Информационный практико-ориентированный проект
«У растений есть друзья — это мы: и ты, и я!»

 

Видение проблемы глазами ребёнка

Оля решила сделать маме подарок на день рождения - вырастить своими руками цветок. Она думала, что это легко. Но у неё ничего не получилось. А ведь она так хочет порадовать маму! Девочка обратилась за советом к ребятам своей группы. Как быть? Что делать? Дети пришли на помощь: они предложили Оле подружиться с растениями: узнать о правилах ухода за ними, вырастить цветок своими руками.

Цель:научить детей выращивать комнатные растения, ухаживать за ними

в процессе исследовательской деятельности по изучению жизни растений во взаимосвязи с их экосистемой, а также природоохранная деятельность.

Задачи образовательные:

1. Познакомить детей с многообразием комнатных растений, их назначением, учить различать и называть их.

2. Формирование представлений о том, что растения – живые существа и для их роста необходимы определённые условия.

3. Познакомить с правилами посадки и ухода за растениями, их роли по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи развивающие:

1. Развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

4. Расширение и обогащение словаря по теме «Комнатные растения».

5. Развитие диалогической и связной речи.

Задачи воспитательные:

1. Воспитание любви к природе.

2. Воспитание интереса к комнатным растениям, желания заботиться о них.

3. Повышение экологической культуры дошкольников.

Гипотеза

Педагоги группы предположили, чтобы дети подружились с комнатными растениями, необходимо изучить подробно мир комнатных растений, усвоить на практике правила выращивания и ухода за ними. Это будет проходить эффективнее при условии формирования у старшего дошкольника проектно-исследовательских умений: умение выявить проблему, самостоятельный поиск нужного решения, умение выбрать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно использовать его, самостоятельный анализ полученных результатов.

Дети группы, предложив Оле выход из сложившейся ситуации, смогут помочь и другим детям, у которых недостаточно комнатных растений дома, заинтересовав их выращиванием и уходом за растениями.

Обоснование значимости

Для чего нужен комнатный цветок, выращенный своими руками, если цветочные магазины предлагают множество красивых, ярких растений.

При уходе за растением дошкольник берёт ответственность за его жизнь на себя. Использование практической деятельности обеспечивает развитие эмоционально- ценностного отношения к природе, обогащение и расширение представлений об окружающем мире. Создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения, развивается желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Чтобы дети стали друзьями для растений, необходимо воспитание у них любви к природе, желания охранять её, конкретными делами и поступками украшать Землю, беречь и любить её.

При общении с растениями у дошкольника формируются коммуникативные навыки в общении со взрослыми и с детьми, воспитываются навыки коллективной работы, развиваются творческие способности.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение экологической культуры дошкольников, формирование навыков экологически нравственного поведения.
  2. Расширение кругозора воспитанников.
  3. Развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности. в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
  5. Оптимизация сотрудничества с родителями.
  6. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным растениям.
  7. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
  1. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы
  2. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за растениями.
  3. Совершенствование экологической среды группы.

Состав участников проекта:воспитатели, музыкальный руководитель, садоводы, дачники, психолог, дошкольники старшей группы, родители воспитанников.

Срок: 1 год.

Вид: долгосрочный, творческий.

Необходимые условия реализации проекта:интерес детей и родителей, методическое обеспечение проекта, интеграция педагогов.

Распределение деятельности по этапам проекта

 

Этапы

Деятельность педагогов

Деятельность детей и родителей

I. Выявление проблемы.

Формулирование проблемы.

Определение задач проекта и его продукта.

Осознание проблемы.

Принятие задач проекта.

II. Накопление информационного материала.

Помощь в решении задачи и планировании деятельности. Планирование и организация деятельности.

Объединение детей в рабочие группы. Распределение обязанностей в рабочих группах.

.

III. Организация работы по проектной деятельности.

Оказание стимулирующей и практической помощи детям и родителям.

Осуществление контроля.

Организация цикла наблюдений.

Выращивание и уход за растениями.

Посадка рассады лука, укропа. Оформление цветников на участке.

IV. Продуктивная деятельность.

Подготовка к защите проектов.

Защита проекта «О чём рассказали цветы?»

 

План реализации проекта

 

Эта-пы

Мероприятия

Задачи

Ответст-венные

Сроки реализации

I.

1. Выпуск стенгазет:

«Растения на службе у человека» (для родителей).

- Мотивация на совместную творческую деятельность в реализации проекта.

воспитатели

сентябрь

2. Выпуск фотоальбома

«Мир комнатных растений».

- Расширение кругозора воспитанников об окружающем мире

- Преобразование предметно-развивающей среды группы

- Оптимизация сотрудничества с родителями

воспитатели,

родители

октябрь

II.

1. Проведение экспериментальной деятельности: «Вода - источник жизни».

 

 

- Формирование знаний о явлениях живой и неживой природы

- Систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей

- Развитие поисковой деятельности, интеллектуальной активности

воспитатели

октябрь

2. Проведение игровоготренинга

«Я садовником родился».

 

- Развитие причинно-следственных связей

- Закрепление полученных знаний о растениях

- Упражнение в составлении простых распространённых предложений

- Развитие внимания

воспитатели, психолог

 

ноябрь

3. Презентация

«Мир опасных растений».

 

- Закрепление знаний о ядовитых растениях

- Повышение экологической культуры дошкольников

- Расширение кругозора

- Развитие умения распознавать опасные растения и избегать контактов с ними

воспитатели

 

ноябрь

4. Интегрированное занятие

«Растения – тоже люди».

 

- Развитие диалогической и связной речи.

- Развитие зрительного восприятия и внимания.

- Воспитание интереса к комнатным растениям, желания заботиться о них.

- Формирование навыка составления описательного рассказа

воспитатели

 

ноябрь

5. Домашняя фотосъёмка

«Моё любимое комнатное растение».

 

- Развитие творческих способностей

- Поддержание интереса к комнатным растениям

- Развитие навыков составления описательных рассказов

воспитатели, родители

 

декабрь

 

6. Проведение мастер-класса

«Изготовление саше»

 

- Закрепить знания о лекарственных травах, их различных свойствах

- Совершенствование навыков ручного труда

- Развитие тонкой моторики

– Преобразование предметно- развивающей среды группы

воспитатели, родители

 

январь

7. Оформление папки-передвижки

«Растения в интерьере».

- Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию

- Систематизировать знания о растениях

воспитатели

январь

8. Организация операции

«Зелёный доктор».

 

- Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми

- Систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей

воспитатели

 

февраль

9. Защита мини-проектов

«Я познаю мир».

 

- Повышение экологической культуры дошкольников

- Воспитание любви к природе

- Совершенствование диалогической и монологической связной речи

воспитатели

 

февраль

10. Интегрированное занятие

«Знатоки комнатных растений».

- Актуализация словаря по лексической теме

- Мотивация к творческой деятельности

- Развитие интереса к миру растений

- Развитие творческих способностей.

воспитатели, музыкальный руководитель

март

III.

1. Цикл наблюдений:

«Изучаем рост растений».

 

- Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно

- Вызывание интереса к общению с растениями

воспитатели

март

2. Проведение интервью с родителями

«Какие комнатные растения лечат?».

 

- Формировать умение ясно и чётко формулировать проблему.

- Формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми.

- Развитие планирующей функции речи.

- Совершенствование диалогической и монологической речи при комбинировании элементов сюжета в новой необычной ситуации.

родители, дети, воспитатели

 

март

3. Организация конкурсов

«Зелёный интерьер».

 

- Создание радостного весеннего настроения.

- Развитие творческого мышления у детей.

- Оптимизация сотрудничества с родителями.

- Развитие творческого воображения и креативного мышления.

воспитатели, родите-

ли, дети

март

4. Творческая встреча с дачницей

«Дачные фантазии».

 

Повышение экологической культуры дошкольников.

- Расширение кругозора воспитанников.

- Поддержание интереса к растениям, желания заботиться о них.

воспитатели, родители

 

апрель

5. Интегрированное занятие

«Праздник цветов».

 

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

- Формирование планирующей функции речи.

- Развитие творческих способностей.

- Поддержание интереса к художественной литературе через продуктивную творческую деятельность.

воспитатели, музыкальный

руководитель

 

апрель

6. Создание в группе уголка

«Служба спасения растений».

- Упражнять детей в различении опасных ситуаций во время ухода за растениями.  

- Закрепить умение ориентироваться в многообразии способов спасения растений.

родители, воспитатели

 

апрель

IV.

1. Организация экскурсии в оранжерею Ботанического сада.

 

- Закрепление полученных знаний о мире растений.

- Воспитание любви к природе.

- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.

воспитатели, родители, дети

 

май

2. Защита проекта «О чём рассказали цветы?»

 

- Преобразование предметно - развивающей среды группы.

- Повышение экологической культуры дошкольников.

- Формировать умения составлять рассказы-описания и творческие рассказы.

родители,

дети

май

 

Вывод.Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

 

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 – 112 стр.
  2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в игре. - Москва, «Педагогическое общество России», 2009 г.
  3. Сергиенко Г.Н. Учим, говорим, играем. /Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. - Воронеж, «Владос», 2010 г.
  4. Степура А., Степура М. «Комнатные растения». Практическая энциклопедия. - Москва, Мир книги, 2009 г.
  5. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно- методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 - 320 стр.
  6. Хвастунова Т. А. Организация предметно - развивающей среды в соответствии с современными требованиями. // Воспитатель ДОУ. 2009 №2.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...

Проект «К нам приходит Новый год!»

Проект «К нам приходит Новый год!» (Для детей 6-7 лет) Информационная карта Название проекта К нам приходит Новый год! Актуальность Всем известно, что самый любимый праздник...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Читайте также

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет)…

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Сказочная гостья» Программное содержание: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...