Дополнительная общеобразовательная программа «Пирамида здоровья»
(Для детей 3-7 лет)
1. Пояснительная записка
Программа «Пирамида здоровья» муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №311» городского округа Самара является документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса направленного на физическое развитие дошкольников 3-7 лет обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Нормативную основу программы составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 года «1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
4. Санитарно-эпидемиологических требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281);
5. Устав МБДОУ детского сада №311 г.о.Самара;
6. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада №311 г.о. Самара;
Программа охватывает образовательную область, представленную в ФГОС ДО, направленную на физическое развитие дошкольников.
Актуальность: В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое развитие особенно важно в этот возрастной период.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие - как структурная единица (образовательная область), представляющая данное направление развития и образования детей.
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Задачи и направления физического развития в соответствии с ФГОС ДО (п.2.6) | |
Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). | Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | |
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Программа «Пирамида здоровья» включает в себя формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия. Самая большая ценность для человека – здоровье. К сожалению, мы поздно начинаем понимать это, и принимаем меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья. Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости закаливающих, профилактических и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными.
Таким образом, основные пути решения проблемы:
- Воспитание с детства ценностного отношения к здоровью, правильный режим труда и отдыха.
- Организация рационального, сбалансированного по основным ингредиентам, питание.
- Оптимальная двигательная активность, физическая культура.
- Закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды.
- Некоторые профилактические процедуры.
Цель программы «Пирамида здоровья формирование осознанной установки у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей при максимальном использовании разнообразных видов детской деятельности.
- Развитие у дошкольников физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
- Организация социально-делового и психологопедагогического партнерства педагогов, детей и родителей, направленного на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение детей к нормам здорового образа жизни).
- Развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укреплении здоровья.
Принципы, положенные в основу Программы:
- принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
- принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Преемственность задач и содержания физического развития дошкольников
Возраст (лет) | ||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
Задачи | ||||
Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками
Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. |
Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования). | Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни. Развивать умения элементарно описывать свое самочувствие и привлекать внимание взрослого в случае недомогания |
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре. |
|
Содержание | ||||
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью.
Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. |
Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить.
Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. |
Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека.
Правила здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. |
Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья.
Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.). |
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты образовательной деятельности: достижения ребенка
|
|||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх. С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату. С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания. |
Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы. Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации. Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого. |
Двигательный опыт ребенка богат. В поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности физическом совершенствовании.
Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру. Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью). |
Двигательный опыт ребенка богат. Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного).
Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта. Имеет начальные представления о некоторых видах спорта. Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья. Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому). |
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»
Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению…
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой. Продолжительность...
Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…
Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...