Проект «Литературные сокровища» из цикла познавательных проектов на тему: «Сокровища Урала»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

«Огромный, почти как море,

Пред глазами простор предстал.

На широком степном просторе

Ты раскинулся, царь – Урал…»

Ольга Волкова.

 

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей Урала (писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка).

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей к истории родного края, познакомить с жизнью и творчеством писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно – коммуникационных и мультимедийных технологий.
  2. Формировать чувство гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
  3. Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.
  4. Приобщать дошкольников к современной жизни края, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.
  5. Развивать воображение, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
  6. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение к образовательным областям, дополнить их региональным компонентом.
  7. Способствовать формированию этики поведения уральца.
  8. Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного края.
  9. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию Урала.

Проект: среднесрочный, групповой, творческо-поисковый.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: март 2013 года.

Этапы реализации проекта:

 

Этапы проекта Деятельность творческой группы
Подготовительный

 

1. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений согласно теме.

2. Повышение компетентности педагогов по знанию творчества писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о знаменитых земляках.

3. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.

4. Составление плана работы над проектом.

5. Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление уголка «Любимые сказки уральских писателей», «Мой край родной». Уголок должен содержать как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (куклы персонажи произведений писателя, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материал уголка должен постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

- Подбор художественной литературы для детей, уральских авторов.

- Изготовление дидактических игр по творчеству писателя.

Основной
  1. Ознакомление детей с творчеством и биографией уральского писателя через совместную деятельность
  2. Организация вечеров развлечений, тематических праздников по творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка.
  3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  4. Пополнение развивающей среды.
  5. Выставки детских работ.
Заключительный
  1. Итоговое мероприятие: Литературная викторина по сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка.
  2. Итоговое диагностирование детей.

 

План-график реализации проекта

 

Раздел программы Вид деятельности
Образовательная область «Познание»

 

Познавательные беседы:

- «Мой край родной»

- «Я живу на Урале»

- «Достопримечательности родного города»

- « Д.Н. Мамин-Сибиряк - знаменитый писатель, который жил и творил на Урале»

- «Мы в ответе за тех, кого приручили»

- «Где дом у насекомых?»

- «Как нужно заботится о животных, чтобы им хорошо жилось»

- «Насекомые в природе нашего края»

Просмотр медиа-презентации:

«Биография Д.Н. Мамина-Сибиряка»

«Иллюстрации к произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка»

Рассматривание коллекции камней

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассматривание картин Уральских художников

Наблюдение за птицами, животными.

Образовательная область «Коммуникация» Творческие рассказы:

«Любимый персонаж сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка»

«На природу всей семьей»

Пересказывание сюжетов сказок

Отгадывание и составление загадок про персонажей сказок.

Составление описательных рассказов.

Придумывание историй с участием героев сказок.

Сочинение экологических сказок о насекомых.

Образовательная область «Социализация» Дидактические игры

- «Иллюстрации к сказкам».

- «Природа Урала».

- «Кто где живет?»

- «Кто чем питается?»

- «Кому что по вкусу?»

Подвижные игры:

«У медведя во бору».

«Медведь и пчелы».

«Лягушка».

«Гори, гори ясно».

«Птицелов».

Сюжетно – ролевые игры:

- Экскурсии по городу.

- На природе.

Образовательная область «Музыка» Слушание песен об Урале.

Слушание звуков природы, пения птиц, жужжания насекомых.

Проведение игр «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Подбери музыкальный инструмент к персонажу сказки, сыграй его песенку».

Образовательная область «Труд» Изготовление книг - самоделок по творчеству знаменитых людей Урала, в частности Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Оказание помощи дворнику, уборка снега, изготовление и развешивание кормушек.

Подкормка птиц.

Изготовление природоохранных знаков.

Образовательная область «Художественное творчество» 1. Рисование:

- Изготовление иллюстраций к книгам – самоделкам.

- Изобразительная минутка «Чудесный лес».

2. Лепка:

- Персонажи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

3. Конструирование:

- из природного материала «Комар Комарович»;

- изготовление животных в технике оригами.

4. Аппликация:

- Обрывная «Серая шейка» или «Ерша Ершовича».

Образовательная область «Чтение художественной литературы» Чтение произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка:

«Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Просмотр мультипликационных фильмов по этим произведениям (дома с родителями).

Оформление уголка «Любимые сказки уральских писателей».

Образовательная область «Безопасность» Ситуативные беседы:

«Мы пришли в зимний лес»

«Будем беречь и охранять природу»

«Освоение элементарных представлений об оказании первой помощи в лесу»

Взаимодействие с родителями

 

  1. Семейные экскурсии родителей и детей в лес, на водоем.
  2. Беседы и консультации по теме проекта.
  3. Оформление книжки-передвижки «Мой любимый край».
  4. Участие в конкурсе поделок «Моя любимая сказка»
  5. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для итогового мероприятия.
  6. Составление кроссвордов по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка.

 

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

  • аудио системы, телевизор, фотоапаратура, компьютер, проектор;
  • материал для изготовлення поделок по произведениям писателей;
  • создание уголка «Любимые сказки уральских писателей», «Мой край родной» в группе: открытки, плакаты, фотографии;
  • медиапрезентации:

- «Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка»;

- «Иллюстрации к произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка»;

- «Декоративно-прикладное искусство».

Учебно-методическое:

  • костюмы, элементы костюмов для вечеров развлечений, тематических праздников, самосоятельной игровой деятельности детей;
  • хрестоматия для дошкольников. – Москва: Просвещение, 1990;
  • музыкальный материал для слушания, аудиокассеты, диски;
  • дидактические игры;
  • костюмы, элементы костюмов для театрализации, самосоятельной игровой деятельности детей.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...