Проект «Детство, опалённое войной»
Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.
Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.
Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 70-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.
Гипотеза:
Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».
В результате работы над проектом воспитанники узнают о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: Как Великая Отечественная война отразилась на судьбах детей? Какие растения спасали от голодной смерти детей во время войны? Какие памятники увековечили детей войны? Как художественная литература (стихотворения и рассказы) отражают картины военного детства? Как художники кистью и красками рассказывают нам о детях войны? Как война отразилась на семьях воспитанников?
Проект рассчитан на педагогов, детей старших групп (5-6 лет) «Буратино», «Цыплёнок» и их родителей и людей старшего поколения.
Тип проекта: долгосрочный (ноябрь-май), информационно-исследовательский.
Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: материалы историко-краеведческого музея, семейный архив.
Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
- Продолжать работу клуба молодой семьи на базе ДОУ.
- Организация поисковой, исследовательской деятельности детей и родителей.
- Помочь лучше узнать историю России, историю малой родины, своей семьи.
- Умение представить результаты своей работы перед слушателями.
- Гармонизация внутрисемейных отношений.
В течение реализации проекта предусматриваются: экскурсии по городу, мероприятия в краеведческом музее, познавательные занятия и беседы по теме, чтение книг о пионерах-героях, о детях в годы войны, рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.
2. Собрать информацию о памятниках детям, погибших в годы Великой Отечественной войны.
4. Сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет.
Поэтому данный проект мы проведём в три этапа.
1 этап: Подготовительный.
1. Выявление проблемы.
2. Разработка и утверждение плана мероприятий на тему «Детство, опалённое войной».
3. Анкетирование среди родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»
2 этап: Организационный
1. Создание в группах уголков "Никто не забыт и ничто не забыто".
2. Проведение мероприятий, согласно разработанного плана.
3 этап: Завершающий.
1. Конференция для детей, их родителей и старшего поколения «Детство, опалённое войной».
2. Выставка рисунков «Миру - мир!».
3. Подведение итогов. Определение перспектив.
Ресурсы проекта:
Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (хроники с песнями) военных лет, ноутбук, художественная литература, по теме Великой Отечественной войне.
Описание видов деятельности | Дата проведения | Ожидаемые результаты |
1 этап.
- Родительское собрание (Обсуждение с родителями вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью).
- Изучение литературы.
- Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы «Детство, опалённое войной».
- Анкетирование по данному вопросу (дети, родители, педагоги). |
Ноябрь 2014г. |
Решение собрания: реализовать информационно-исследовательский проект.
Рекомендации родителям: Собрать информацию о детях войны, о их жизни, о памятниках детям войны. Подобрать фото, иллюстрации, книги.
Создание библиотеки книг для чтения педагогам и детям о детях в годы Великой Отечественной войны. |
2 этап. Создание в группе патриотического уголка "Никто не забыт и ничто не забыто" |
Ноябрь 2014г. | Создание библиотеки книг для чтения детям о детях в годы Великой Отечественной войны. |
Познавательные мероприятия на патриотическую тему. («У войны не детское лицо», «Война –это страшно», «Юные герои», «Памятники героям») | В течение реализации проекта | Конспекты мероприятий. |
Чтение художественных произведений о детях войны. | В течение реализации проекта | Создание библиотеки. |
Показ презентации о пионерах героях. | Декабрь. | Презентации о жизни детей и подростков, об их судьбе |
Встреча с земляками- детьми военного времени. | Декабрь | Фоторепортаж. |
Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война» | Январь.2015г. | Выставка рисунков. |
Беседа о дикорастущих растениях, которые спасали от голодной смерти детей во время войны. | Январь 2015г. | Презентация.Альбом «Растения- спасатели». |
Лыжные соревнования:«Малые Кузинские гонки» (на базе детского сада)Участие в районных соревнованиях «Малые Кузинские гонки». Участие в областных лыжных соревнованиях на приз чемпиона олимпийских игр В.С.Кузина. |
Февраль – март 2015г. | Участие в соревнованиях. |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Февраль 2015г. | Сценарий игры. |
Слушание музыкальных произведений о войне. | В течение реализации проекта. | Список музыкальных произведений. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Игрушки наших дедов» | Февраль 2015г. | Фоторепортаж. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Письма с фронта» | Март 2015г. | Фоторепортаж. |
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. | Апрель 2015г. | Папка иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Наша память» |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема:«Памятники и обелиски на Мезени» | Апрель 2015г. | Фоторепортаж. |
Акция «Подарок ветерану!» | Май 2015г. | Фоторепортаж. |
Экскурсия к обелиску павшим воинам. Возложение цветов (дети, родители, педагоги, старшее поколение.) |
9 Мая 2015г. | Участие в митинге 9 Мая.Фоторепортаж. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема:«Мезенские дети в годы войны» | Май 2015г. | Фоторепортаж. |
3 этап.Конференция для детей и родителей «Детство, опалённое войной» | Май 2015г. | Сценарий конференции. Фоторепортаж. Презентация исследовательских работ, выполненные детьми и их родителями. |
Выставка рисунков «Миру - мир!» | Май 2015г. | Рисунки детей. |
Дальнейшее развитие проекта.
- Продолжать работу по развитию проекта «Детство, опалённое войной». Разработать план на следующий учебный год по данной теме.
Распространение опыта работы.
Обобщение опыта работы представить на районном семинаре. Информацию о реализации проекта поместить на сайте детского сада и в газете ДОУ «Улыбка».
Ожидаемые результаты.
Для педагогов:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- Усвоение алгоритма создания проекта. (1 этап - Информационно- аналитический, 2 этап- Практический, 3 этап- Контрольно- оценочный.)
- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
Для детей:
- Тесное общение детей, родителей и людей старшего возраста.
- Осознание значимости исторических событий. Гордость за свой народ, за свою семью.
- Осознание ценности человеческой жизни.
- Включение в исследовательскую деятельность.
Для родителей и людей старшего поколения.
- Осуществление связи поколений.
- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
- Включение в исследовательскую деятельность.
Список используемой литературы:
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая группа. 2001 г. Москва.
- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». 2006 г.
- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» - издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Мезень-край поморский: (Очерки)- Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во,1980г.
- Великой победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е.Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Читайте также |
---|
Лепбук «Осень»
Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...
Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…
Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...