Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет в различных видах общения и деятельности, с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.
Рабочая программа разработана на основании Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 71 «Семицветик».
Цели и задачи реализации программы.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Принципы и подходы к формированию программы
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраст, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построении образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6-ми лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Характеристика особенностей развития детей в возрасте от пяти до шести лет. | «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. стр. 250-252 |
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры освоения программы |
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства детьми 5-6 лет; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Система оценки результатов освоения программы
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
В итоге педагогической диагностики оформляются карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Результаты диагностики вносятся в карту индивидуального развития ребенка 2 раза в год.
№ п\п | Направление педагогической диагностики
|
Ответственные за проведение
педагогической диагностики |
График проведения
педагогической диагностики |
Методы педагогической диагностики |
1 | Физическое развитие
|
Воспитатель,
Инструктор по физической культуре
|
Сентябрь-октябрь
Апрель-май |
Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, проблемные ситуации, наблюдение |
2 | Социально-коммуникативное развитие | Воспитатель
|
Сентябрь-октябрь
Апрель-май |
Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии по территории детского сада. Наблюдение за предметно-игровой деятельностью детей; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; создание проблемных ситуаций; наблюдение за процессом труда. |
3. | Познавательное развитие | Воспитатель | Сентябрь-октябрь
Апрель-май |
Беседа, опрос, задания, проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. |
4. | Речевое развитие
|
Воспитатель | Сентябрь-октябрь
Апрель-май |
Индивидуальные беседа; опрос, беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры. |
5. | Художественно-эстетическое развитие
|
Воспитатель,
Музыкальный руководитель |
Сентябрь-октябрь
Апрель-май |
Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания. |
1.3. Часть образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений
1.3.1. Цели и задачи реализации программы
Цель реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений, - развитие экологической культуры личности всех участников образовательного пространства – детей, родителей, педагогов группы,как основы безопасности окружающей среды.
Задачи реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений:
1. Всестороннее развитие воспитанников группы средствами экологического воспитания.
2. Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста как основы безопасности окружающего мира природы.
3. Развитие духовной и практической составляющих экологической культуры как свойства личности воспитанников.
4. Способствовать развитию экологической культуры родителей воспитанников средствами привлечения к проведению экологических акций.
5. Экологизировать сознание широкой общественности через привлечение к активным действиям по сохранению природных ресурсов.
1.3.2. Планируемые результаты освоения программы
В работе с семьями воспитанников:
- повышение уровня экологической культуры родителей;
- привлечение родителей к активным действиям в области охраны и защиты природы;
-повышение уровня заинтересованности и активности семей воспитанников во взаимодействии с МБДОУ по проблемам экологического воспитания.
В работе с детьми:
- всестороннее развития воспитанников средствами экологического воспитания;
- развитие экологической культуры детей дошкольного возраста как основы безопасности окружающего мира природы;
- развитие духовной и практической составляющих экологической культуры как свойства личности;
- обогащение опыта природоохранной и ресурсосберегающей деятельности детей.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»
Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...