Адаптированная программа по работе с дошкольниками
«Применение игровых технологий в изобразительной деятельности»

 

Пояснительная записка.             

Дошкольный возраст наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития т.к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии творчества, сотрудничества, сотворчества.

Многие учёные, педагоги, психологи пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обобщают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной, успешной.

Наблюдения показывают, что важнейшие сведения воспитатель сообщает детям в форме рассказа, беседы, показа. Закрепление же знаний, как правило, организуется с помощью вопросов, которые требуют от детей отслеживания теоретических представлений.

Формирование умений происходит в процессе практической работы дошкольников при выполнение конкретной операции или трудового задания. В этой связи, как подтверждает опыт работы необходимо введение на занятиях изобразительным искусством методов требующих активного участия самих детей в осмысливании предлагаемых педагогом действий, создание таких условий, при которых ребята могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения.

При этом воспитатель успешно мог бы организовать внимание детей. Заинтересовать их, не прибегая к формальным требованиям. В качестве таких методов я использую игровые ситуации, моменты. Их специфика придаёт исключительный характер, даёт возможность воспитывать у детей активность, целеустремленность в выполнение задания, сознательность в усвоение передаваемых сведений, именно игровые моменты позволяют педагогу переключить внимание дошкольника с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания. Добиваясь выполнения правил игры использую приёмы: закрывания глаз, представление ситуаций способствующих не только трудовых изобразительных умений, но и проявлению определённых нравственных качеств таких как, доброта, милосердие, вежливость, трудолюбие, честность, дисциплинированность, забота о ближних, сопереживание. При этом ребёнок может оценить своим действием, высказыванием свой поступок и поступок товарищей, проявить личное отношение к создавшейся ситуации, т.е. проявляются положительные нравственные качества. Игровые мотивации присутствуют во всех видах изобразительной деятельности – рисуем коврик для кукол, расписываем чайную посуду гжелью, знакомство с искусством народных мастеров; «Рассыпались мамины бусы» - пальчиковое рисование, «Космический сон» - нетрадиционные техники рисования.

Включаясь в игру, дети чувствуют значимость, нужность своей деятельности и активно включаются в работу.

Актуальность темы.

Игра предполагает максимальную помощь подготовки детей к очередному виду деятельности. Но нужно выработать новый взгляд, новое отношение, научиться, самим играть, (включаться в игру) и перейти к грамотному руководству этим процессом.

При такой организации занятия - это и спектакль и учёба, и радость творчества педагога.

Доброжелательный совет взрослого (игрового персонажа) в момент выполнения рисунков, ребёнок воспринимает, как искреннюю заинтересованность в его успехе.

Наблюдение за поведением детей на занятиях по изобразительной деятельности показали: весьма часто, задачи, которые ставит педагога не отвечают их потребностям и интересам. Например: предлагая детям нарисовать воздушные шары, педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно не понимают значения этой программной задачи. К тому же рисовать так просто многим совсем не интересно. А вот, если мы попросим (куклы попросят) украсить шарами комнату, дети с радостью и большим желанием вызовутся им помочь, и тут уж проявиться и интерес и старание.

Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что всё, что он делает, непосредственно нужно кому-то, но кому? В каком мире смогут найти своё применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках? Короткие мазки, изображающие траву для зайчат? К счастью такой мир существует. Это удивительный мир кукол, которые ходят, друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи, лисы, игрушки посещают парикмахерскую, театры, магазины, обращаются к ребёнку за помощью, если болеет.

Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребёнок может и должен полноценно жить и учится.

Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя, употребят всё, что нарисовал, слепил или вырезал ребёнок.

Однако соединяя мир игры и обучения нужно осторожно соблюдать определённые правила.

  1. Ребёнок должен знать, что результат его труда необходим кому-то, игровому персонажу (игрушка, плоскостная фигурка). Следовательно, у детей появится желание помочь одному из обитателей игрового мира.
  2. Для того, чтобы привлечь внимание к игровому персонажу, , нужны специальные приёмы, например: приближается зима, а у бельчат нет домика, а они могут замёрзнуть и погибнуть, как же помочь бельчатам? У этих зверюшек есть защитники-ребята. Поставив детей в позицию помощников и защитников, мы решаем важную воспитательную нравственную задачу.
  3. Чтобы дети активно включались в работу, педагог объясняет, что предстоит сделать: нарисовать норку мышонку, который прячется от кошки, но так её заштриховать, чтобы не просматривался силуэт. С одной стороны, помогая мышонку, ребёнок играет, а с другой - действует не в воображаемом плане, а реально.
  4. Не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. Поэтому. Если замечаем какие-то недостатки, предлагаем (только в игровой форме) «Ваня, твоей белочке очень хотелось, чтобы её домик покрывала крыша, которая спасёт её от дождя», неважно, что за белочку говорит взрослый.

Предложенный подход к обучению через игру - очень важный педагогический и психологический процесс, от которого во многом зависит успех всего последующего образования.

Цель программы.

Развивать у детей интерес к художественно – изобразительной деятельности, формировать сенсорные знания и навыки дошкольников через использование игровых приёмов, тестопластики, нетрадиционных техник изобразительного творчества. Развивать пространственное мышление, воспитывать нравственные качества личности, художественно – эстетический вкус.

Задачи программы.

  1. Формировать творческое художественное мышление.
  2. Развивать интерес к процессу обучения.
  3. Создать возможность применения знаний на практике, что активизирует, способствует воспитанию у дошкольников нравственных качеств.
  4. Активизировать детей на появление желания больше узнать об изучаемых материалах (краски, бумага, тесто, пластилин, глина и т.д.) о технике работы с ними.
  5. Развивать познавательную активность, эстетическое восприятие.

Структура занятия.

Основной формой работы являются групповые занятия. В неделю проводится 13 занятий. Индивидуальная работа с детьми на занятие с использованием игровых технологий проводится для того чтобы:

  • Определить возможные перспективные работы с ребёнком (задачи, содержания, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности, учитывая индивидуальные способности.

Вся работа по данной программе подразумевает творческую деятельность в игровой форме с участием различных сказочных персонажей, игрушек, специалистов детского сада, включающихся в интеграцию образовательно – воспитательного процесса. В игре ребёнок знакомиться с художественными материалами, жанрами искусства, приёмами работы, различными технологиями, в том числе и нетрадиционными, а так же знакомиться с пространственными отношениями, нравственными и эстетическими качествами. В процессе занятия – игры у ребёнка развивается речь, развивается и укрепляется психика, воспитывается милосердие, доброжелательность, желание прейти к кому – то на помощь, активизируется познавательная активность.

Условия успешной работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер – классов, семинаров – практикумов, показ открытых занятий, изготовление игр своими руками, самодельных инструментов.

Работа с родителями предполагает индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, участие в «круглом столе», показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, фотоаппарат, видеокамера, DVD, «SMART» - доска и др.

Ожидаемый результат.

Младшие группы:

  1. Проявляют интерес к рисованию разными способами и материалами.
  2. Умеют изображать простые предметы.
  3. Имеет представления о форме предметов, величине.
  4. Умеют создавать несложную композицию.
  5. Добавляет к сюжетной композиции разнообразные объекты (солнце, дождь, трава).
  6. Умеет смешивать краски.
  7. Правильно держит кисть, карандаш.
  8. Неотрывно закрашивает в пределах контура.
  9. Правильно передаёт расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине.

Старшие группы.

  1. Имеет представление о видах изобразительного искусства.
  2. Умеет создавать композицию рисунка.
  3. Умеет рисовать по памяти и с натуры.
  4. Умеет передавать форму и пропорции предмета.
  5. Знает способ наложения цветовых пятен тушовкой, штриховкой мазками.
  6. Умеет создавать изображения при помощи разных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных.
  7. Закрашивает фон в начале или конце работы.
  8. Подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и оттенки.
  9. Умеет подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла.
  10. Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка.
  11. Выделяют характерные средства выразительности (колорит, сочетание цветов, композиция, симметрия).

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Читайте также

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...