Педагогический проект «Русский уклад»
Детей старшего дошкольного возраста
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Г.Н. Волков
Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный, групповой, межгрупповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта
Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Гипотеза реализации проекта
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Цель проекта
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи проекта
- Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
- Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, коляда, масленица.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
Предполагаемый результат проекта
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- Имеют представления о традициях русского народа;
- Осознают принадлежность к своему народу;
- Используют в активной речи устный народный фольклор;
- Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
- Имеют представления о национальном костюме русского народа;
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
- Диагностика;
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
- Составление плана основного этапа проектирования;
- Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
- Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
- Совместная деятельность с детьми;
- Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
- Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
3. Завершающий этап
- Совместная с детьми деятельность;
- Участие в праздниках, обрядах;
- Диагностика;
- Оформление материалы проекта;
- Подготовка презентации для выступления из опыта работы.
Обеспечение проекта
- Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
- Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
- Наглядно-дидактическое:предметы русского быта,фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
Содержание проекта
Тема |
Содержание |
Работа с родителями |
Срок выполнения |
Диагностика |
Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, коляда, масленица, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров |
Анкетирование |
Сентябрь |
Рукам работа – душе праздник |
Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа
Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей
Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки
Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями
Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность
Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности
Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость |
Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия
Консультация «Устное народное творчество» Изготовление поделок к ярмарке |
Октябрь |
Мило тому, у кого много всего в дому |
Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа
Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» - закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа
Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность
Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций |
Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»
Стендовый доклад «Русское чаепитие» |
Ноябрь |
Русский наряд |
Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Моделирование русского костюма – развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды
Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения
Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Подвижные игры «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями |
Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу», альбом «Русский народный костюм» |
Декабрь |
Веселая Коляда |
Общение с использованием презентации «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания
Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения
Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями |
Консультация «Как колядовали в старину»
Помощь и участие в рождественских колядках |
Январь |
Масленица-Комоедица |
Беседа«Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины
Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа
Разучивание закличек - развиватьэмоциональное восприятие текста, чувство родного языка
Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности,воспитывать доброжелательные, партнерские отношения
Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями |
Консультация «Масленичная неделя» Помощь и участие в проведении праздника |
Февраль |
Полна хата детей, так и счастливо в ней |
Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки
Слушание и разучивание колыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения
Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре
Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен |
Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»
Общение родителей с детьми «История твоего имени»
Изготовление паспорта «Мое имя» Помощь в организации и участие в обряде |
Март |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов в ходе реализации проекта
Фамилия, имя ребенка |
Проявляет интерес к изучению русской народной культуры |
Имеет представление о старинных предметах быта и их назначение |
Умеет играть в народные игры. Использует малые фольклорные жанры |
Имеет представления о национальном костюме русского народа (сарафан, рубаха, кокошник, платок пояс, лапти, валенки) |
Имеет представления о традициях проведения Колядок, Масленицы, обряда наречения имени |
Итоговый показатель |
||||||
Итоговый показатель |
Используемая литература:
- Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
- Рубец, Е.А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к.п.н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.
- Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость) http://az.lib.ru
Интернет-источники:
- http://slavyanskaya-kultura.ru
- http://www.ethnomuseum.
Читайте также |
---|
Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…
Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников
Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…
Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...
Детские сказки дома и в детском саду
Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...