Дополнительная образовательная программа по аквааэробике с элементами танца «Морские звездочки»

(Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Образовательные области: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Срок реализации: 1 год.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. I раздел программы: «Аквааэробика».
  4. II раздел программы: «Аквааэробика с элементами танца».
  5. Методические рекомендации.
  6. Календарно-тематический план.
  7. Мониторинг.
  8. Материально-техническое обеспечение.
  9. Список литературы.

 

Пояснительная записка

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.

Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой.

Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.

Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку.

Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:

  • формирование “мышечного корсета”;
  • предупреждение искривлений позвоночника;
  • гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
  • устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.

Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде.

Настоящая программа не дублирует содержание основной общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав МБ ДОУ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий;
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660/10 от 22.07.2010 г.

Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма, всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде.

Задачи:

Оздоровительные:

  • повышение сопротивляемости организма к заболеваниям;
  • расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
  • укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
  • устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Образовательные:

  • формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;
  • обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку.

Развивающие:

  • развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде;
  • выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде;
  • развитие чувства ритма, пластики в движениях;
  • развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений;
  • гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
  • развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и композиций.

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки, силы воли;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
  • воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора у детей;
  • интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде;
  • сформированность чувства ритма, пластики в движениях;
  • сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными особенностями;
  • умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций;
  • улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости;
  • расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и вертикальном положениях тела в воде;
  • повышение динамики развития движений в воде;
  • развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
  • развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение чувства радости и удовольствия от движений;
  • приобретение грации, пластичности, выразительности движений.

Содержание программы.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с элементами танца.

Учебный план              

Название раздела Количество занятий в год Количество часов в год
I Аквааэробика 32 32
II Аквааэробика с элементами танца 32 32
  Всего: 64 64

Открытые занятия для родителей проводятся 2 раза в год.

Структура программы.

Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде в оздоровительных целях.

Всего в учебном году 64 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 мин.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих медицинских противопоказаний.

Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения, эстафеты на воде.

Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание.

Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.

Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие методы обучения:

  • наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
  • словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии, команды, распоряжения, пояснения;
  • практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.

Структура занятия

  • 3 минуты - разминка на суше;
  • 5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без предметов;
  • 5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений;
  • 5 минут - подвижные игры на воде;
  • 2 минуты - свободное плавание.

Занятие строится по следующей схеме:

  •   подготовительная часть,
  •   основная часть,
  •   заключительная часть.

Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.

Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под

музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста («напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания.

I раздел «Аквааэробика»

Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:

  • игры на воде;
  • упражнения силовой направленности;
  • упражнения на гибкость и растяжку;
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения, подводящие к обучению спортивным способам плавания.

Этапы работы по аквааэробике

  Задачи обучения Методы
I этап

(октябрь)

 

Цель: ознакомление с видом аквааэробики и

разнообразным акваоборудованием;

обучение базовым движениям акваэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде.

Прыжки, подскоки, бег, различные виды ходьбы, махи руками и ногами, вращение вокруг своей оси, в сочетании с дыхательными упражнениями. Ознакомление с условиями плавучести и равновесия тела; помощь в ориентации в воде; обучение основным движениям в воде.
II этап

(ноябрь-декабрь)

 

Цель: развитие координации и тренировка основных мышечных групп с использованием акваоборудования.

 

Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. Способствование развития чувства ритма и умения управлять телом в воде; развитие творческих способностей и акватворчество.
IIIэтап

(январь)

Цель: совершенствование специальных упражнений. Упражнения на все группы мышц. Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми.

II раздел «Аквааэробика с элементами танца»

Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде являются:

  • ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку;
  • упражнения направленные на пластичность, гибкость и выполнение согласованных движений;
  • слушание музыки и ритма при выполнении элементов и упражнений танца;
  • выполнение композиций из отдельных элементов танца.

Принципы подбора музыкального произведения:

  • небольшие по объему (3 - 4 минуты);
  • доступные для детского восприятия и понимания;
  • удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные, разнообразные по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями).

Начинать введение танцевальных элементов следует  со второй половины учебного года.

Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца

  Задачи обучения Методы
I этап

(февраль)

Ознакомление с простыми упражнениями под спокойную музыку без изменения ритма. Движения под счет или сигнал,

простые построения, выполнение композиций под музыку, выполнение простейших переворотов.

Составление композиций для 2-4 человек, разучивание определенных сигналов и счета, при использовании для обучения элементов танца.
II этап

(март, апрель)

Разучивание связок и композиций с предметами и без предметов под музыку; координирование согласованности движений при выполнении различных упражнений. Движения в разных перестроениях, перевороты на 180-360 градусов, различные упражнения с предметами в паре. Формирование совместного выполнения движений, совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу, умения следить за своей осанкой.
III этап

(май)

Развитие гибкости, пластичности, красоты и эстетического восприятия от выполнения упражнений и движений на воде;

выполнение разнообразных согласованных движений под музыку.

Согласованное выполнение связок элементов танца. Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением согласованности, корректирование работы ног и рук.

Перед разучиванием решаем задачи:

  • максимально сконцентрировать внимание детей;
  • вызвать интерес к новой композиции с помощью просмотров видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций;
  • активизировать детей с учетом индивидуальных способностей;
  • освоить танец детьми примерно в течение 3-5 недель.

Последовательность разучивания танца в течение месяца.

1 неделя Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше.
2 неделя Разучивание танцевальных движений в воде.
3 неделя Закрепление движений в воде, обучение согласованности в выполнении движений.
4 неделя Скоординированное выполнение танца.
5 неделя Отработка выполнения танца в костюмах и с предметами.

Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать подготовленные композиции во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей

Методические рекомендации:

  • занятия проводится со всей группой детей (10);
  • при обучении целесообразен фронтальный метод;
  • разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении;
  • на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины;
  • использование игровых приёмов обучения;
  • после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия:

- самомассаж;

- ходьба по тропе здоровья;

- релаксационные упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- водный стрейтчинг.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Читайте также

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное...