Педагогический проект на тему:
«Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей возникновения русской тряпичной куклы»

 

Аннотация проекта

В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций, обучения их навыкам мастерства. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. В ходе реализации данного проекта дети узнают названия разных видов народных кукол, знакомятся со схемами и способами их изготовления. сами учатся делать народные куклы. Путем исследования знакомятся с разными видами тканей. также дети знакомятся с историей возникновения народной куклы, узнают что в каждом регионе одна и также кукла изготавливается по разному. В процессе игры с народной куклой ребенок получает интеллектуальное и духовное развитие.

 

План работы

 

Мероприятие

Сроки выполнения

Рассматривание иллюстраций с изображением тряпичных кукол

2 дня

Приобретение и подготовка ткани, лоскутков, ленточек

3 дня

Беседы с бабушками, мамами

3 дня

Консультация для родителей «Роль куклы в духовном развитии детей»

3 дня

Чтение художественной литературы, научной информации о истории игрушек

На протяжении всего проекта

Проведение игр (сюжетных, дидактических, пальчиковых) на тему «Моя любимая кукла»

На протяжении всего проекта

Привлечение родителей к сбору информации о куклах

2 недели

Подведение итогов

3 дня

Сбор необходимых рисунков, фотографий, информации для изготовления альбома

На протяжении всего проекта

Подготовка и презентация альбома, выставка рисунков

3 недели

Конференция (совместно с детьми и родителями)

1 день

Заключительная беседа, подведение итогов

1 день

Проведение диагностики после завершения проекта

1 неделя

Организация акции «Подари куклу сироте», выставки кукол «Наши любимые куклы». Изготовление газеты «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», альбома «Куклы народов Поволжья».

На протяжении всего проекта

 

Цель :

познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей

различать игрушки, знать характерные особенности разныхпромыслов.

Задачи:

  • закреплять у детей навыки коллективной деятельности, учить распределять роли, учитывая интересы всех играющих, учить выстраивать сюжет игры;
  • познакомить с народными традициями, праздниками, обрядами, прививать любовь к русскому народному фольклору;
  • учить детей делать тряпичную куклу;
  • продолжать учить выстраивать сюжет игры, побуждать применять в деятельности полученные знания, (колыбельные песенки, потешки, прибаутки);
  • развивать связную монологическую речь, закреплять знания детей о
  •  разных куклах (современные, сувенирные, тряпичные и т).

Анализ проблемы

Лиза и Илюша показывают нечто похожее на… Не могу сказать, на что это похоже (в середину носового платка положили яйцо от киндер- сюрприза, перетянули платок резинкой для волос.

- Это, Галина Геннадьевна, куколки!

- Что-то не очень-то похоже, может глазки нарисую или ротик?

- Нет, не надо! Они сейчас грустные, видите? (Честно говоря, не вижу ничего) -А потом, завтра, они веселенькие будут.

Проблема

Нужны современным детям куклы их бабушек? Из чего делали в старину кукол?

Этапы работы над проектом

«Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей возникновения русской тряпичной куклы».

 

Этап работы

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

I Погружение в проект

Цель – подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи: познакомить детей с 

разнообразием 

русских народных 

игрушек; учить детей различать

игрушки, знать 

характерные

 особенности

 разных промыслов

Определяет цель, задачи, срок проведения, составляет плана проведения проекта.

Вывешивает текст объявления о проведении проекта в группе.

Подбирает литературу, дидактические игры, иллюстрации, оборудование.

Проводит консультацию с родителями «куклы наших бабушек».

Обсуждают тему, ставят задачи. Спрашивают бабушек про их кукол.

Слушание произведений о играх детей.

Просмотр выставки «Куклы наших бабушек»

Мотивируют детей. Рассматривают дома старые куклы, беседуют с бабушками по теме.

Чтение художественной литературы детям.

II. Планирование деятельности.

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня действий и результатов.

Задачи:

Определение источников информации, способов сбора.

Распределение задач между детьми.

Направляет процесс поиска информации.

Обсуждают проблему и способы достижения, выстраивают план проекта.

Круглый стол «Какая игрушка милее? Почему?»

Консультируют в процессе поиска детей.

III. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель – разработка проекта.

Задачи:

Деятельность детей под руководством воспитателя в достижении поставленной проблемы.

Проводит:

Беседа «Куклы наших бабушек», «Из чего можно сделать куклу»

Провести эксперимент «Какую куклу возьмет малыш?».

Дидактические игры

«Одень куклу»,

«Кто лишний»

«Чья кукла?»

Является организатором и руководителем действий в группе.

Сбор материала для изготовления тряпичных кукол.

Выпуск газеты

«Любимая кукла моей бабушки».

Участие в изготовлении кукол.

Изготовление кукол для детей младшей группы.

Вопросы:

- Для чего нужна кукла?

- Кому нужна кукла?

- После дарения кукол малышам дети свои впечатления и наблюдения дети зарисовывают.

Изготовление газеты «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла»;

Акция «Подари куклу сироте».

Изготовление кукол родителями и детьми дома и участие в «Народное творчество».

Заготавливают материал для изготовления кукол. Принимают участие в изготовлении газеты.

IV.

Оформление результатов

Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений и навыков.

Наблюдает, советует, помогает в обеспечении, создает чувство успеха, подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Альбом «Куклы народов Поволжья».

Организация выставки кукол «Наши любимые куклы».

Помогают в обеспечении проекта

V. Презентация

Цель демонстрация материалов.

Задачи:

- Подготовка презентационных материалов,

-Презентация.

Разрабатывает и организует совместную деятельность детей и взрослых в празднике «Подари куклу малышу».

Обобщает полученные результаты,

Подводит итоги.

Участвуют в празднике.

Высказываю мнение о проведении проекта. Демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать работу, способы решения, рефлексию деятельности, результат.

Консультируют, помогают оказывать помощь, выступают в качестве эксперта, принимают участие в празднике.

VI Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

Коллективное обсуждение, самоанализ проектной деятельности.

Готовит беседу об итогах проекта, оценивает ребят, мотивирует на продолжение ведения проектной деятельности. Наблюдает, направляет процесс.

Принимают участие, высказывают мнение в коллективном и индивидуальном обсуждении.

Помогают в оформление отчета.

 

Литература:

  1. И.Н. Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции. 
  2. Народная кукла». Санкт-Петербург «Паритет» 2005г
  3. «Российский Этнографический музей – детям», 
  4. методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных
  5.  учреждений Санкт-Петербург, «Детство – ПРЕС» 2001г. стр.122-129.
  6. Журнал «Народное творчество» №3, 2003г., Нина Осипова, стр. 29-31
  7. О.Л. Князева, М.Д Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Журналы «Дошкольное воспитание»
  9. Бударина Т.А., Маркееева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчество». СПб, «Детство-пресс».2001г.

Интернет- ресурсы:

  1. http://dob.1september.ru.
  2. http://ivalex.vistcom.
  3. http://nvobrazovanie.ru.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Цветы. Подбери по цвету»

«Цветы. Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Цветы. Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Читайте также

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...