«Клуб «Друзья светофора» как форма проектной деятельности со старшими дошкольниками в рамках реализации образовательного проекта «Знатоки ПДД»

 

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», внёс значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. ФГОС предполагают психолого-педагогическую работу по освоению детьми 5 образовательных областей, ориентированную на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение цели по формированию навыков безопасного поведения через решение одной из важнейших задач, а именно через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Актуальность.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Сохранение жизни детей – основная цель всего взрослого населения, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Для достижения данной конкретной цели и решения данной конкретной задачи необходимо использовать все многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. ФГОС говорят о том, что образовательная деятельность по данной образовательной области осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. 

В рамках реализации работы в этом направлении, мною был разработан образовательный проект «Знатоки ПДД», а как форма проектной деятельности со старшими дошкольниками был организован клуб «Друзья светофора». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

При построении работы я, прежде всего, исходила из возрастных и индивидуальных способностей детей. При этом опиралась на требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также программу Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Новизна данного опыта в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года», основной целью которых стал: «комплексный подход по обеспечению безопасности дорожного движения, определенный в качестве приоритета социально-экономического развития Российской Федерации», к условиям конкретного дошкольного учреждения. В программе клуба «Друзья светофора» четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

Цель:

Формирование навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Гипотеза - усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться эффективнее, если:

1) педагог будет использовать принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;

2) педагог будет использовать инновационные формы и методы, обеспечивающие умение решать проблемные ситуации по основам безопасности жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Расширены представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Развиты умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышены активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

5. Развиты интегративные качества:

«любознательный, активный» через заинтересованность новым в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;

«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.

Первым шагом на пути формирования основ безопасности стало выяснение уровня сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Выяснилось, что 14% затрудняются назвать правила поведения в транспорте, 38% детей затрудняются в классификации дорожных знаков, 15 % не владеют знаниями правил безопасного поведения на дорогах, у 27% есть проблемы в определении вида транспорта. Одновременно проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и профилактике ДТП. Как показали результаты анкетирования родителей, лишь 10% занимаются вопросами безопасности жизни, 42 % осознают их значимость, но почему-то считают, что обучать детей дошкольников правилам личной безопасности еще преждевременно, 35% семей отводят семье ведущую роль в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге, остальные же считают, что основная роль отводится образовательным учреждениям.

Образовательный процесс, согласно ФГОС, должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности должна быть игра. 

«Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, направленный на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей».

 

Технологическая карта работы над проектом
1 Название проекта

«Клуб «Друзья светофора» как форма проектной деятельности со старшими дошкольниками в рамках реализации образовательного проекта «Знатоки ПДД».

2 Тема проекта

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

3 Проблемное поле проекта

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

4 Цель Формирование навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте.
5 Задачи Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
6 Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Еженедельные занятия клуба «Друзья Светофора», представляющие собой занятия с использованием разнообразных форм работы с детьми, интересного наглядно-дидактического материала. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации имеют интегративный характер.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности необходимо вести не только по факту, но и при каждой возможности, в любой из режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам в различных режимных моментах. С этой целью создана предметно-развивающая среда, организовано педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка.
Взаимодействие с родителями.

Формы работы с родителями:

анкетирование;

беседы;

папки-передвижки;

консультации;

родительское собрание;

привлечение к изготовлению атрибутов для игр;

совместные с детьми экскурсии по поселку.

7 Описание продукта, полученного в результате проекта
Выставки рисунков, поделок.
Создание совместно с родителями макета «Улицы нашего посёлка».
Создание совместно с родителями «Музея транспорта».
Создание педагогом мультимедийного пособия «Транспорт».
Открытое итоговое мероприятия «Мы знаем ПДД».
8 Вид проекта - информационно-практико-ориентированный
9 Состав участников
Педагог,

Дети средней группы,

Родители,

Инспектор ГИБДД.

10 Интеграция образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

 

№№

пп

Название образовательной области Задачи Содержание
1 Социально – коммуникативное развитие уточнять и расширять знания об элементах дороги, о движении транспорта, о дорожных знаках, работе светофора;

продолжать знакомство с правилами поведения пешеходов и пассажиров транспортного средства;

знакомить с основами безопасности и правилами поведения на улице; формировать потребность вести себя в соответствии с общественными нормами;

формировать знания о труде водителя, сотрудников ГИБДД.

беседы, рассказы воспитателя;

рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок;

дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры;

целевые прогулки;

использование ИКТ.

 

2 Познавательное развитие развивать любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности;

формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

беседы, рассказы воспитателя;

рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок;

дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

целевые прогулки;

экспериментирование, моделирование, конструирование;

использование ИКТ.

3 Физическое развитие знакомить с играми - эстафетами по правилам дорожного движения;

развивать двигательную активность.

подвижные игры, игры – эстафеты по ПДД.
4 Художественно -эстетическое развитие формировать умение составлять устный рассказ по сюжетной картинке;

продолжать развивать навыки театрализованной деятельности; развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

чтение художественной литературы;

составление устных рассказов по сюжетной картинке;

отгадывание загадок;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

театрализованная деятельность

5 Речевое развитие обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи; пересказ отрывков из художественных произведений;

сюжетно – ролевые игры.

 

11 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

 

12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
уголок ПДД;

уголок изодеятельности;

уголок конструирования;

дидактические игры;

настольно – печатные игры;

мультимедийне оборудование;

оборудование для экспериментальной деятельности;

библиотека методической и художественной литературы;

наглядно-дидактические пособия;

наглядно-демонстрационные материалы;

игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения»;

атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр;

картотека подвижных игр;

методические разработки для родителей, детей, педагогов.

13 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 этап – сентябрь 2013.
2 этап – сентябрь 2013.
3 этап – октябрь 2013 – май 2014.
4 этап – ноябрь 2013 май 2014.
5 этап - май 2014.
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Погружение в проект На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Сентябрь 2013.
2 Планирование деятельности Подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, наблюдение за движением транспорта и работой водителя, знакомство с литературными произведениями

Разработка программы клуба «Друзья Светофора». В программе клуба «Друзья светофора» четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

Сентябрь 2013.
3 Осуществление деятельности по решению проблемы Воспитательно – образовательная работа по основам безопасности жизни строится таким образом, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Учебно-воспитательный процесс я строю по трем видам деятельности:

1. формирование теоретических знаний (вербальная информация);

2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);

3. практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте

Октябрь 2013 - май 2014.
4 Презентация результатов Выставки рисунков, поделок.

Создание «Музея транспорта», макета «Улицы нашего посёлка».

Презентация мультимедийного пособия Транспорт».

Открытое итоговое мероприятия «Мы знаем ПДД».

Ноябрь 2013 - май 2014.
5 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

К окончанию проекта у моих воспитанников сформировываются следующие качества:

умение решать дорожно-транспортные ситуации;

наличие знаний правил дорожной безопасности;

умение быть пешеходом, способным безопасным путем ходить в детский сад.

Результаты мониторинга в мае 2014 года показали, что 32% детей освоили программу по высокому уровню, 48% по оптимальному, 20% по среднему.

Май 2014.

 

14 Организационные формы работы над проектом

 

№№ пп Формы работы Название Сроки
1 Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Светофорию».

«Папы разные нужны, папы разные важны».

«Край, в котором мы живём».

 

Ноябрь 2013.

Февраль 2014.

 

Апрель 2014.

 

2 Наблюдение Целевые прогулки к светофору, к центральной трассе посёлка.

Наблюдение за проезжающим транспортом во время прогулок.

Октябрь 2013 - май 2014.
3 Экспериментирование,

моделирование

«Почему колесо круглое?».

«Тонет – не тонет» свойства различны материалов.

«Такие разные машины» - конструирование из различных видов конструктора.

«Грузовик, трактор» - моделирование из подручных материалов.

«Конструкторское бюро» - плоскостное конструирование – аппликация.

Октябрь 2013-

май 2014.

4 Игра

Дидактические игры:

«Угадай транспорт»,

«Мы – водители»,

«Играй да смекай!»,

«Подумай — отгадай»,

«Законы улиц и дорог»,

«Собери дорожные ситуации»,

«Светофор»,

«Безопасный город»,

«Транспорт»,

«Наша улица»,

«Наш друг постовой»,

«Угадай знак». 

Настольно-печатные игры:

«Летит, плывёт, едет», «Дорожные знаки»,

«Дорожная азбука»,

«За рулём»,

«Красный, жёлтый, зелёный».

Сюжетно-ролевые игры:

«Пешеходы»,

«Пассажиры»,

«Службы спасения»,

«Автобус».

Подвижные игры:

«Цветные автомобили»,

«Машины»,

«Светофор» игра – эстафета,

«Мы юные автомобилисты», 

«Стоп»,

«Пешеходы и водители».

 Игры на макете улиц:

«Найди безопасный путь»,

«Где мое место?», 

«Путаница», 

«Дорожный экзамен»,

«Выполни поручение», 

«Повороты»,

«Как проехать?». 

Октябрь 2013 - май 2014.
5 Самостоятельная работа детей игры в уголке ПДД с различными моделями транспорта, макетом улицы;

наблюдение за машинами и светофором;

продуктивная деятельность в уголках изодеятельности, конструирования;

работа в книжном уголке; рассматривание плакатов, картинок, предметных картинок;

использование дидактических и настольно – печатных игр;

организация сюжетно – ролевых и

подвижных игр.

Октябрь 2013 - май 2014.
6 Взаимодействие с родителями Анкетирование с целью выявить уровень знаний по данной теме.

Папка – передвижка «Основы безопасного поведения на дороге, в транспорте».

Родительское собрание «Дорога, ребёнок, безопасность».

Памятки – рекомендации: «Безопасность детей в автомобиле», «Аккуратность на дороге вас спасет».

Консультации:

«Воспитаем грамотного пешехода»,

«Легко ли научить ребёнка правильно вестисебя на дороге?»,

«Игры с детьми по ПДД».

Встречи с инспектором ГИБДД.

Выставки рисунков «Дорожные знаки», «Машина нашей семьи».

Изготовление макетов зданий для общегруппового макета «Улицы нашего посёлка».

Оказание помощи в создании «Музея транспорта».

Сентябрь 2013.

 

Октябрь 2013.

 

Ноябрь 2013.

 

Декабрь 2013.

 

 

Март 2014.

Октябрь 2013.

Февраль 2014.

Май 2014.

Ноябрь 2013, апрель 2014.

Январь, март 2014.

Ноябрь 2013.

 

 

Март – апрель 2014.

 

7 Групповое обсуждение Выставки рисунков «Дорожные знаки»,

«Машина нашей семьи».

Презентация мультимедийного пособия «Транспорт».

Итоговое открытое мероприятии «Мы знаем ПДД».

Январь, март 2014.

Апрель 2014.

Май 2014.

 

 

15 Форма проведения презентации
Выставки рисунков «Дорожные знаки», «Машина нашей семьи».
Создание «Музея транспорта», макета «Улицы нашего посёлка».
Презентация мультимедийного пособия «Транспорт».
Итоговое открытое мероприятии «Мы знаем ПДД».

 

Работа над проектом закончена, но процесс формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности, профилактике ДТП продолжается. За время проведения проекта я создала в своей группе условия для формирования у дошкольников системы знаний безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети стали обращать внимание не только на свое поведение на улице, но и на поведение своих сверстников. Формируются устойчивые знания и практические навыки в вопросах соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

К концу проекта у моих воспитанников сформировываются следующие качества:

  1. умение решать дорожно-транспортные ситуации;
  2. наличие знаний правил дорожной безопасности;
  3. умение быть пешеходом, способным безопасным путем ходить в детский сад.

Результаты мониторинга в мае 2014 года показали, что 32% детей освоили программу по высокому уровню, 48% по оптимальному, 20% по среднему. Я знаю, что дети других групп проявляют интерес к тому, что происходит в нашей группе во время работы клуба. Родители говорят о том, что дети выражают желание прийти на наши занятия поиграть, посмотреть, что – то сделать своими руками. Я только приветствую такое пополнение клуба «Друзья светофора». Мне хотелось бы в этом учебном году расширить состав членов клуба, привлекая детей и из других групп. Заметно изменилось отношение родителей к правилам безопасного поведения на дороге. В результате проводимой работы, родители меняют свою позицию к значимости данной проблемы и становятся моими первыми помощниками в решении поставленных мною задач. Результаты майского анкетирования показали, что 96% родителей стали вплотную заниматься с детьми вопросами обучения безопасному поведению на дороге в целях профилактики ДТП. Хочется, надеется, что для моих воспитанников безопасное поведение на улице станет нормой жизни.

 

Список использованных источников и интернет – ресурсов.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2007.-144с.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.- 95,[2]с.

3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., Просвещение, 2010. - 94с.

4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2008. - 64с.

5. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96с.

6. Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года» (с изменениями на 30 сентября 2013 года). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/945017944

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012.- 333с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105643/

10. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70149350/

11.Фролова Н.В. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России. Анализ современных программ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/550284/

12. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007. - 80с.

13. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 79с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы (Опыт работы Макоевой З.Б.) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению...

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»

Читайте также

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного…

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Цель: Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия (с элементами музицирования)

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...