«Шаг за шагом»
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению
Содержание
- Пояснительная записка.
- Диагностический инструментарий.
- Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
- Учебно-тематический план.
- Содержание образовательной деятельности.
- Информационно-методическое обеспечение.
- Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
- Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
- Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
- Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
- Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
- Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».
Пояснительная записка
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.
Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.
К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.
Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель Программы: успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.
Задачи Программы:
- Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
- Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.
Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.
Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.
I этап. Подготовительный.
Работа с родителями:
- знакомство с группой во время постановки на очередь;
- ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
- анкетирование (социальное, медицинское);
- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- коммуникабельность;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- наличие навыков самообслуживания;
- предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.
Медико-психолого-педагогическая служба:
- прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
- выявляет группу «риска»;
- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
- разрабатывает последовательность приема детей в группу;
- определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.
II этап. Наблюдение.
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- наблюдение за поведением детей;
- консультирование родителей;
- оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.
III этап. Анализ и выводы.
- Обработка результатов:
- анализ адаптационных листов;
- анализ индивидуальных карт развития.
- Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
- Внесение изменений в существующую модель работы.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.
Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
- процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
- невротические реакции отсутствуют,
(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).
- Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”
Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла;
Неустойчивое - 2 балла;
Подавленное - 1 балл.
2. Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;
Долго не засыпает - 2 балла;
Неспокойно - 1 балл.
3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?
Да - 1 балл;
Нет - 3 балла.
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла;
1 ч - 1 балл.
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший - 4 балла;
Избирательный - 3 балла;
Неустойчивый - 2 балла;
Плохой - 1 балл.
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла;
Отрицательно - 1 балл.
7. Просится ли ребенок на горшок?
Да - 3 балла;
Нет, но бывает сухой - 2 балла;
Нет, и ходит мокрый - 1 балл.
8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;
Нет - 3 балла.
9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла;
Иногда - 2 балла;
Нет - 1 балл.
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла;
Иногда - 2 балла;
Нет - 1 балл.
11. Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла;
Не всегда - 2 балла;
Не играет сам - 1 балл.
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла;
Избирательно - 2 балла;
Трудно - 1 балл.
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла;
Избирательно - 2 балла;
Трудно - 1 балл.
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла;
Не всегда - 2 балла;
Нет - 1 балл.
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла;
Не всегда - 2 балла;
Нет - 1 балл.
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла;
Тяжело - 1 балл.
17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл;
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
- готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
- условно готов - 39-24 балла;
- не готов - 23-16 баллов.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...
Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда
Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...
Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»
Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...