Проект «Детство, опалённое войной»

 

Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.

Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.

Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 70-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

Гипотеза:
Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».
В результате работы над проектом воспитанники узнают о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: Как Великая Отечественная война отразилась на судьбах детей? Какие растения спасали от голодной смерти детей во время войны? Какие памятники увековечили детей войны? Как художественная литература (стихотворения и рассказы) отражают картины военного детства? Как художники кистью и красками рассказывают нам о детях войны? Как война отразилась на семьях воспитанников?
Проект рассчитан на педагогов, детей старших групп (5-6 лет) «Буратино», «Цыплёнок» и их родителей и людей старшего поколения.
Тип проекта: долгосрочный (ноябрь-май), информационно-исследовательский.
Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: материалы историко-краеведческого музея, семейный архив.
Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Задачи:
- Продолжать работу клуба молодой семьи на базе ДОУ.
- Организация поисковой, исследовательской деятельности детей и родителей.
- Помочь лучше узнать историю России, историю малой родины, своей семьи.
- Умение представить результаты своей работы перед слушателями.
- Гармонизация внутрисемейных отношений.
В течение реализации проекта предусматриваются: экскурсии по городу, мероприятия в краеведческом музее, познавательные занятия и беседы по теме, чтение книг о пионерах-героях, о детях в годы войны, рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.
2. Собрать информацию о памятниках детям, погибших в годы Великой Отечественной войны.
4. Сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет.
Поэтому данный проект мы проведём в три этапа.

 

1 этап: Подготовительный.

1. Выявление проблемы.

2. Разработка и утверждение плана мероприятий на тему «Детство, опалённое войной».

3. Анкетирование среди родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»

2 этап: Организационный

1. Создание в группах уголков "Никто не забыт и ничто не забыто".

2. Проведение мероприятий, согласно разработанного плана.

3 этап: Завершающий.

1. Конференция для детей, их родителей и старшего поколения «Детство, опалённое войной».

2. Выставка рисунков «Миру - мир!».

3. Подведение итогов. Определение перспектив.

Ресурсы проекта:

Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (хроники с песнями) военных лет, ноутбук, художественная литература, по теме Великой Отечественной войне.

 

Описание видов деятельности Дата проведения Ожидаемые результаты

1 этап.

 

- Родительское собрание (Обсуждение с родителями вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью).

 

- Изучение литературы.

 

 

- Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы «Детство, опалённое войной».

 

- Анкетирование по данному вопросу (дети, родители, педагоги).

Ноябрь 2014г.

Решение собрания: реализовать информационно-исследовательский проект.

 

Рекомендации родителям: Собрать информацию о детях войны, о их жизни, о памятниках детям войны.

Подобрать фото, иллюстрации, книги.

 

Создание библиотеки книг для чтения педагогам и детям о детях в годы Великой Отечественной войны.

2 этап.

Создание в группе патриотического уголка "Никто не забыт и ничто не забыто"

Ноябрь 2014г. Создание библиотеки книг для чтения детям о детях в годы Великой Отечественной войны.
Познавательные мероприятия на патриотическую тему. («У войны не детское лицо», «Война –это страшно», «Юные герои», «Памятники героям») В течение реализации проекта Конспекты мероприятий.
Чтение художественных произведений о детях войны. В течение реализации проекта Создание библиотеки.
Показ презентации о пионерах героях. Декабрь. Презентации о жизни детей и подростков, об их судьбе
Встреча с земляками- детьми военного времени. Декабрь Фоторепортаж.
Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война» Январь.2015г. Выставка рисунков.
Беседа о дикорастущих растениях, которые спасали от голодной смерти детей во время войны. Январь 2015г. Презентация.Альбом «Растения- спасатели».

Лыжные соревнования:«Малые Кузинские гонки» (на базе детского сада)Участие в районных соревнованиях «Малые Кузинские гонки».

Участие в областных лыжных соревнованиях на приз чемпиона олимпийских игр В.С.Кузина.

Февраль – март 2015г. Участие в соревнованиях.
Военно-спортивная игра «Зарница» Февраль 2015г. Сценарий игры.
Слушание музыкальных произведений о войне. В течение реализации проекта. Список музыкальных произведений.
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Игрушки наших дедов» Февраль 2015г. Фоторепортаж.
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Письма с фронта» Март 2015г. Фоторепортаж.
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Апрель 2015г. Папка иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Наша память»
Экскурсия в краеведческий музей. Тема:«Памятники и обелиски на Мезени» Апрель 2015г. Фоторепортаж.
Акция «Подарок ветерану!» Май 2015г. Фоторепортаж.

Экскурсия к обелиску павшим воинам.

Возложение цветов (дети, родители, педагоги, старшее поколение.)

9 Мая 2015г. Участие в митинге 9 Мая.Фоторепортаж.
Экскурсия в краеведческий музей. Тема:«Мезенские дети в годы войны» Май 2015г. Фоторепортаж.
3 этап.Конференция для детей и родителей «Детство, опалённое войной» Май 2015г. Сценарий конференции. Фоторепортаж. Презентация исследовательских работ, выполненные детьми и их родителями.
Выставка рисунков «Миру - мир!» Май 2015г. Рисунки детей.

 

Дальнейшее развитие проекта.

- Продолжать работу по развитию проекта «Детство, опалённое войной». Разработать план на следующий учебный год по данной теме.

Распространение опыта работы.

Обобщение опыта работы представить на районном семинаре. Информацию о реализации проекта поместить на сайте детского сада и в газете ДОУ «Улыбка».

Ожидаемые результаты.

Для педагогов:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Усвоение алгоритма создания проекта. (1 этап - Информационно- аналитический, 2 этап- Практический, 3 этап- Контрольно- оценочный.)

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

Для детей:

- Тесное общение детей, родителей и людей старшего возраста.

- Осознание значимости исторических событий. Гордость за свой народ, за свою семью.

- Осознание ценности человеческой жизни.

- Включение в исследовательскую деятельность.

Для родителей и людей старшего поколения.

- Осуществление связи поколений.

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

- Включение в исследовательскую деятельность.

 

Список используемой литературы:

- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая группа. 2001 г. Москва.

- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». 2006 г.

- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» - издательство ГНОМ и Д, 2010.

- Мезень-край поморский: (Очерки)- Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во,1980г.

- Великой победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е.Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Читайте также

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...