Проект «Эта удивительная липа»
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей - подготовительной(разновозрастной) группы "Звездочки", педагоги, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, к своему любимому городу, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.
Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Цель проекта:
формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.
Задачи:
Познавательное развитие:
- формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.
Социально-коммуникативное развитие:
- познакомить с деревом - липой как символом родного города Липецка;
- расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Речевое развитие:
- продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;
- обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.
Художественно-эстетическое развитие:
- познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.
Участие родителей:
- привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;
- экскурсии родителей с детьми по городу;
- подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.
- помощь в оформлении альбомов "Загадки про липку", "Стихи о липе", выставки "Поделки из липы".
Необходимое оборудование:
наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, репродукции картин русских художников, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, предметы из липы.
Прогнозируемый результат:
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве. А еще это дерево - символ родного и любимого города Липецка.
Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков "Утопает в липах город Липецк".
Презентация:
Развлечение "Посиделки под липой".
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный.
- Подбор справочной и художественной литературы о липе, Липецке, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка. Отбор медиа ресурсов.
- Проведение родительского собрания "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".
2 этап. Основной.
- Осуществление работы в соответствии с планом и с новыми требованиями ФГОС.
- Проведение экскурсий к липе в разное время года.
- Проведение игр и экспериментов, в процессе которых дети рассматривают листья,кору дерева, липовый цвет, учатся заваривать липовый чай, знакомятся со свойствами меда.
- Рассматривание игрушек-забав, музыкальных инструментов, посуды, сделанных из липы.
- Проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц о липе, отгадывание загадок о дереве и предметах, связанных с ним.
- Чтение сказок и рассказов о липе, драматизация сказок.
- Знакомство с иллюстративным и документальным материалом о Липецке - городе лип.
- Развитие творческого воображения в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, лепке, конструировании.
3 этап. Заключительный.
Выставка детских работ "Утопает в липах город Липецк".
Развлечение "Посиделки под липой".
План реализации проекта.
1этап. Подготовительный.
- Работа со справочной и художественной литературой о липе: оформление сборника " Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе".
- Подбор фольклорного материала о липе:
оформление альбома " Загадки про липку".
- Отбор видеоматериала о липе и предметах, связанных с ней:
м/фильм "Золотая липа", в/фильм "Липа, липушка".
- Работа с художественной и документальной литературой, фотоматериалами о Липецке:
подготовка к оформлению альбома "Липецк вчера и сегодня", фотовыставки "Липецк под липами".
- Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед по теме "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".
2 этап. Основной.
Виды деятельности:
Игровая:
- дидактические игры: "Деревья", "Деревья и леса", "С какого дерева листок?", "Найди листочек липы", "Что делают из липы", "Узнай по описанию", "Отгадай, что это - дерево или куст?", "Запрещающие знаки", "На экологической тропе", "Что можно, что нельзя"(правила поведения в природе и т.д.);
- развивающие игры: "Стань другом природы", " Про растения", "Зеленый город";
- сюжетно-ролевая игра " Прогулки по Липецку", "Юные лесничии";
- игровые ситуации " В гости к заюшке из лубяной избушки";
- настольные игры - вкладыши из дерева;
- пазлы "Собери картинку"(деревья);
- моделирование дерева с помощью "палочек Кюизенера".
Коммуникативная:
Беседы: "Царевна Липа",
"Липа - символ родного города Липецка",
"Дерево лапотное да медовое",
"Цветок неказистый, но очень душистый",
"Зеленый доктор",
"7 фактов о липе".
Познавательно-исследовательская:
- рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);
- рассматривание липового цвета;
- эксперимент " Учимся заваривать липовый чай";
- игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);
- наблюдения и прогулки по экологической тропе "Наши липы";
- экскурсия по городу с родителями "Липовая аллея".
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- чтение произведений из сборника "Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе";
- чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть";
- отгадывание загадок из альбома "Загадки про липку";
- пословицы и поговорки о липе "Дерево лапотное да медовое";
- конкурс чтецов "Славим липу";
- настольный театр "Заюшкина избушка";
- драматизация сказки "Как пчелка Анфиса липку искала";
- просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).
Конструирование:
- макет "Лес"," Мой Липецк";
- "Строим город под липами" (их крупного строительного материала; из конструктора "Лего").
Изобразительная:
- рисование "Деревья на нашем участке";
- выставка "Липа в картинах русских художников" (И.И. Шишкин, Н.С. Крымов, В. Васильев и др.);
- рисование "Мой город", "Утопает в липах город Липецк", "Липовая аллея"(коллективная работа");
- выставка "Наша картинная галерея"(иллюстрации к "Книге сказок и рассказов о липе");
- пластилинография "Липовое сердечко (листочек липы)".
Музыкальная:
- слушание песен о липе ("Липа вековая"), о Липецке;
- слушание частушек "Ах, вы лапти-лапоточки" в исп.М.Мордасовой;
- разучивание песни "Во деревне то было, в Ольховке..."("Эх, лапти мои, лапти липовые...");
- хороводная игра "Ай, во поле липонька...";
- игра на русских народных музыкальных инструментах(ложки, трещотки...).
Двигательная:
- подвижные игры "Липушка",
"Пчелки",
"Раз, два, три! К липе беги!";
- динамическая пауза "Вырастали липки...";
- бодрящая гимнастика "В лесу", "Мы по городу идем...".
Работа в различных Центрах активности:
Центр искусства и детского творчества "Юные художники":
- Подготовить достаточное количество бросового материала для изготовления макета "Мой город под липами".
- Подобрать раскраски по теме ("Деревья","Листья", "Лес", "Я по городу гуляю").
- Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации "В лесу", "Вырастала липка", "Веселые игрушки-матрешки".
Центр "Грамотейка":
- Прочитай по порядку буквы в липовых листочках.
- Прочитай пословицу, следуя за стрелкой.
- Соедини по точкам и раскрась дерево липку, пчелку.
- Грамматические задания от Липки.
Центр математики:
- Дидактическая игра "Волшебное дерево".
- Задания:
- Определить понятия: "высокое - низкое" (дерево);
"узкие - широкие"(листья);
"выше - ниже"(пчелы);
"толще - тоньше"(ветка).
- Лабиринты ("Дорожка к лубяной избушке", "Пчелка к липке полетела" и др.).
- Прогулка по липовой аллее(выложи деревья по порядку от 1 до 10).
- Задачки от пчелки Анфисы (состав числа).
Центр науки "Почемучки":
- Опыт "Тонет - не тонет"(деревянные предметы).
- Определи на ощупь (ящик ощущений).
- Рассматривание гербария.
Центр " Мир книги":
Самостоятельно найди в книгах-энциклопедиях информацию о
- деревьях наших лесов,
- деревьях - целителях, о древесине,
- что делают из липы,
- какие деревья защищают город от пыли и вредных веществ.
- Придумай рассказ или сказку о липе, о родном городе, любимом месте отдыха.
3этап. Заключительный.
Организация и проведение выставки поделок "Эта удивительная липа".
Выставка детских рисунков "Утопает в липах город Липецк".
Проведение развлечения "Посиделки под липой".
Используемая литература:
1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г.
2. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М.ТЦ «Сфера», 2003г.
3. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М.: Баласс, 2011г.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.- М.:Мозаика-Синтез,2008г.
5. Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарева. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно-методическое пособие/ -Липецк, Липецкий институт развития образования, 2013г.
6. О.Н.Сомкова Образовательная область «Коммуникация» Учебно – методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г
7. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» - М.: Издательство Гном и Д, 2001г.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про любимого котёнка» Интеграция: «Социализация», «Познание». Образовательные задачи: - связная речь: умение составлять рассказ вместе...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...