Проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России»
План
- Анализ ситуации.
- Проблема.
- Планируемые результаты.
- Система работы.
- Диагностический инструментарий.
- Условия, обеспечивающие результаты.
- Список использованных источников.
- Приложение.
Анализ ситуации.
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, через развитие музыкально - художественной деятельности в детском саду (в соответствии с содержанием образовательной области «Музыка» ФГТ ).
Проблема.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста (праздник Масленица).
Задачи проекта:
дидактические: формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа;
развивающие:способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;
воспитывающие: воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.
Целевая аудитория проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп;
Родители, дети от 5 до 7 лет.
Тип проекта:
по методу: творческий;
по содержанию:дошкольник, общество и его культурные ценности;
по количеству участников: межгрупповой
по продолжительности: краткосрочный.
Планируемые результаты.
По каждой из задач музыкально – художественной деятельности планируется достижение у детей следующих результатов:
- формирование представлений о том, что такое «традиции», ознакомление с традициями русского народа;
- развитие интереса к истории, традициям в жизни людей; развитие поисковой деятельности, творческой активности; коммуникативных навыков;
- воспитание этнокультурной компетентности дошкольников.
Система работы.
Работа по приобщению детей к русской народной культуре, реализуется через образовательную область «Музыка» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Кроме этого мною используются разные технологии О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технология «Элементарного музицирования с дошкольниками» Т.Тютюнникова», технология М.В. Хазовой «Горенка», музыкально - литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Фольклорные праздники» Г. Науменко.
Творческой группой педагогов детского сада разработан перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народно – обрядовыми праздниками России. Для своей практической работы в данном направлении, я использую:
- Развивающую среду в детском саду;
- Различные виды фольклора;
- Как итог, провожу праздники.
Как итог работы над данной проблемой, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению народных праздников в детском саду.
Этапы проекта
этапы проекта |
деятельность педагогов |
деятельность детей. |
подготовительно - организационный этап |
1. формирование проблемы: что такое традиции. откуда берутся традиции, как и из чего складываются. |
1. вхождение в проблему. 2. поисковая деятельность о традициях праздника «масленица» в своей семьи. |
основной этап. выполнение проекта: накопление знаний; практический этап. |
1. совместное планирование деятельности. 2. организация деятельности, помощь в решении поставленных задач. |
1. сбор информации. вопрос: «как на Руси праздновалась масленица? каково значение символов –«масленицы». |
1. практическая помощь в систематизации полученных сведений. 2. выполнение проекта. |
1.создание мини музея в группе с подборкой предметов быта, костюмов, иллюстраций и т.д. 2.составление и изготовление масленичного календаря. |
|
заключительный этап. |
1. подготовка и проведение театрализованного представления «широкая масленица». |
1. театрализованное представление «широкая масленица» - 2. экскурсии в мини музей «русская изба» 4. выставки детских работ |
Выполнение проекта
Разделы программы |
Формы и методы работы |
Мероприятия |
Развитие речи, знакомство с художественной литературой |
Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников. Ознакомление пословиц и поговорок о Масленице. Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г.Скребицкий «Четыре времени года»; русская народная сказка «Снегурочка»; русская народная сказка «Про Филю» |
Конкурс пословиц и поговорок, загадок Оформление альбомов «Пословицы и поговорки»; «Песенки-потешки» о Масленице. |
Познавательное развитие |
Изучение традиций Масленичных гуляний. Изучение народного декоративно-прикладного искусства. |
Беседы о Масленице, народных костюмах, жилищах, предметах быта. НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые и дидактические игры |
Изготовление атрибутов к играм, помощь в их организации |
Театрализованная деятельность |
Театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. |
Театрализованная представление «Широкой Масленица». |
Музыкальная деятельность |
Изучение народных песен, танцев. |
Неделя Масленичных гуляний. Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов. |
Физическая культура |
Изучение народных игр. |
Русские народные игры, забавы. |
Продуктивная деятельность, рисование |
Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления. |
Выставки детского творчества; Работа творческих мастерских (рисунки, поделки). |
Работа с родителями |
Приёмный уголок «Масленица Прасковейка» Участие в изготовлении папка передвижки «Широкая Масленица» Участие в изготовлении атрибутов, декораций к празднику (шумовой оркестр, костюмов) Участие в театрализованном представлении. |
Выставка творческих работ. Чаепитие с блинами «Сладкий вечер» Вовлечение в театрализованное представление «Широкая Масленица» |
Взаимосвязь с социумом |
Взаимодействие филиалом детской библиотеки № 13, Со студентами Сф СГЭУ |
Экскурсия в мини –музей «Русская изба». Выступление в театрализованном представлении «Широкая Масленица» |
Предполагаемый продукт:
Для детей: создание мини-музея «Русская изба» в группе.
Выставки детской деятельности в процессе реализации проекта.
Итоговое мероприятие «Широкая Масленица»
Для педагогов: разработка методических рекомендаций по организации проведения народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях;
трансляция работы по проекту на стендах для родителей в детском саду.
Диагностический инструментарий.
Основные результаты музыкально – художественного развития и воспитания воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы (с детьми, родителями);
- анкетирование,
- различные тестовые инструменты,
- самооценочные суждения детей.
Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:
- Определить уровень сформированности представлений детей о народных традициях;
- Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
- Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев в семье.
Условия, обеспечивающие результаты
Для приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в ДОУ созданы определенные условия:
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Мини – музей «Русская изба».
- Многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
- Комната сказок, где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Подобраны произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта с различными видами росписей.
- Составлен план организации и проведения народных праздников, праздников народного календаря.
- Подобрана библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа и разных народов мира.
- Сделана картотека народных игр, народных игрушек и национальных кукол.
- Составлены конспекты мероприятий совместной деятельности с детьми.
Кадровый состав:
- Педагоги по различным направлениям деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография;
Учебно-методическое обеспечение проекта:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева. «Полная энциклопедия быта русского народа» И. Панкеев, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (для старшей и подготовительной групп), «Наследие» Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, «Наследие» М.Ю. Новицкая, ЭОР (презентации, мультфильм).
Список использованных источников
- «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991.
- «Русский фольклор». Москва, «Художественная литература», 1986.
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
- Бондаренко З.О. «Праздники христианской Руси». Русский народный православный календарь: Справ. изд. Калининград: Кн. Изд-во, 1993.
- Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
- Васильевой М.А., Гербовой В.В.,КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
- Даймедина И.П. Поиграем, малыши М., Просвещение, 1992
- ЗацепинаМ.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
- Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
- Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Приложения
Приложение 1.
План проведения мероприятий Масленичной недели для старшего дошкольного возраста
Понедельник – Встреча
Работа в музыкальном зале |
Работа на погулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
- Электронная презентация «Широкая Масленица» - знакомство детей со значением и обычаями праздника - разучивание масленичных закличек (старшая. подготовительная группа); - Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.). |
- Торжественная встреча Масленицы; - Народные подвижные игры: «Малечина –калечина», «Карусель», «Заря»; - Конкурс на лучшую снежную фигуру |
- Кукольный театр «Петрушечные комедии»; - загадки о весне и зиме беседа «Что за праздник, Масленица?» - рассматривание альбома «Масленица» - поговорки про масленицу - заучивание стих-я «Масленица» |
Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица» Приёмный уголок «Масленица Прасковейка» |
Вторник – Заигрыш
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
- Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия; - Конкурс частушек «Как на масляной неделе»; - хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши» |
- Катание на санках. – -Спортивный досуг-развлечение «Масленица идет, блин да мед несет» |
Разучивание пословиц и поговорок о Масленице. - беседа «Как отмечать Масленицу» - разучивание масленичных закличек - изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы |
Изготовление атрибутов к празднику (шумелок, трещёток, шуршалок, тёпиков, свистулет) |
Среда – лакомка
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»; - Повтор песни «Как зима с весной повстречалися» Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия. |
- Конкурс рисунков на снегу. - Игры – состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»; |
- Знакомство с символикой блинов. - Выставка рисунков «Зимний разгуляй»; -продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки) - разучивание стих-я «Про Масленицу» - слушание песни «Как на Маслянской неделе» |
- Сладкий вечер, Чаепитие с блинами. |
Четверг – Разгуляй
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»; - Разучивание потешек, поговорок, небылиц; - Инсценировка «Как мужик корову продавал» С.Михалкова. - Пение русских народных песен. |
- Русские народные игры «Горелки», «Кто быстрее на метле», «Два мороза»; -Катание с ледяной горки. -игры-эстафеты «Перетягивание каната» «Снежный тир» «Кто быстрее на метле» |
- Выставка рисунков «Зимний разгуляй»; - Изготовление атрибутов к оформлению праздника (ИЗО-разукрашивание блинов). - слушание песни «Песня блинам» |
- Изготовление атрибутов, поделок к оформлению музыкального зала и участков. |
Пятница – Проводы Масленицы
Работа в музыкальном зале |
Работа на прогулке |
Работа в группе |
Взаимодействие с родителями |
- Театрализованное представление «Широкая Масленица» |
- Театрализованное представление «Широкая Масленица» на улице. |
-Мультфильм «Масленица». - Беседа: «Что мы узнали о Масленице»; |
Праздничное мероприятие с участием родителей: «Широкая Масленица!». |
Приложение 2
Диагностическая карта
Музыкальное воспитание.
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности; - знания о разнообразных характерах музыки; - знания особенностей русских плясок; - умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев; - умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках); - умение придумывать движения, отражающие содержание песни; - умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок; - умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их. - знание и умение играть в русские народные игры. |
Высокий уровень |
средний уровень |
низкий уровень |
Высокий уровень - 3 балла.
Средний уровень - 2 балла.
Низкий уровень - 1 балла.
Читайте также |
---|
«Виммельбух» в работе учителя-логопеда
«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...
Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»
Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...