Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре

 

Цель:

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательном процессе.

Задачи инновационной площадки:

1. Разработать и реализовать творческие педагогические проекты, основанные на этнопедагогике и традиционных ценностях.

2. Внедрить новые формы работы с детьми, применяя интеграцию образовательных областей.

3. Повысить качественные показатели развития художественного творчества дошкольников.

4. Расширить связи с социумом, выходящие за рамки семьи и детского сада.

Участники - воспитанники МКДОУ «Детский сад «Теремок» города Щигры курской области»

Ожидаемые результаты:

- Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы).

- Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.

- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.

- Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.

- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на районном, областном и российском уровнях.

- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.

- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Проблема развития творческого потенциала детей в процессе приобщения к национальной культуре не нова, но в настоящее время особенно актуальна и в нашем города, так как возможность посещать нашим детям музеи, драматический театр, филармонию, художественные выставки представляется не так часто.

Вместе с тем, большинство родителей даже не задумываются о важности развития у детей художественного вкуса и чувства прекрасного, потребности видеть красоту вокруг себя и умение творить её самому.

Кроме того, актуальность данной проблемы продиктована необходимостью решения задач, которые ставят перед нами ФГОС ДО.

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре реализуется в непосредственной образовательной деятельности, охватывая 5 образовательных областей:

- социально-коммуникативном развитие;

- речевое;

- познавательное;

- художественно- эстетическое;

- физическое.

Наш детский сад в соответствии с принципом вариативности представляет свою модель образования и организует педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Учитывая целевые ориентиры, которые ставят перед нами ФГОС ДО, на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Перед нами стоит цель - развитие свободной творческой личности.

В решении данных задач мы опираемся на проектный метод, как одну из инновационных форм работы с дошкольниками.

Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего года активно работали над созданием психолого- педагогических условий для формирования у дошкольников системы знаний о декоративно- прикладном искусстве, фольклоре как части национальной культуры.

Проекты, над которыми работают воспитатели, объединены общей темой:

«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре». Определяя тематику и название проектов, мы старались охватить многообразие выбранной темы. При составлении тематического планирования учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, трудовая, коммуникативная.

В.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Опираясь на данное высказывание, воспитатели первой младшей группы совместно с педагогом – психологом работают по направлению «Тестопластика. Рельефная лепка». Перед педагогами стоят задачи:

1. Способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;

2. Оказать психологическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью;

3. Развивать творческое воображение, фантазию;

4. Развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

5. Помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчество через совместную творческую деятельность;

6. Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

7. Способствовать становлению произвольной регуляции поведения.

8. Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Для этого педагоги активно взаимодействуют с родителями дошкольников, проводя мастер-классы, семинары-практикумы.

Например, мама лепит бабочку, ребенок украшает горошинками, крупинками, ягодками рябины и т.д.

Так был создан проект «Мукосолька».

Работая в данном направлении, воспитатели Конькова Е.В. и Баркова Л.А. реализуют проектную деятельность по теме: «Дымковская игрушка как часть национальной культуры». Особенностью данного проекта является реализация идеи воспитания дошкольника через театрализованную деятельность и игру с народной игрушкой, знакомство с народным промыслом, приобщая к национальной культуре. Данная деятельность предполагает взаимодействие взрослых и детей, в которой объектом исследования выступает игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

В течение года были организованы выставка «Русский сувенир», театрализованное представление с участием родителей «Цирковое представление дымковской игрушки». В рамках данного художественно- творческого проекта дети знакомятся с русскими народными играми, традициями. Вся работа направлена на:

- знакомство детей с историей дымковской игрушки;

- формирование знаний об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

- воспитание на традициях русского народа, на связи декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества с народной музыкой, формирование у детей чувства любви и уважения к труду народных мастеров-умельцев.

Подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, нравам, традициям этого народа. Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Отечественные педагоги неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждают в детях представление о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Работая по направлению «Фантазеры. Картины из природного материала», воспитатели знакомят детей с народной культурой своего народа, с краеведческим материалом. Поделки, сделанные своими руками, расширяют кругозор детей, приобщают их к изобразительному искусству, развивают интерес детей к традициям и истории русского народа.

Создание поделок сопровождается интересным рассказом, стихотворением или сочинением сказки.

В процессе работы дети легко запомнят и рассказ-объяснение, и новые понятия; обогатят свой словарь, развивая образное мышления. Реализация данного проекта позволяет решить одну из задач ФГОС ДО - воспитать ребенка, обладающего установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе; обладающего чувством собственного достоинства; активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми, участвующего в совместных играх, умеющего разрешать конфликты.

Музыкальный руководитель внедряет искусство фольклора в художественно- эстетическое развитие дошкольников.

Фольклор - особое искусство. Это народные песни, танцы. Люди, создавали их когда-то, передавали из уст в уста. Так фольклор дошел до наших дней. Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее проговаривая народные тексты. Музыкальные занятия в детском саду позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Они повышают интерес к национальной культуре, воспитывают любовь к Родине, к родному краю, к искусству.

Работая в тесном сотрудничестве с родителями, мы стараемся возрождать семейные традиции.

Традицией стало проведение семейных праздников:

«Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», «Рождественские посиделки».

Родители принимают активное участие в конкурсах внутри детского сада: «Новогодняя игрушка», «Варвара краса – длинная коса». Участвуют в городских мероприятиях: «Пасхальный фестиваль». Прививая любовь к национальной культуре, мы стараемся воспитывать у детей гражданско- патриотические качества.

В преддверии празднования 70 -летия Великой победы были организованы экскурсии в Краеведческий музей, к памятнику Слава героям. Провели праздник «Дети мира- детям войны». Мы надеемся привить детям любовь к Родине, чувство уважения, сопереживания.

В сотрудничестве с представителями Краеведческого музея была организована литературно-музыкальная гостиная «Дети мира – детям войны».

Внедряя проект «Тряпичные куклы из детства моих бабушек» мы хотим, чтобы наши дети выросли успешными не только в социальном плане, но и в выбранной профессии, в духовном развитии, были хорошими хозяйками, добрыми заботливыми мамами.

Кукла это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду. Они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны для людей, помогали передавать знания о мире из поколения в поколение. В настоящее время традиционная народная игрушка может сохранить в наших детях здоровье и воспитывать искренность, чувство патриотизма.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоение ценностной культуры, у ребенка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков.

Особое внимание мы уделяем организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, в группах и на участке. Среда соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и является фоном поисковой деятельности, развивает у дошкольников любознательность. На территории нашего детского сада педагогами совместно с родителями были оформлены уголки «Бабушкин двор», «В гостях у сказки», «Старая мельница». Таким образом, работа по инновационной программе реализуется в течение всего года.

В рамках инновационной программы педагоги работают по двум траекториям:

1) внесение изменений в содержание образования детей дошкольного возраста основанных на применении современных педагогических технологий:

- проектный метод;

- исследовательский метод;

- ИКТ;

- личностно- ориентированный подход.

2) усиление взаимодействия с родителями: привлечение родителей к созданию предметно- пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС.

На базе нашего дошкольного учреждения был создан музей «Русская изба».

Воспитатель Головина Ю.В. в 2013 году, разработала и провела открытое интегрированное занятие по направлению «Тестопластика и рельефная лепка», на тему «Весёлые посиделки» среди педагогов детских садов.

Воспитатель Андреева О.Л. 2014 году, разработала по направлению «Тряпичные куклы из детства моих бабушек» представила на городском методическом объединении разработку интегрированного занятия «Золотая ярмарка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде…

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье» Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную...

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...

Читайте также

Технология использования Лэпбука

Технология использования Лэпбука В связи с внедрением новых государственных стандартов, перед нами, педагогами, встает миссия поиска и реформа образовательного процесса- «новой...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...