«Шаг за шагом»
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Диагностический инструментарий.
  3. Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
  4. Учебно-тематический план.
  5. Содержание образовательной деятельности.
  6. Информационно-методическое обеспечение.
  7. Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
  8. Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
  9. Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
  10. Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
  11. Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
  12. Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

 

Пояснительная записка

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.

К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.

Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель Программы: успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.

Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

Работа с родителями:

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
  3. анкетирование (социальное, медицинское);
  4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;
  1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

Медико-психолого-педагогическая служба:

  • прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
  • выявляет группу «риска»;
  • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
  • разрабатывает последовательность приема детей в группу;
  • определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

II этап. Наблюдение.

  1. поэтапный прием детей в группу;
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  3. наблюдение за поведением детей;
  4. консультирование родителей;
  5. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.

III этап. Анализ и выводы.

  1. Обработка результатов:
  • анализ адаптационных листов;
  • анализ индивидуальных карт развития.
  1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
  4. Внесение изменений в существующую модель работы.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
  • процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
  • невротические реакции отсутствуют,

(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).

  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

Анкета-прогноз для родителей

“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла;

Неустойчивое - 2 балла;

Подавленное - 1 балл.

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;

Долго не засыпает - 2 балла;

Неспокойно - 1 балл.

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?

Да - 1 балл;

Нет - 3 балла.

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла;

1 ч - 1 балл.

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла;

Избирательный - 3 балла;

Неустойчивый - 2 балла;

Плохой - 1 балл.

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла;

Отрицательно - 1 балл.

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла;

Нет, но бывает сухой - 2 балла;

Нет, и ходит мокрый - 1 балл.

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;

Нет - 3 балла.

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Не играет сам - 1 балл.

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла;

Тяжело - 1 балл.

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл;

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
  • условно готов - 39-24 балла;
  • не готов - 23-16 баллов.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...