Проект
«Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации»
Цель проекта: обеспечение благоприятных условий, способствующих предупреждению эмоционального неблагополучия детей; повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка
Объект: дети младшего дошкольного возраста
Предмет исследования: психическая адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
Опытно-экспериментальная база: 15 детей раннего возраста (2-3 года)
Гипотеза: психическая адаптация ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ определяется комфортным психоэмоциональным состоянием ребёнка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
2. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:
- проведение занятий специальной направленности;
- тематическая игровая деятельность;
- организационные, ознакомительные, развивающие игры;
- выявление наиболее зрелых психических функций у детей экспериментальной группы.
Принципы работы:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.
Новизна: представлена программа психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Наряду с правильно организованным психолого-педагогическим процессом ведется углублённая работа по профилактике эмоционального неблагополучия детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы психологом и педагогами в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Психологическая атмосфера создаётся воспитателем при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение чувства уверенности ребёнка.
2. Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.
3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
2. Сформированность психолого-педагогических знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.
Тематическое планирование развивающих занятий в «Материнской школе»
№занятия
|
Содержание, цель занятия с родителями |
Содержание, цель занятия с детьми |
1 |
Вводное занятие. Знакомство родителей и детей друг с другом, с детским садом, группой, воспитателем. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с программой работы «Материнской школы». Анкетирование «Знакомство с семьёй».
|
Знакомство с детьми, воспитателем. Игры: «Давайте познакомимся!», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» /создать положительный настрой на совместную игру/ |
2 |
Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка» |
Игры с надувными шарами «Послушный мяч» /обучать бросанию мяча/ Чтение потешки «Сорока-сорока» /учить воспроизводить доступные звукосочетания слова текста/ |
3 |
Ребёнок в мире вещей. «Значение предметной деятельности ребёнка для его психического развития» Знакомство с «Программой развития в детском саду» |
Игры: «Найдём игрушку», «Выбери игрушку» /приучать ориентироваться в пространстве/ Чтение стих-я А.Барто «Уронили мишку на пол» |
4 |
Ребёнок в мире людей. Развитие общения ребёнка со сверстниками и взрослыми
|
«Кто это?», «Вот я!», «Я — ты», «Маме улыбнемся» /учить строить отношения со взрослыми и сверстниками |
5 |
Развитие речи ребёнка в предметной деятельности. Активизация речевой и двигательной активности ребёнка. |
«Позови Петрушку», «Позвони по телефону», игра-драматизация «Курочка Ряба» / развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов/
|
6 |
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста. Организация развивающей среды дома.
|
«Соберём колечки», «Соберём пирамидку», «Посади бабочку» /развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве/
|
7 |
Эмоциональное развитие детей. Значение музыки в эмоциональном развитии детей.
|
Муз.-дидактическая игра «Да-да-да» /обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма/ |
8 |
Физическое развитие детей раннего возраста. Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний.
|
«Доползи до игрушки», «Догони мяч», «Кати мяч в ворота» /развивать двигательную активность детей/ |
9 |
Развитие психических процессов у детей. Диагностика психического развития детей.
|
Дид. Игра «Большие и маленькие» /учить чередовать предметы по величине, развивать внимание/ |
10 |
Итоговое занятие. Оценка деятельности «Материнской школы»
|
Развлечение «К мишке в гости» /создать радостное настроение/ |
Планирование работы с детьми в период адаптаци
№ п/п |
Время проведения |
Мероприятие |
Цель |
1 |
июнь |
Игры с песком: «Отпечатки», «Найди клад». Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк) Использование метода сказкотерапии (знакомство со сказками: «Курочка Ряба», «Колобок»)
|
Помочь избавиться от страхов, застенчивости. Настроить на положительные эмоции. Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. |
2 |
июль |
Игра-развлечение «К куклам в гости». Психогимнастика «Спящий котёнок». Игры с крупой «Месим тесто», «Рисование пальчиком на подносе с манкой» Рисование с использованием нетрадиционных методик (рисование пальчиками «Ягодки») Дыхательная гимнастика «Петух», «Часики»
|
Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом; снизить тревогу, агрессию. Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение. Оказывать успокаивающее действие на нервную систем |
3 |
август |
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока». Игры с водой «Ловись рыбка». Физкультурное развлечение «По следам колобка» Рисование с использованием нетрадиционных методик (рисование ладошками «Тюльпаны») |
Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. Затормозить отрицательные эмоции. Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. |
Работа с родителями в период адаптации
№ п/п
|
Месяц
|
Форма проведения |
Тема |
1
|
июнь |
Родительское собрание с использованием современных образовательных технологий – презентации «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации»
|
«Адаптация детей к условиям детского сада» |
2 |
июль |
Семинар-практикум Консультация |
«Эмоциональное здоровье ребёнка» «Эмоциональный интеллект ребёнка и его развитие в условиях семейного воспитания»
|
3 |
август |
Круглый стол Мини-тренинг с элементами игры |
«Игра – самый лучший антистрессовый метод в период адаптации» «Игры дома для детей в адаптационный период»
|
Читайте также |
---|
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...
Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…
Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...