Проект «Профилактика дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения»

 

Актуальность

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение влечет за собой изменения образа жизни и деятельности ребенка, а также семьи в целом. Дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка 3-4 лет ограничены. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Семья также испытывает нарастание эмоционального напряжения, сложности во взаимодействии ребенка к новым социальным условиям. Таким образом, в период перехода ребенка в детский сад, следует рассматривать данную проблему по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни не отдельного ребенка, а семьи в целом.

Объект проектирования: адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению.

Предмет проектирования: профилактическая работа, как предмет практической деятельности направленной на снижение дезадаптации детей 4 года жизни к условиям ДОУ.

Понятийный аппарат: адаптация, дезадаптация, социальное поведение, переключение от психотравмирующей ситуации.

Анализ ресурсов: имеется литература по данной проблеме, материально-техническая база: игрушки, наглядные пособия, магнитофон, видеокамера, "педагогическая песочница".

Цель: создание условий адаптации детей к ДОУ через взаимодействие педагогов и родителей.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу (труды Н.М. Аксариной, Р.И. Тонкова-Ямпольской, Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Н.Д. Ватутиной).
  2. Изучить педагогический опыт по созданию условий для благоприятной социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  3. Разработать профилактическую программу по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения, повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей 3-4 лет.
  4. Обобщить результаты реализации профилактической программы, определить ее эффективность (при необходимости внести коррективы).

Целевая аудитория

Дети 3-4 лет.

Сроки реализации проекта

Июнь - октябрь 2013 год.

Этапы реализации проекта (сроки)

1. Подготовительный июнь - июль 2013 год. Включает реализацию направлений:

- составление программы по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения. Разработать профилактическую программу на основе программ: С.В. Крюковой «Давайте жить дружно», А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», технологий Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко адаптационные игры-занятия в песочнице, «оживление» сказок в песочнице;

- ознакомление родителей с условиями и воспитанием в детском саду: экскурсия по детскому саду, беседы с руководителем, медицинским и педагогическим персоналом. ознакомление с памятками;

- подбор диагностических методик для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ;

- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;

- подбор анкет для родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей.

2. Практический август - сентябрь 2013 год.

Данный этап длится 2 месяца, включает в себя:

2.1. Апробация профилактической программы

Занятия педагога - психолога с детьми 15 минут 2 раза в неделю, фронтальная и подгрупповая работа.

2.2. Система мероприятий с родителями и воспитателями:

- консультативные встречи с родителями по вопросам воспитания и развития детей 3-4 лет (2 раза в неделю);

- проведение консультаций для педагогов по организации взаимодействия с детьми в период адаптации.

3. Итоговый октябрь 2013 год.

- обобщение результатов программы;

- осуществление итоговой диагностики по программе;

- анкетирование родителей по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации ребенка;

- представить педагогическому сообществу ДОУ на педагогическом совещании результаты работы программы по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные направления реализации проекта

1. Диагностическое:

- диагностическая методика для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В.Н. Меркуловой, Л.Г. Самоходкиной;

- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;

- анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей "Давайте познакомимся".

2. Для достижения наиболее эффективных результатов работы осуществить мероприятия с субъектами образовательного процесса воспитателями и родителями: консультации, круглый стол, выдача рекомендаций, памятки, по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода, анкетирование родителей: "Давайте познакомимся", "Готов ли ребенок к поступлению в детский сад?".

3. Провести занятия с детьми (работа фронтальная и подгрупповая).

Механизмы, средства и способы реализации проекта

Для реализации проекта необходимы психолого-педагогические условия, которые будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей 4 года жизни:

- учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

- создание благоприятной предметно-развивающей среды для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

- проведение специальных адаптационных занятий;

- установление сотрудничества с родителями детей 4 года жизни, адаптирующихся к условиям ДОУ.

- взаимодействие с воспитателями по организации работы с детьми в период адаптации.

В профилактической программе используются методы игровой терапии, элементы сказкотерапии и адаптационные игры в "педагогической песочнице".

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Структура занятий

Программа психопрофилактической работы с детьми 3-4 лет состоит из 16 занятий.

Занятия (1-3 адаптационные игры-занятия в песочнице)

Цель: установить доверительные отношения между педагогом и ребенком.

Задачи:

1. Усвоить нормы и правила поведения и общения в группе.

2. Развитие тактильной чувствительности как основа «ручного интеллекта».

3. Развитие воображения, зрительного восприятия, образного мышления.

I часть

- Приветствие.

- Сюрпризный момент: встреча с "Песочной феей".

- Правила игры в песочнице.

II часть

- Упражнения на дыхания.

- Игры на развитие тактильной чувствительности.

- Игры - упражнения на развитие зрительного восприятия.

- Игры на развитие воображения, образного мышления.

III часть

Ритуал прощания с "Песочной феей".

Занятия 4-16

I часть

Цель:

1. Настроить группу на совместную работу.

2. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Процедура:

- приветствие;

- сюрпризный момент;

- пальчиковая гимнастика;

- двигательные игры.

II часть

Цель: развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер.

Процедура:

- игры на развитие общения;

- игры на развития памяти, внимания, воображения;

- рисование.

III часть (Техника «оживление» сказок в песочнице.)

Цель:

- создать положительный эмоциональный фон техникой "оживления" сказок в песочнице;

- снизить мышечное напряжение, повысить речевую активность детей.

Процедура

Техника ведомой игры (сказкотерапевт рассказывает сказку, подробно описывает детали происходящих событий; дети, слушая его, выставляют фигурки в песочнице, действуют ими, повторяют за психологом сказку).

 

Учебно-тематический план

Профилактическая программа по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель программы: создание условий адаптации детей к ДОУ через взаимодействие педагогов и родителей.

Категория обучающихся: дети (3-4 лет).

Срок обучения: 2 месяца (август - сентябрь).

Режим занятий: 15 минут.

№ п/п Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
теоретич. практич.
1. "Адаптационная игра-занятие в песочнице" 15 мин

 

- 15 мин Наблюдение диагностика анкетирование родителей

 

2. "Адаптационная игра-занятие в песочнице" 15 мин

 

- 15 мин Наблюдение

съёмка

3. "Игра в песочнице «детский сад»"

 

15 мин

 

- 15 мин Наблюдение

фотосъемка,

анализ детских построек

4. "Божья коровка" 15 мин - 15 мин Наблюдение

съёмка

Анализ детских работ

5. "Птички" 15 мин - 15 мин Наблюдение

анализ детских работ

6. "Встреча в лесу" 15 мин - 15 мин. Наблюдение

съемка

7. "Мои любимые животные" 15 мин - 15 мин Наблюдение

Съемка

8. "Птичий двор" 15 мин - 15 мин Наблюдение

анализ детских работ

9. "Зайка" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия

10. "Колобок" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия,

 

11. "Котята" 15 мин - 15 мин Наблюдение

Рефлексия.

№ п/п Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
теоретич. практич.
12. "Клоуны" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия,

анализ детских работ

13. "Строим дом" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия

14. "Карусели" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия

15. "Лягушата" 15 мин - 15 мин Наблюдение

Рефлексия

Анализ детских работ

16. " Мир вокруг нас" 15 мин - 15 мин Наблюдение

рефлексия

  Итого 240 мин

(4 часа)

  240 мин

(4 часа)

 

Ожидаемые результаты проекта:

- снижение доли детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду;

- высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;

- осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;

- повышение уровня компетентности родителей по вопросам обеспечения благоприятной адаптации детей 4 года жизни к ДОУ.

Критерии оценки результатов реализации проекта

Профилактическая программа дала положительную динамику в адаптации детей 4 года жизни к ДОУ, до 95% детей увеличилось со средней и легкой степенью адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Положительные отзывы родителей о программе, влияющей на успешность адаптации детей к детскому саду.

Способы предоставления результатов

1. Разработана профилактическая программа по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни в условиях дошкольной образовательной организации.

2. Аналитический отчет о результатах работы.

3. Видеоматериалы занятий с детьми.

 

Список литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1991.

2. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми в адаптационный период. - М., Издательство "Учитель", 2014.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2011.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. - СПб.: Речь, 2010.

5. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада /Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с 66-77.

6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006.

7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 1999.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.

9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно психического развития детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1996.

10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации в ДОУ. - М.: Книголюб, 2005.

11. Интернет - ресурс.

Профилактика дезадаптации детей младшего возраста: [Электронный ресурс] festival/1september.ru>articles/610504/

Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду: [Электронный ресурс] maam.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты»

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты» (Вторая младшая группа) Цель: приобщение детей к спорту и развитие у них стремления к здоровому...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Читайте также

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем…

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе Цель: Обобщение, уточнение и расширение...

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...