Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
В старшей группе
Общий замысел проекта характеризуется следующими задачами:
- Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
- Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить динамику уровня сформированности навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Авторы проекта: Алексашина С.В.
Вид и тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Место проведения: ст. группа № 52, Д/С № 207 «Эдельвейс», г.о. Тольятти
Сроки проведения: с 1.12.10 по 20.10.11г.
Режим работы: в течение всего дня (на занятиях и вне занятий).
Количество участников проекта: 2 воспитателя, дети группы, коллектив детского сада.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: мониторинг в начале и в конце проекта, беседы, занятия, игровые упражнения, консультации для воспитателей.
Ожидаемые результаты: по окончанию проекта дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.
Цель проекта: научно обосновать и экспериментально проверить, что при создании специальных педагогических условий, повысится уровень сформированности знаний и навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность нашего проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:
- потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования
- объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной нами проблемы мы определили следующие задачи по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста:
— формирование навыка культуры поведения за столом в соответствии с правилами;
— развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;
— воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида.
Таким образом, исходя из обоснованных нами педагогических условий мы выявили уровень сформированности навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста на основании диагностики Г.В. Белокуровой.
По результатам диагностики мы выявили что у детей старшего дошкольного возраста очень низкий уровень сформированности навыков столового этикета который составляет 50%, средний 35%, высокий всего 15%. Для усовершенствования навыков столового этикета мы разработали Программу формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из четырех этапов.
Первый этап
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета
- осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий,
- закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов,
- оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.
Второй этап
Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Мы оснастили Центр этикета в группе следующими предметами:
А) предметы необходимые для сервировки и украшения стола:
- сервиз (предметы посуды-розетки, вазочки, чайник, поднос, ложечки, чайные пары и т.д.);
- салфетницы - разной формы и цвета;
- комплект скатертей (различной формы и цвета);
- комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);
- красивые переднички, кокошники, ленточки;
- природный искусственный материал для составления композиций букетов.
Б) набор дидактического материала:
- схемы складывания салфеток;
- схемы сервировки стола;
- иллюстрации и фотографии композиций из цветов для украшения стола;
- д/игры и д/упражнения по столовому этикету;
- картинки-путаницы «Что неправильно» (на темы столового этикета).
Третий этап
Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:
- «Встреча со страной хороших манер».
- «Поведение за столом».
- «Поведение за столом» (продолжение предыдущего занятия).
- «Ее острейшее величество» (история вилки).
- «Украшение праздничного стола» (история салфетки).
- «Накроем стол к чаю с конфетами».
- Викторина «Знатоки этикета».
Занятия проводились в течение 35-40 минут, один раз в неделю в первой половине дня. В некоторые занятия вводился сказочный персонаж, в каких-то занятиях дети участвовали сами. Это привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие на занятии.
Цикл этических бесед включал в себя беседы на следующие темы:
- «Правильно ли поступил Буратино» (т. «Поведение за столом»).
- «Что видел Буратино» (т. «Посуда и столовые приборы»).
- «Мальвина приходит на помощь» (т. «Как правильно и красиво накрыть стол»).
- «Традиции и обычаи чаепития в России» (т. «Чайный этикет»).
- «Чаепитие друзей» (т. «Особенности чайного этикета»).
Беседы проводились в течение 20-30 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи, что привлекало детей, вызывало эмоциональный подъем и активное участие в процессе беседы. Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.
Четвертый этап
Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов.
Тематика упражнений:
- «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».
- «Съедим кусочек хлеба».
- «Сервировка стола».
- «Моя помощница- салфетка».
- «Вкусный суп придает нам силы».
- «Все за стол».
Упражнения проводились 20 – 25 минут по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.
В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, включающей в себя поведение серии этических занятий, цикла этических бесед и упражнений, мы заметили следующие изменения:
- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;
- дети освоили правила сервировки стола;
- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;
- дети научились соблюдать правила столового этикета;
- дети овладели правилами культуры еды.
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них навыков столового этикета, мы параллельно работали с педагогами ДОУ в рамках данной проблемы. Формы работы, которые мы предложили педагогам были следующие:
- Беседа на тему «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета».
- Консультации на темы.
- «Правила проведения занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста».
- «Правила пользования столовыми приборами в детском саду».
- «Поведение за столом».
- «Традиции и обычаи чаепития в России».
- Практические упражнения.
Проведенный нами мониторинг на этапе контрольного среза позволили решить поставленную цель, объективно изучить уровень сформированностинавыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста и выявить динамику уровня сформированности навыков столового этикета у детей после проведения формирующей работы.
Динамику формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, которая была выявлена по окончанию проведенной формирующей работы, можно увидеть в таблице и на рисунке.
Таблица - Динамика уровня сформированности навыков столового этикета
Количество детей |
Уровень сформированности навыков столового этикета |
|||||
ВУ |
СУ |
НУ |
||||
КЭ |
КС |
КЭ |
КС |
КЭ |
КС |
|
20 |
5 |
8 |
7 |
9 |
8 |
3 |
100% |
25% |
40% |
35% |
45% |
40% |
15% |
Рис. Динамика уровня сформированности навыков столового этикета
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной, о чем свидетельствуют следующие количественные данные: показатель высокого уровня сформированности навыков столового этикета повысился на 15%, показатель среднего уровня повысился на 10%, показатель низкого уровня сформированности навыков столового этикета снизился на 25%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная нами формирующая работа по реализации проекта педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной.
Презентация проекта: проведение викторины «Знатоки столового этикета» совместно с родителями.
Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.
Файл с презентацией можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...
Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с…
Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с детьми подготовительной группы «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо...