память, внимание, координацию, мелкую моторику, усидчивость.
Это слияние имеет не только образовательно-воспитательный, но и оздоровительный эффект для воспитанников, участвующих в мероприятиях. Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие каждую песню, несут в себе положительный заряд огромной силы.
Фольклорное пение в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов, развивает голос, повышает речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию органов дыхания. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух.
В программе «На родимой сторонке» применяются логоритмические упражнения, где задействуются все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ребенок не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.
В основе программы лежит авторская программа «У истоков старины» Акимовой Т.И., педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Тамбова». В программу «На родимой сторонке» введены изменения музыкального материала по принципу от простого к сложному, учитывая специфику образовательного учреждения и возраста участников образовательного процесса.
В зависимости от дня недели, в который проходит занятия по программе «На родимой сторонке», подбираются ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности воспитанников. Музыкально - ритмические упражнения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Программа «На родимой сторонке» предназначена для детей 2 – 7 лет и рассчитана на 5 лет обучения. Программа обучения включает 32 учебных часа в год. Форма проведения занятий групповая с использованием возможности индивидуального подхода к каждому ребёнку, добиваясь оптимальных результатов в обучении и воспитании. Из групп воспитанников формируется фольклорный ансамбль. Фольклорный ансамбль может состоять из одной или нескольких групп. Возрастной состав групп (ансамбля) может быть одно – и (или) разновозрастный, причем разновозрастный состав групп (ансамбля) позволяет построить учебный процесс в направлении взаимообогащения знаниями и социальным опытом обучающихся по программе. В каждой группе должно быть не более 8 человек. Занятия проводятся 1раз в неделю по регламентированному времени с каждой группой, с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.
Для отслеживания результатов развития певческого голоса необходимо проводить в течение года диагностику уровня знаний, умений и навыков воспитанников.
Результативность программы определяется по итогам анализа самостоятельной работы воспитанников при полном её прохождении.
Предполагаемый результат обучения.
После 1-ого года воспитанники должны
Знать:
- по слуху определять выученный материал.
- знать название название шумовых инструментов( бубен, погремушка, деревянные ложки).
Различать:
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 2 звуков)
- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять элементарные танцевальные движения;
- подпевать музыкальному руководителю.
Предполагаемые результаты обучения
После 2 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки);
- понятие «Хороводный шаг»;
- по слуху определять выученный материал.
Различать:
- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 3 звуков)
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять элементарные танцевальные движения;
- подпевать музыкальному руководителю.
Предполагаемые результаты обучения.
После 3 – ого года воспитанники должны
Знать:
- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки);
- понятие «Хороводный шаг», «топотушки», «кружение».
Различать:
- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 4 звуков).
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Предполагаемые результаты обучения.
После 4 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);
- понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг.
Различать:
- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 5 звуков).
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Предполагаемые результаты обучения.
После 5 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия музыкально – шумовых инструментов (бубен, колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);
- понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг;
- различать музыкально – шумовые инструменты по видам (с диатоническим и хроматическим звукорядом).
Различать:
- звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен,гусли, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 8 звуков).
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.
Перспективное планирование 1 года обучения
Виды деятельности |
Репертуар |
Цели и задачи |
I квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Андрей – воробей» р. н. п. «Барашеньки» р.н.п. «Сорока – сорока» р.н.п. |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду. |
2.Пляска |
«Чеботуха»р.н.м. обр. В. Золотарёва «Как у ворот наших» Р.н.п. «Ладушки» р.н.п. обр. Г. Фрида |
Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. |
3.Культура речи
|
«Барашеньки», «Сорока – сорока», «Андрей – воробей». |
Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями. |
II квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Ходит зайка»; Скок, скок, поскок»,; «Как на нашем на лугу». |
Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Готовить детей к действиям с музыкально – шумовыми инструментами. |
2.Пляска |
«Хитрый кот» р.н.п. обр. С. Насауленко «Пойду ль я выйду ль я» р.н.п. обр. Е.Тиличеевой Из – под дуба р.н.п. |
Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
3.Культура речи
|
«Барашеньки»; «Скок, скок, поскок»; «Ходит зайка». |
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
III квартал |
||
1. Инсценировка |
«Зайка» р.н.п; «Петушок» р.н.п; «В огороде был козёл». |
Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом. |
2.Пляска |
«Попляшем» р.н.м. обр. В. Герчик «Сапожки» р.н.м. «Полянка» р.н.м.
|
Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
3.Культура речи |
«Зайка» р.н.п; «Петушок» р.н.п; «В огороде был козёл». |
Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
Перспективное планирование 2 года обучения
Виды деятельности |
Репертуар |
Цели и задачи |
I квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Две тетери» р.н.п. «Лиса по лесу ходила» «Не летай, соловей». |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду. |
2.Пляска |
Р.н.п. «Во саду ли в огороде» Р.н.п Я рассею своё горе» р.н.п. «Как у наших у ворот» р.н.п. |
Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. |
3.Культура речи
|
«Барашеньки», «Сорока –сорока», «Андрей – воробей». |
Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями. |
II квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Зайка» р.н.п. «Как под горкой под горой». р.н.п. «Коза – дереза» р.н.п. |
Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Готовить детей к игре на музыкально – шумовых инструментах. |
2.Пляска |
«Утушка луговая» р.н.п. Русская нар. мел. обр. Т. Ломовой Ах вы сени» р.н.п. |
Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
3.Культура речи
|
«Барашеньки»; «Скок, скок, поскок»; «Ходит зайка». |
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
III квартал |
||
1. Инсценировка |
«Зайка» р.н.п; «Петушок» р.н.п; « В огороде был козёл». |
Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом. |
2.Пляска |
«Карусель» р.н.м. обр. Е.Тиличеевой «На зелёном лугу» р.н.п. «Калинка» обр. Т. Ломовой Из – под дуба, из - под вяза. |
Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
3.Культура речи. |
«Зайка» р.н.п; «Петушок» р.н.п; «В огороде был козёл». |
Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
Перспективное планирование 3 года обучения
Виды деятельности |
Репертуар |
Цели и задачи |
I квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Пойду я лук полоть» р. н. п. «Уж ты зоренька» р.н.п. «Патока с имберём» р.н.п. |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты. |
2.Пляска |
«Уж ты, коваль, ковалёчек» р.н.п. «Вставала ранёшенько» р.н.п. «Комарочек» р.н.п. |
Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. |
3.Культура речи
|
Песни: «Пойду я лук полоть» р. н. п. «Уж ты зоренька» р.н.п. «Патока с имберём» р.н.п. |
Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями. |
II квартал |
||
1. Инсценировка |
Песни: «Как пошли подружки наши» р.н.п. «Бай, качи, качи» р.н.п. «Ворон» р.н.п. |
Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты. |
2.Пляска |
«Пошла млада за водой» р.н.п. «Как у наших у ворот» р.н.п. обр. Е.Тиличеевой «Ах, улица» р.н.п. |
Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
3.Культура речи
|
Песни: «Как пошли подружки наши» р.н.п. «Бай, качи, качи» р.н.п. «Ворон» р.н.п. |
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
III квартал |
||
1. Инсценировка |
«Украл котик клубочек» р.н.п. «А мы просо сеяли» р.н.п. «Коровушка» |
Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом.
|
2.Пляска |
«По- за городу гуляет» «Уж как по мосту, мосточку». «Земелюшка – чернозём». |
Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
3.Культура речи |
«Украл котик клубочек» р.н.п. «А мы просо сеяли» р.н.п. «Коровушка» р.н.п. |
Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
Перспективное планирование 4 года обучения
Виды деятельности |
Репертуар |
Цели и задачи |
I квартал |
||
1. Инсценировка
|
Песни: «Во саду ли в огороде» р. н. п. «Я на горку шла» «На зелёном лугу» р.н.п |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты. |
2.Пляска |
«Во поле берёза стояла» р.н.п. «Как под наши ворота » р.н.п. «Заплетися плетень» р.н.п |
Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. |
3.Культура речи
|
«Во саду ли в огороде» р. н. п. «Я на горку шла» «На зелёном лугу» |
Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями. |
II квартал |
||
1.Инсценировка
|
Песни: «А мы просо сеяли» р.н.п. «Где был, Иванушка?» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. |
Развивать фантазию. Передавать атмосферу творчества, личного эмоционального отношения к происходящим событиям в песне. |
2.Пляска |
«Вдоль по улице молодчик идёт» «Ай, на горе дуб, дуб» «Как на тоненький ледок» |
Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
3.Культура речи
|
Песни: «А мы просо сеяли» р.н.п. «Где был, Иванушка?» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. |
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
III квартал |
||
1. Инсценировка |
«Ты воспой в саду, соловейка» р.н.п. «В тёмном лесе» р.н.п. «Виноград у нас во бору растёт» р.н.п. |
Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом. |
2.Пляска |
«Дрёма» р.н.п. «Со вьюном я хожу» р.н.п. «Возле речки, возле мосту» |
Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
3.Культура речи |
«Ты воспой в саду, соловейка» р.н.п. «В тёмном лесе» р.н.п. «Виноград у нас во бору растёт» р.н.п. |
Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
Перспективное планирование 5 года обучения
Виды деятельности |
Репертуар |
Цели и задачи |
||
I квартал |
||||
1. Инсценировка
|
Песни: «Маки - маковочки» р.н.п. «По деревне идёт Ваня - пастушок» р.н.п. «У меня ль во садочке» р.н.п. |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать фантазию. Передавать атмосферу творчества, личного эмоционального отношения к происходящим событиям в Применять в инсценировке музыкально – шумовые инструменты песне. |
||
2.Пляска |
«Долговязый журавель» р.н.п. «Выйду ль я на реченьку» «Ой ты, зимушка – сударушка» р.н.п.
|
Развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. |
||
3.Культура речи
|
«Маки - маковочки» р.н.п. «По деревне идёт Ваня - пастушок» р.н.п. «У меня ль во садочке» р.н.п. |
Учить детей выразительно проговаривать текст, в соответствии с движениями. |
||
II квартал |
||||
1.Инсценировка
|
«Белолица - круглолица» р.н.м. «Смоленский гусачок» р.н.м. «Лявониха » р.н.м. |
Развивать фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. |
||
2.Пляска |
«Сею – вею снежок» р.н.п. «Блины» р.н.п. «Травушка - муравушка |
Развивать чувство ритма и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
||
3.Культура речи
|
«Сею – вею снежок» р.н.п. «Блины» р.н.п. «Травушка - муравушка
|
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
||
III квартал |
|
|||
1. Инсценировка |
«Лапти» р.н.п. «Светит месяц» р.н.п. «Матрёшки» р.н.п. |
Развивать способность искренне верить в любую ситуацию. Выполнять движения в соответствии с музыкальным материалом. |
||
2. Пляска |
«Валенки» р.н.п.
«Колечко» р.н.м.
«Свидание» р.н.м. |
Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально – пластических ипровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
||
1. Культура речи |
«Лапти» р.н.п. «Светит месяц» р.н.п. «Матрёшки» р.н.п. |
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произносятся фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. |
Методическое обеспечение программы.
1 год обучения.
Формы занятий
|
Методы и приемы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
беседа, игра ( 1 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра ( 2 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра (3 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра (4 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
Методическое обеспечение программы.
2 года обучения.
Формы занятий
|
Методы и приемы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
беседа, игра, импровизация ( 1 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра, импровизация ( 2 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра, импровизация (3 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
беседа, игра импровизация, (4 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент |
итоговое занятие
|
Методическое обеспечение программы.
3 года обучения.
Формы занятий
|
Методы и приемы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
беседа, игра, импровизация ( 1 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный. |
музыкальный инструмент, магнитофон |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация ( 2 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, магнитофон |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация (3 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, магнитофон |
развлечение
|
беседа, игра импровизация, (4 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, магнитофон |
развлечение
|
Методическое обеспечение программы.
4 года обучения.
Формы занятий
|
Методы и приемы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
беседа, игра, импровизация ( 1 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр. |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация ( 2 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация (3 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент. |
развлечение
|
беседа, игра импровизация. (4 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент |
экскурсия
|
Методическое обеспечение программы.
5 года обучения.
Формы занятий
|
Методы и приемы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
беседа, игра, импровизация (1 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр. |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация (2 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент |
развлечение
|
беседа, игра, импровизация (3 квартал) |
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент. |
развлечение
|
беседа, игра импровизация. (4 квартал)
|
объяснительно-иллюстративный, словесный, демонстрационный. |
музыкальный инструмент, CD диски, музыкальный центр, инструмент |
экскурсия
|
Список используемой литературы:
Для педагогов:
1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1974.
2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.
3. Государственный образовательный стандарт (Научно-региональный компонент образования). 1999.
4. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985.
5. Куприянова Л.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом (Методические рекомендации). М., 1981.
6. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.
7. Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. – В кн.: Клубные вечера. Вып.II. М., 1976.
8. Назарова Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000.
9. Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999.
10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М., «Просвещение», 1986.
11. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991.
12. Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения Сост. Н.В.Калугина и В.С.Попов. М., 1971.
13. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998.
14. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий», 1991.
Для родителей:
1. Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. М., 1975.
2. «Короб чудес. Детские деревенские посиделки», Чебоксары, 1997
3. «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988.
4. «Музыкальная шкатулка», серия «Праздник в школе», Минск, 2001.
5. Русский фольклор, серия «Классики и современники», м., 1985.
6. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Отделение пед. Общества 1994.
7. Д.Рытов «Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ярославль, Академия развития
Читайте также |
---|
Ранние симптомы задержки речевого развития
Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...