Проект

«Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации»

Цель проекта: обеспечение благоприятных условий, способствующих предупреждению эмоционального неблагополучия детей; повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка

Объект: дети младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: психическая адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Опытно-экспериментальная база: 15 детей раннего возраста (2-3 года)

Гипотеза: психическая адаптация ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ определяется комфортным психоэмоциональным состоянием ребёнка.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.

2. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:

  • проведение занятий специальной направленности;
  • тематическая игровая деятельность;
  • организационные, ознакомительные, развивающие игры;
  • выявление наиболее зрелых психических функций у детей экспериментальной группы.

Принципы работы:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.

Новизна: представлена программа психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Наряду с правильно организованным психолого-педагогическим процессом ведется углублённая работа по профилактике эмоционального неблагополучия детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы психологом и педагогами в практической работе с детьми дошкольного возраста.

Психологическая атмосфера создаётся воспитателем при соблюдении следующих условий:

1. Обеспечение чувства уверенности ребёнка.

2. Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.

3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.

Ожидаемые результаты:

1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

2. Сформированность психолого-педагогических знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.

Тематическое планирование развивающих занятий в «Материнской школе»

 

№занятия

 

Содержание,

цель занятия с родителями

Содержание,

цель занятия с детьми

 

1

 

Вводное занятие. Знакомство родителей и детей друг с другом, с детским садом, группой, воспитателем.

Экскурсия по детскому саду.

Знакомство с программой работы «Материнской школы».

Анкетирование «Знакомство с семьёй».

 

 

Знакомство с детьми, воспитателем.

Игры: «Давайте познакомимся!», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» /создать положительный настрой на совместную игру/

 

2

 

Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»

 

Игры с надувными шарами «Послушный мяч»

/обучать бросанию мяча/

Чтение потешки «Сорока-сорока»

/учить воспроизводить доступные звукосочетания слова текста/

 

3

 

Ребёнок в мире вещей. «Значение предметной деятельности ребёнка для его психического развития»

Знакомство с «Программой развития в детском саду»

 

Игры: «Найдём игрушку», «Выбери игрушку»

/приучать ориентироваться в пространстве/

Чтение стих-я А.Барто «Уронили мишку на пол»

 

4

 

Ребёнок в мире людей.

Развитие общения ребёнка со сверстниками и взрослыми

 

 

«Кто это?», «Вот я!», «Я — ты», «Маме улыбнемся»

/учить строить отношения со взрослыми и сверстниками

 

5

 

Развитие речи ребёнка в предметной деятельности.

Активизация речевой и двигательной активности ребёнка.

 

«Позови Петрушку», «Позвони по телефону»,

игра-драматизация «Курочка Ряба»

/ развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов/

 

 

 6

 

Интеллектуальное развитие детей раннего возраста.

Организация развивающей среды дома.

 

«Соберём колечки», «Соберём пирамидку», «Посади бабочку»

/развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве/

 

 

 7

 

Эмоциональное развитие детей.

Значение музыки в эмоциональном развитии детей.

 

 

Муз.-дидактическая игра «Да-да-да»

/обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма/

 

8

 

Физическое развитие детей раннего возраста.

Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний.

 

 

«Доползи до игрушки», «Догони мяч», «Кати мяч в ворота»

/развивать двигательную активность детей/

 

9

 

Развитие психических процессов у детей.

Диагностика психического развития детей.

 

 

Дид. Игра «Большие и маленькие»

/учить чередовать предметы по величине, развивать внимание/

 

10

 

Итоговое занятие.

Оценка деятельности «Материнской школы»

 

 

Развлечение «К мишке в гости»

/создать радостное настроение/

 

Планирование работы с детьми в период адаптаци

 

п/п

Время проведения

     Мероприятие

       Цель

 

  1

 

июнь

 

Игры с песком: «Отпечатки», «Найди клад».

Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк)

Использование метода сказкотерапии (знакомство со сказками: «Курочка Ряба», «Колобок»)

 

 

Помочь избавиться от страхов, застенчивости.

Настроить на положительные эмоции.

Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.

 

 

 

  2

 

 

 

  июль

 

Игра-развлечение «К куклам в гости».

Психогимнастика «Спящий котёнок».

Игры с крупой «Месим тесто», «Рисование пальчиком на подносе с манкой»

Рисование с использованием нетрадиционных методик

(рисование пальчиками «Ягодки»)

Дыхательная гимнастика «Петух», «Часики»

 

 

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

снизить тревогу, агрессию.

Снизить уровень возбуждения,

снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем

 

 

 

 3

 

 

 

август

 

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока».

Игры с водой «Ловись рыбка».

Физкультурное развлечение

«По следам колобка»

Рисование с использованием нетрадиционных методик (рисование ладошками «Тюльпаны»)

 

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность.

Затормозить отрицательные эмоции.

Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снять эмоциональное напряжение.

 

 Работа с родителями в период адаптации

 

 

п/п

 

 

   Месяц

 

 

Форма проведения

 

             Тема

 

 

1

 

 

    

июнь

Родительское собрание с использованием современных образовательных технологий – презентации «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации»

 

 

«Адаптация детей к условиям детского сада»

 

 

 2

 

 

июль

 

Семинар-практикум

 Консультация

 

«Эмоциональное здоровье ребёнка»

«Эмоциональный интеллект ребёнка и его развитие в условиях семейного воспитания»

 

 

 

 

 3

 

    

 

август

 

Круглый стол

Мини-тренинг с элементами игры

 

«Игра – самый лучший антистрессовый метод в период адаптации»

«Игры дома для детей в адаптационный период»

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Читайте также

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы. Тема: «Путешествие в…

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы Тема: «Путешествие в страну безопасности» Цель: Формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Закрепить представления детей о...

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...