Проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России» 

 

План

  1. Анализ ситуации.
  2. Проблема.
  3. Планируемые результаты.
  4. Система работы.
  5. Диагностический инструментарий.
  6. Условия, обеспечивающие результаты.
  7. Список использованных источников.
  8. Приложение.

 

Анализ ситуации.

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, через развитие музыкально - художественной деятельности в детском саду (в соответствии с содержанием образовательной области «Музыка» ФГТ ).

 

Проблема.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

 

Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста (праздник Масленица).

 

Задачи проекта:

дидактические: формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа;

развивающие:способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.

 

Целевая аудитория проекта:

Музыкальный руководитель;

Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп;

Родители, дети от 5 до 7 лет.

 

Тип проекта:

по методу: творческий;

по содержанию:дошкольник, общество и его культурные ценности;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: краткосрочный.

 

Планируемые результаты.

По каждой из задач музыкально – художественной деятельности планируется достижение у детей следующих результатов:

- формирование представлений о том, что такое «традиции», ознакомление с традициями русского народа;

- развитие интереса к истории, традициям в жизни людей; развитие поисковой деятельности, творческой активности; коммуникативных навыков;

- воспитание этнокультурной компетентности дошкольников.

 

Система работы.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре, реализуется через образовательную область «Музыка» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Кроме этого мною используются разные технологии О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технология «Элементарного музицирования с дошкольниками» Т.Тютюнникова», технология М.В. Хазовой «Горенка», музыкально - литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Фольклорные праздники» Г. Науменко.

Творческой группой педагогов детского сада разработан перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народно – обрядовыми праздниками России. Для своей практической работы в данном направлении, я использую:

- Развивающую среду в детском саду;

- Различные виды фольклора;

- Как итог, провожу праздники.

Как итог работы над данной проблемой, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению народных праздников в детском саду.

 

Этапы проекта

 

этапы проекта

деятельность педагогов

деятельность детей.

подготовительно - организационный этап

1. формирование проблемы: что такое традиции. откуда берутся традиции, как и из чего складываются.

1. вхождение в проблему.

2. поисковая деятельность о традициях праздника «масленица» в своей семьи.

основной этап.

выполнение проекта:

накопление знаний;

практический этап.

1. совместное планирование деятельности.

2. организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

1. сбор информации.

вопрос: «как на Руси праздновалась масленица? каково значение символов –«масленицы».

1. практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. выполнение проекта.

1.создание мини музея в группе с подборкой предметов быта, костюмов, иллюстраций и т.д. 2.составление и изготовление масленичного календаря.

заключительный

этап.

1. подготовка и проведение театрализованного представления «широкая масленица».

1. театрализованное представление «широкая масленица» -

2. экскурсии в мини музей «русская изба»

4. выставки детских работ

 

Выполнение проекта

 

Разделы программы

Формы и методы работы

Мероприятия

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников.

Ознакомление пословиц и поговорок о Масленице.

Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г.Скребицкий «Четыре времени года»; русская народная сказка «Снегурочка»; русская народная сказка «Про Филю»

Конкурс пословиц и поговорок, загадок

Оформление альбомов «Пословицы и поговорки»; «Песенки-потешки» о Масленице.

Познавательное развитие

Изучение традиций Масленичных гуляний.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Беседы о Масленице, народных костюмах, жилищах, предметах быта.

НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

 Изготовление атрибутов к играм, помощь в их организации

Театрализованная деятельность

Театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников.

Театрализованная представление «Широкой Масленица».

Музыкальная деятельность

Изучение народных песен, танцев.

Неделя Масленичных гуляний.

Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов.

Физическая культура

Изучение народных игр.

Русские народные игры, забавы.

Продуктивная деятельность, рисование

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества;

Работа творческих мастерских (рисунки, поделки).

Работа с родителями

Приёмный уголок «Масленица Прасковейка»

Участие в изготовлении папка передвижки «Широкая Масленица»

Участие в изготовлении атрибутов, декораций к празднику (шумовой оркестр, костюмов)

Участие в театрализованном представлении.

Выставка творческих работ.

Чаепитие с блинами «Сладкий вечер»

Вовлечение в

театрализованное представление «Широкая Масленица»

Взаимосвязь с социумом

Взаимодействие филиалом детской библиотеки № 13,

Со студентами Сф СГЭУ

Экскурсия в мини –музей «Русская изба».

Выступление в театрализованном представлении «Широкая Масленица»

 

Предполагаемый продукт:

Для детей: создание мини-музея «Русская изба» в группе.

Выставки детской деятельности в процессе реализации проекта.

Итоговое мероприятие «Широкая Масленица»

Для педагогов: разработка методических рекомендаций по организации проведения народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях;

трансляция работы по проекту на стендах для родителей в детском саду.

 

Диагностический инструментарий.

Основные результаты музыкально – художественного развития и воспитания воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы (с детьми, родителями);

- анкетирование,

- различные тестовые инструменты,

- самооценочные суждения детей.

Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:

  • Определить уровень сформированности представлений детей о народных традициях;
  • Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
  • Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев в семье.

 

Условия, обеспечивающие результаты

Для приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Мини – музей «Русская изба».
  • Многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Комната сказок, где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Подобраны произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта с различными видами росписей.
  • Составлен план организации и проведения народных праздников, праздников народного календаря.
  • Подобрана библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа и разных народов мира.
  • Сделана картотека народных игр, народных игрушек и национальных кукол.
  • Составлены конспекты мероприятий совместной деятельности с детьми.

Кадровый состав:

  • Педагоги по различным направлениям деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография;

Учебно-методическое обеспечение проекта:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева. «Полная энциклопедия быта русского народа» И. Панкеев, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (для старшей и подготовительной групп), «Наследие» Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, «Наследие» М.Ю. Новицкая, ЭОР (презентации, мультфильм).


Список использованных источников

  1. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991.
  2. «Русский фольклор». Москва, «Художественная литература», 1986.
  3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  5. Бондаренко З.О. «Праздники христианской Руси». Русский народный православный календарь: Справ. изд. Калининград: Кн. Изд-во, 1993.
  6. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
  7. Васильевой М.А., Гербовой В.В.,КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
  9. Даймедина И.П. Поиграем, малыши М., Просвещение, 1992
  10. ЗацепинаМ.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
  11. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.
  12. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  13. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  14. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
  16. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  17. Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

 

Приложения

 

Приложение 1.

План проведения мероприятий Масленичной недели для старшего дошкольного возраста

 

Понедельник – Встреча

 

Работа в музыкальном зале

Работа на погулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

- Электронная презентация «Широкая Масленица» - знакомство детей со значением и обычаями праздника

- разучивание масленичных закличек (старшая. подготовительная группа);

- Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.).

- Торжественная встреча Масленицы;

- Народные подвижные игры: «Малечина –калечина», «Карусель», «Заря»;

- Конкурс на лучшую снежную фигуру

- Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

- загадки о весне и зиме

беседа «Что за праздник, Масленица?»

- рассматривание альбома «Масленица»

- поговорки про масленицу

- заучивание стих-я «Масленица»

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Приёмный уголок «Масленица Прасковейка»

 

Вторник – Заигрыш

 

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

- Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия; - Конкурс частушек «Как на масляной неделе»;

- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

- Катание на санках. –

-Спортивный досуг-развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Разучивание пословиц и поговорок о Масленице.

- беседа «Как отмечать Масленицу»

- разучивание масленичных закличек

- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы

Изготовление атрибутов к празднику (шумелок, трещёток, шуршалок, тёпиков, свистулет)

 

Среда – лакомка

 

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;

- Повтор песни «Как зима с весной повстречалися»

Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия.

- Конкурс рисунков на снегу.

- Игры – состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»;

- Знакомство с символикой блинов.

- Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;

-продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки)

- разучивание стих-я «Про Масленицу»

- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

- Сладкий вечер, Чаепитие с блинами.

 

Четверг – Разгуляй

 

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;

- Разучивание потешек, поговорок, небылиц;

- Инсценировка «Как мужик корову продавал» С.Михалкова.

- Пение русских народных песен.

- Русские народные игры «Горелки», «Кто быстрее на метле», «Два мороза»;

-Катание с ледяной горки.

-игры-эстафеты «Перетягивание каната»

«Снежный тир»

«Кто быстрее на метле»

- Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;

- Изготовление атрибутов к оформлению праздника (ИЗО-разукрашивание блинов).

- слушание песни «Песня блинам»

- Изготовление атрибутов, поделок к оформлению музыкального зала и участков.

 

Пятница – Проводы Масленицы

 

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

- Театрализованное представление «Широкая Масленица»

- Театрализованное представление «Широкая Масленица» на улице.

-Мультфильм «Масленица».

- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;

Праздничное мероприятие с участием родителей: «Широкая Масленица!».

 

Приложение 2

Диагностическая карта

 

Музыкальное воспитание.

 

- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

- знания о разнообразных характерах музыки;

- знания особенностей русских плясок;

- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;

- умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);

- умение придумывать движения, отражающие содержание песни;

- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

- умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.

- знание и умение играть в русские народные игры.

Высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

     

 

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1 балла.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...