Проект «Формирование социально-нравственных качеств и толерантности детей дошкольного возраста» для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)
Введение
Много на свете мест, где жить привольно,
но всякого тянет туда, где он родился и
жил с родными своими.
Там всё ему знакомо и дорого.
Наша Родина, наше Отечество – Россия.
(К.Э. Циолковский.)
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Набережные Челны – город со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в итоге на индивидуальность человека в целом. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Формирование социально-нравственных качеств и основ толерантной культуры у старших дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.
Актуальность формирования социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогами был разработан проект «Формирование социально-нравственных качеств и толерантности старших дошкольников».
Цель проекта:
Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей народов Прибайкалья.
Задачи:
- расширить представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих возле озера Байкал;
- познакомить с обычаями и бытом коренных народов Прибайкалья.
- развивать коммуникативные навыки, способствовать обогащению речи детей;
- закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.;
- рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах);
- воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Вид проекта:
Информационно-исследовательский.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатель, педагог-психолог, родители.
Характер содержания проекта:
ребёнок-взрослый.
Срок реализации проекта:
один месяц.
Целевые ориентиры образования
(социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка):
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты.
- Ребёнок к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои умения в различных видах деятельности.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилам и социальным нормам.
- У ребёнка развита мелкая и крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие – основная образовательная область | Познавательно-исследовательская | Знают правила поведения дома и на улице, главные правила дорожного движения; умеют применять на практике изученные правила
Сформировано первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве Имеет представление о социокультурных ценностях нашего народа, о различных народностях и национальных традициях, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная | Умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и пр.), правильно произносит слова, грамотно строит предложения, использует средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляет описательный рассказ |
Игровая | Проявляет доброту, внимание, заботу; умеет просить о помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.
Может включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. |
|
Трудовая | Проявляет ответственность к заданию взрослого и тщательно выполняют его
Осваивает навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания) Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы. |
|
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушает художественное произведение в исполнение взрослого, запоминает содержание произведения.
Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная. | В индивидуальной и коллективной работе использует разные виды изобразительной деятельности.
Рисует предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирает цвет для изображения настроения, времени года, суток, создаёт композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. Самостоятельно создаёт индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивает, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивает изображение. |
Физическое развитие | двигательная | Участвует в физкультминутках, правильно повторяет движения за взрослым, в том числе под музыку |
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, непосредственную образовательную, продуктивную, и досуговую деятельности.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы.
I этап: Подготовительный.
II этап: Реализация проекта.
III этап: Презентация проекта.
Описание этапов проекта.
I этап: Подготовительный
- Обсуждения с детьми темы проекта.
- Распределение заданий детям (доклады по возникшим вопросам).
- Совместная работа детей с родителями «Байкал».
- Посещение с детьми городскую библиотеку (сбор информации).
- Разработка пособия с использованием ИКТ по теме «Байкал».
- Совместная деятельность детей с родителями:
подготовка детских докладов, рисунки и поделки своими руками.
- Анкетирование родителей.
II этап: Реализация проекта:
Занятия познавательного цикла:
- Беседа с детьми о Байкале. Дети зачитывают свои доклады.
- «История озера Байкала».
- «Какие народы живут на Байкале?».
- «Чем они занимаются?».
- «Какая у них культура?».
Беседы:
- «Знаешь ли ты свой город?».
- «Достопримечательности родного города».
- «Какие народы живут возле Байкала».
- «Мои друзья».
- «Какие праздники есть у бурят, как они их проводят?».
Рассматривание иллюстраций:
- «Достопримечательности родного города».
- «Культура народов Прибайкалья».
- «Жилище бурятов».
НОД:
- «Матрёшки-подружки».
- «Муса Джалиль и его творчество».
Встреча с Валентиной Андреевной Рекус
(жительницей Бурятии):
(знакомство с легендами, приданиями народов Сибири).
Чтение художественных произведений:
- Легенды, сказки, стихи бурятов.
- Пословицы и поговорки народов мира.
Дидактические игры:
- «Кто где живёт».
- «Собери матрёшку».
Консультации для родителей:
- «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности».
- «Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе».
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Консультации для воспитателей:
- «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
- «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа».
- «Краеведение-основа воспитания патриотизма».
Создание картотеки:
- «Игры народов мира.
- «Национальные традиции.
Тематическая выставка:
- «Родословное древо моей семьи».
Папка-передвижка:
- «Права и обязанности взрослых и детей».
III этап: Презентация проекта.
«Мы разные, но мы дружные»
Содержание проектной деятельности:
Работа с детьми | Цели |
«Знаешь ли ты свой город?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию |
«Достопримечательности родного города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города |
История озера Байкал | Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края; углубить представления о
коренных народностях |
«Кто где живёт» | Закрепить знания детей о странах и их жителях |
Какие народы живут возле Байкала | ( познакомить с особенностями быта в прошлом жителей Прибайкалья |
Культура народов Прибайкалья | ( познакомить с обычаями и бытом коренных народов Сибири |
Национальные костюмы разных народов» | Знакомство с разнообразием национальной одежды |
«Матрёшки-подружки» | Знакомство детей с русскими народными игрушками |
«Собери матрёшку» | Учить собирать целое из частей |
Мои друзья | Знакомство детей с многообразием национальностей в России |
Жилища бурятов | Знакомство детей с историей строительства домов |
«Какие праздники есть у бурят, как они их проводят?»
Беседа с жительницей Прибайкалья Рекус В. А. |
познакомить с обычаями и бытом коренных народов Сибири |
Муса Джалиль и его творчество | Знакомство с татарским национальным героем |
Легенды, сказки, стихи бурятов | рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях |
Пословицы и поговорки народов мира | Развитие устной речи |
«Мы разные, но мы дружные» | Совместное проведение мероприятия по толерантному взаимопониманию |
Работа с родителями | |
«Воспитание толерантности – основа современного культурного общества» | ( воспитывать уважение к людям разных национальностей.
|
анкетирование родителей | выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста |
«Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе». | Формировать нравственные основы личности дошкольника в многонациональном обществе |
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | Формировать нравственно- патриотические качество у детей |
игры народов мира | Знакомить играми разных народов |
национальные традиции; | Знакомить традициями разных национальностей |
«Права и обязанности взрослых и детей» | Знать права и обязанности взрослых и детей |
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…
Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...
Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»
Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...