Проект «Формирование социально-нравственных качеств и толерантности детей дошкольного возраста» для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)

 

Введение

Много на свете мест, где жить привольно,

но всякого тянет туда, где он родился и

жил с родными своими.

Там всё ему знакомо и дорого.

Наша Родина, наше Отечество – Россия.

(К.Э. Циолковский.)

 

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Набережные Челны – город со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в итоге на индивидуальность человека в целом. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Формирование социально-нравственных качеств и основ толерантной культуры у старших дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

Актуальность формирования социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогами был разработан проект «Формирование социально-нравственных качеств и толерантности старших дошкольников».

Цель проекта:

Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей народов Прибайкалья.

Задачи:

- расширить представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих возле озера Байкал;

- познакомить с обычаями и бытом коренных народов Прибайкалья.

- развивать коммуникативные навыки, способствовать обогащению речи детей;

- закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.;

- рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах);

- воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Вид проекта:

Информационно-исследовательский.

Участники проекта:

дети подготовительной группы, воспитатель, педагог-психолог, родители.

Характер содержания проекта:

ребёнок-взрослый.

Срок реализации проекта:

один месяц.

Целевые ориентиры образования

(социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка):

- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты.

- Ребёнок к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои умения в различных видах деятельности.

- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилам и социальным нормам.

- У ребёнка развита мелкая и крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 

Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность
Познавательное развитие – основная образовательная область Познавательно-исследовательская Знают правила поведения дома и на улице, главные правила дорожного движения; умеют применять на практике изученные правила

Сформировано первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве

Имеет представление о социокультурных ценностях нашего народа, о различных народностях и национальных традициях, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и пр.), правильно произносит слова, грамотно строит предложения, использует средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляет описательный рассказ
  Игровая Проявляет доброту, внимание, заботу; умеет просить о помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Может включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

  Трудовая Проявляет ответственность к заданию взрослого и тщательно выполняют его

Осваивает навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания)

Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы.

Речевое развитие Восприятие художественной литературы С удовольствием слушает художественное произведение в исполнение взрослого, запоминает содержание произведения.

Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Художественно-эстетическое развитие Продуктивная. В индивидуальной и коллективной работе использует разные виды изобразительной деятельности.

Рисует предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирает цвет для изображения настроения, времени года, суток, создаёт композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

Самостоятельно создаёт индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Раскрашивает, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивает изображение.

Физическое развитие двигательная Участвует в физкультминутках, правильно повторяет движения за взрослым, в том числе под музыку

 

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, непосредственную образовательную, продуктивную, и досуговую деятельности.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы.

 

I этап: Подготовительный.

II этап: Реализация проекта.

III этап: Презентация проекта.

Описание этапов проекта.

I этап: Подготовительный

- Обсуждения с детьми темы проекта.

- Распределение заданий детям (доклады по возникшим вопросам).

- Совместная работа детей с родителями «Байкал».

- Посещение с детьми городскую библиотеку (сбор информации).

- Разработка пособия с использованием ИКТ по теме «Байкал».

- Совместная деятельность детей с родителями:

подготовка детских докладов, рисунки и поделки своими руками.

- Анкетирование родителей.

 

II этап: Реализация проекта:

Занятия познавательного цикла:

- Беседа с детьми о Байкале. Дети зачитывают свои доклады.

- «История озера Байкала».

- «Какие народы живут на Байкале?».

- «Чем они занимаются?».

- «Какая у них культура?».

Беседы:

- «Знаешь ли ты свой город?».

- «Достопримечательности родного города».

- «Какие народы живут возле Байкала».

- «Мои друзья».

- «Какие праздники есть у бурят, как они их проводят?».

Рассматривание иллюстраций:

- «Достопримечательности родного города».

- «Культура народов Прибайкалья».

- «Жилище бурятов».

НОД:

- «Матрёшки-подружки».

- «Муса Джалиль и его творчество».

Встреча с Валентиной Андреевной Рекус

(жительницей Бурятии):

(знакомство с легендами, приданиями народов Сибири).

Чтение художественных произведений:

- Легенды, сказки, стихи бурятов.

- Пословицы и поговорки народов мира.

Дидактические игры:

- «Кто где живёт».

- «Собери матрёшку».

Консультации для родителей:

- «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности».

- «Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе».

- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Консультации для воспитателей:

- «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».

- «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа».

- «Краеведение-основа воспитания патриотизма».

Создание картотеки:

- «Игры народов мира.

- «Национальные традиции.

Тематическая выставка:

- «Родословное древо моей семьи».

Папка-передвижка:

- «Права и обязанности взрослых и детей».

 

III этап: Презентация проекта.

«Мы разные, но мы дружные»

Содержание проектной деятельности:

 

Работа с детьми Цели
«Знаешь ли ты свой город?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
«Достопримечательности родного города» Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города
История озера Байкал Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края; углубить представления о

коренных народностях

«Кто где живёт» Закрепить знания детей о странах и их жителях
Какие народы живут возле Байкала ( познакомить с особенностями быта в прошлом жителей Прибайкалья
Культура народов Прибайкалья ( познакомить с обычаями и бытом коренных народов Сибири
Национальные костюмы разных народов» Знакомство с разнообразием национальной одежды
«Матрёшки-подружки» Знакомство детей с русскими народными игрушками
«Собери матрёшку» Учить собирать целое из частей
Мои друзья Знакомство детей с многообразием национальностей в России
Жилища бурятов Знакомство детей с историей строительства домов
«Какие праздники есть у бурят, как они их проводят?»

Беседа с жительницей Прибайкалья Рекус В. А.

познакомить с обычаями и бытом коренных народов Сибири
Муса Джалиль и его творчество Знакомство с татарским национальным героем
Легенды, сказки, стихи бурятов рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях
Пословицы и поговорки народов мира Развитие устной речи
«Мы разные, но мы дружные» Совместное проведение мероприятия по толерантному взаимопониманию
Работа с родителями  
«Воспитание толерантности – основа современного культурного общества» ( воспитывать уважение к людям разных национальностей.

 

анкетирование родителей выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
«Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе». Формировать нравственные основы личности дошкольника в многонациональном обществе
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Формировать нравственно- патриотические качество у детей
игры народов мира Знакомить играми разных народов
национальные традиции; Знакомить традициями разных национальностей
«Права и обязанности взрослых и детей» Знать права и обязанности взрослых и детей

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»