Проект: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр»

 

Содержание

I. Введение.

1.1. Анализ внешней ситуации.

1.2. Анализ внутренней ситуации.

II. Основная часть.

2.1.Аннотация проекта.

2.2.Целеполагание.

2.3. Этапы и сроки реализации проекта.

2.3.1.Перспективный план дидактических игр.

2.3.2. Методы и приемы работы с детьми ОНР.

2.3.3. Образовательные технологии.

2.3.4. Формы организации с детьми и с родителями.

2.3.5. Модель взаимодействия.

2.4. Мониторинг.

2.5. Результаты проекта.

2.5.1. Практическая значимость проекта.

2.5.2. Перспективы развития проекта.

III. Заключение.

Список литературы.

 

I. Введение

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка, занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В.П.Вахтеров – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П.Феофанов, Н.И.Жинкин, И.О.Синица. Проблемами развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Ф.А.Сохина, А.Н.Гвоздева и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина, О.С.Ушакова.

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом. Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

 

Актуальность

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников с ОНР со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

Современные ФГОС и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка с общим недоразвитием речи. Процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию младших дошкольников с ОНР должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

  • Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка с общим недоразвитием речи и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимым для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе;
  • Успешность познавательного процесса определяется уровнем развития сенсорных процессов;
  • Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей с общим недоразвитием речи;
  • Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития младших дошкольников.

Объект исследования выступает сенсорное развитие детей младшего возраста с общим недоразвитием речи.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с ОНР опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорных способностей у таких детей будет протекать более успешно.

 

1.1. Анализ внешней ситуации

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Сегодня имеются большой выбор методической литературы по развитию сенсорных способностей. Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры - вопрос мало изучен.

 

1.2. Анализ внутренней ситуации

В средней группе «Гномики» 15 детей. Из них 9 девочек и 6 мальчиков. Все дети с нарушением речи. Большинство детей посещают МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» с первой младшей группы, некоторые со второй младшей группы. Детей направляют в детский сад после ПМК. В группе идет активная работа воспитателя, логопеда и психолога. Мы работаем по программе Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с ОНР (с 4х до 7 лет)». МБДОУ расположено по адресу: гор. Чебоксары, бульвар Юго-Западный д.15 в экологически чистом районе.

В группе мы стараемся создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности. В группе создан сенсомоторный уголок. Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Имеются массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”.

Работу по сенсорному воспитанию осуществляем в ходе режимных моментов, дидактических играх, на занятиях. В ходе своей работы я убедилась в том, что у детей с нарушением речи навыки обследования предмета недостаточно развиты, знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные, а также недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей.

Вывод: проблему развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством дидактической игры попытаюсь решить.

 

II. Основная часть

 

2.1. Аннотация проекта

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста с ОНР. Дети знакомятся с эталоном сенсорного развития через дидактические игры. Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.

 

2.2. Целеполагание

Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разработать цели, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.

 

Цель проекта

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Формирование познавательной речевой активности детей младшего дошкольного возраста с ОНР через активизацию родителей по теме «Сенсорное воспитание».

 

Задачи проекта

  • Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
  • Составить перспективное планирование;
  • Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;
  • Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т.д.);
  • Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;
  • Разработать методические рекомендации для родителей;
  • Оценить результаты проделанной работы.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Читайте также

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...