Проект «Наш город - Томск»

Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей), групповой, длительный, информационно – практико -ориентированный.

Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о родном городе.

Обоснование проблемы: Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных - подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно – нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно – патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной. Духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно – нравственного и культурного развития.

Актуальность.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений, переживаний, эмоции с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос. Детские воспоминания самые яркие, волнительные. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном какие-то моменты из своего детства и места, где они происходили. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.

Мой проект " Наш город Томск" посвящается малой Родине наших воспитанников.

Цель проекта.

Формировать у детей стойкий интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

Задачи проекта.

1. Развивать интерес у детей к родному городу, его историческому прошлому.

2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за происходящее.

3. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.

4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1 октября – 15 ноября 2013г

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеокамера, фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Томска, познавательная литература о городе Томске, разрезные картинки достопримечательностей города Томска, детские кроссворды о нашем городе.

 

Основные формы реализации проекта:

- ННОД:

  • Ознакомление с окружающим миром «Наш город – Томск» (ИКТ)

Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной. Расширить представления об истории возникновения города, дать представление о гербе Томска. Воспитывать эмоциональное отношения к городу, родной природе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

  • «Моя Родина – Томск»

Цель: закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около); продолжать учить детей употреблять в речи множественное число существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать новые формы существительного (Томск – томичи); совершенствовать связную речь, память; обобщать знания детей о городе Томске; развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предложения, сравнивать, строить умозаключения; расширять и обогащать знания детей об исторических местах и достопримечательностях города Томска; воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Беседы:

  • Беседа: «История возникновения города Томска»

Цель: Рассмотреть с детьми фотографии Томска. рассказывать, что такое герб, что на нём изображено; объяснить название города,

  • ИКТВиртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский».

Цель: Расширить представления детей о микрорайоне в котором они живут, его достопримечательностях. Рассказать почему наша улица названа Мокрушина.

  • Беседа: «Сибирские Афины»

Цель: Рассказать детям почему Томск называют «Сибирскими Афинами»(Благодаря многочисленным учебным заведениям)

  • ИКТ: Рождение города

Цель: Показать детям видеофильм какой наш город был раньше, и какой сейчас (фотографии старого и нового города)

  • Беседа: Театры нашего города

Цель: Продолжать знакомить с культурным отдыхом горожан, театрами

  • Беседа: Реки и озера города Томска

Цель: Продолжать знакомство с реками и озерами города Томска (Томь, Ушайка, Белое озеро, Боярское, Песчаное)

  • Беседа: Улицы родного города

Цель: формировать знания детей о разнообразии улиц в городе Томске.

 

Продуктивная деятельность:

  • Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».
  • Аппликация: «Герб города Томска».
  • Рисование:

1.«Мы расскажем о нашем городе».

Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.

2.«Томск старинный и современный».

Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.

 

- Развивающая среда:

1. Уголок города, где размещены познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска, фотоальбомы, детские работы, символы, макет города.

2. Стенды, ширмы, фотографии, картины о Томске на стенах группы и приёмной.

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап Подготовительный:

1. Постановка цели проекта.

2. Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации.          

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.

3. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Наш город Томск» (индивидуальные беседы в группе).

4. Сбор материала вместе с родителями и детьми.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

- фотографии дома, в котором живут;

- составление рассказов на тему «Наш любимый город».

 

2 этап Практический: Реализация проекта

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки реализации

1

Выбор темы проекта, определение актуальности, постановка цели и задач.

Октябрь

1 неделя

2

Подбор материалов, оборудования, литературы, изготовление дидактических игр.

Октябрь

2-4 неделя

3

Реализация проекта:

 

3.1

Оформить мини-библиотеку для родителей.

Ноябрь

1 неделя

3.2

Беседа: «История возникновения города Томска».

ННОД «Моя Родина – Томск!

ИКТ Виртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский».

6 ноября

3.3

Беседа: «Сибирские Афины».

Рисование «Мы расскажем о нашем городе».

Выучить стихотворение   Михаила Карбышева Томск

7 ноября

3.4

Беседа: Театры нашего города.

Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».

 

8 ноября

3.5

Беседа: Реки и озера города Томска

 

Оформить фотовыставку «Дом, в котором мы живем».

11ноября

3.6

ННОД «Наш город – Томск» (ИКТ)

 

12 ноября

3.7

Беседа: «Улицы родного города».

Просмотр видеофильма «Рождение города»

13 ноября

3.8

Рисование «Томск старинный и современный».

Беседа: «Памятники в нашем городе»

 

14 ноября

3.9

Аппликация: «Герб города Томска».

Беседа: «Мы расскажем о нашем городе»

 

15 ноября

4

Презентация проекта:

 

4.1

КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь»

20 ноября

 

3 этап: Подведение итогов:

Решаемая проблема вызвала интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.

Ожидаемый результат проектной деятельности: Обогащение знаний и представлений детей о родном городе.

 

Продукт проекта:

КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь».

Фотовыставка «Дом, в котором мы живем».

 

Презентация проекта:

Итогом работы является проведение КВНа «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь» для воспитателей ДОУ и родителей.

 

Литература:

1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999,-112с.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. -156с.

3. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко; Том. гос. ун-т. Пробл. лаб. истории, археол. и этногр. Сибири, Том. обл. краев. музей; [науч. ред. Э. И. Черняк]. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 345, [2] с.: ил., портр., фото.

4. Заплавный, С. А. Рассказы о Томске. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 407, [7] с.: ил.

5. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е, доп. и испр. – Томск: D.Print, 2004. – 401 с.: ил.

6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.

7. Легенды и мифы старого Томска: книга-альбом. Кн. 1. – Томск, 2004. –250 с.: ил.

8. Легенды о Томске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/, свободный.

9. Майданюк, Э. К. Прогулка по старому Томску. – Томск, 1992. – 104 с.

10. Наш город родной: исторические и памятные места Томска / М. И. Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. –210 с.

11. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.

12. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия с детьми «Дружат дети на планете»

Конспект педагогического мероприятия с детьми «Дружат дети на планете»

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у…

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах» Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи...

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...