Проектная деятельность «Музей хохломской росписи»

 

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

Ты любовью рождена, мастерством одарена.

Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

Ольга Простова.

 

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры). Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого), который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Музей хохломской росписи».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить? 

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей хохломской росписи.
  2. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.
  3. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
  4. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
  5. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

 

Образовательная область Содержание

 

  1.  
Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.
  1.  
Социально-коммуникативное развитие Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
  1.  
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
  1.  
Речевое развитие

 

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.
  1.  
Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.

 

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Участники проекта: педагогический коллектив группы, воспитанники группы компенсирующей направленности, родители.

Характеристика проекта: 

  • по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский); 
  • по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир; 
  • по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник; 
  • по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаю, что дети:

1. Познакомятся с историей хохломской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду. 

3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи. 

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. 

5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров. 

 

Модель трех вопросов

 

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Это посуда. 1. Из чего сделана посуда. 1. Прочитать книгу.
2. Это красиво. 2. Рассмотреть иллюстрации.
3. Это сделано руками человека. 2. Каким образом изготовлена эта посуда.
   
3. Где изготавливают эту посуду.
4. Почему ее так называют.
5. Какие краски и элементы используют мастера для росписи.

 

Продолжительность: данный проект осуществляется с октября по апрель.

Перспективный - тематический план работы над проектом

 

Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы Сроки
I. Выявление проблемы

 

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников.

Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы).

Беседы: «История

возникновения

хохломской росписи», «Русская изба» (предметы быта), «Свойства материалов» (дерево и металл).

Изготовление

дидактических игр: «Выложи узор из геометрических форм»,

«Цветные капельки», «Обведи и раскрась»

и др.

Октябрь
II. Организация работы над проектом

 

III. Практическая деятельность по решению проблемы Чтение рассказов и стихов.

 

Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

Д.Родари «Чем пахнут ремесла»,

Ноябрь
Народное творчество: хохломская роспись.

 

Элементы хохломы: Узор «травка»: «осочки», «капельки», «Подарок для Мишутки».
Дидактические и подвижные игры, физкультминутки. «Выложи узор из геометрических форм», «Цветные капельки» и п/и «Не задень посуду».
Чтение сказок и рассказов.

 

Сказка «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль».

В. Маяковский «Кем быть».

Декабрь
Дидактические и подвижные игры, физкультминутки.

 

«Третий лишний», «Обведи элемент»,

п/и «Кто больше соберет кувшинов».

Народное творчество: хохломская роспись.

 

Элементы хохломы Узор «травка»: «усики», «травинки».

Лепка «Корзинка»

«Укрась корзинку».

Моноспектакль «Оживший экспонат. Воспитанник рассказывает историю музейных экспонатов. Январь
Народное творчество: хохломская роспись.

 

«Роспись ложки»,

коллективная работа «Тарелочка».

Чтение сказок и стихов Братья Гримм «Горшок каши».

«Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома…» (Л. Куликова).

  Народное творчество: хохломская роспись.

 

«Подарок для мамочки любимой» роспись подноса в стиле золотой хохломы. Февраль
Чтение рассказов.

 

Т. Вишнякова «Добродушная тётя кастрюля».

Н. Носов «Мишкина каша».

Дидактические и подвижные игры, физкультминутки. «Собери целое», «Найди пару»

п/и «Кто больше соберет ложек».

 

Народное творчество: хохломская роспись. «Узор на кувшине»

 

Март
Чтение рассказов.

 

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

И. Столова «Фарфоровый чайник».

Дидактические и подвижные игры, физкультминутки. «Обведи и раскрась»,

«Выложи узор из геометрических форм»,

п/и «Кто больше соберет кувшинов».

IV. Презентация продукта деятельности

 

Создание мультимедийной

презентации «Музей хохломской росписи»

Показ

презентации

«Музей хохломской

росписи».

Апрель

 

Выставка творческих работ «Книга жизни Великой Отечественной войны».

 

Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Изобразительная деятельность:

«О Великой Отечественной войне».

  Фестиваль «Детям о войне», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.   Май

 

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Музей хохломской росписи».

2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

3. Консультация для родителей: «Организация досуга детей на основе

народного творчества", «Творчество в детском возрасте».

4.Готовить информационные стенды, папки-передвижки, информационные листки.

5.Родительское собрание с показом презентации «Музей хохломской росписи».

Итоговые мероприятия: «Золотая хохлома» - роспись подноса (изготовление подарка в стиле хохломы для мам). Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству». Создание презентации «Музей хохломской росписи».

Этапы реализации проекта

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Беседы: «История возникновения хохломской росписи», «Русская изба» (предметы быта), «Свойства материалов» (дерево и металл).

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

Задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: «Выложи узор из геометрических форм», «Цветные капельки», «Обведи и раскрась» и др. Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Выложи узор из геометрических форм», «Собери целое», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду». Рисование: Узор «травка»: «осочки», «капельки», «усики», «травинки», лепка «Корзинка», «Укрась корзинку» и др.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Музей Хохломской росписи». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание мультимедийной презентации «Музей хохломской росписи». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные: педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка; метод проектов при создании мини-музеев разной направленности; здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.; индивидуально-дифференцированный подход, развивающие игры.

 

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

6. «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г.

8. Интернет ресурсы: nsportal. ru

9. Интернет http://allforchildren.ru/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: Океаны и…

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: Океаны и их обитатели (подводный мир) Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие»...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...