Авторский проект по использованию нетрадиционных методов изобразительной деятельности в системе приобщения детей к татарской культуре
«Волшебный узор»

Пояснительная записка

Из поколения в поколение бережно передавались традиции народного искусства. Мы поставили перед собой задачу: преумножить и передать наши знания подрастающему поколению. Наша цель – приобщать детей к культуре татарского народа, развивая художественно-творческие способности детей.

Очень важно детей не только знакомить с искусством, но и предоставить возможность творить самим. Изобразительное искусство имеет свои законы, свою азбуку. Недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах, к нежеланию творить. Поэтому мы рекомендуем использовать нетрадиционные методы рисования. Нетрадиционные техники не только помогают разнообразить занятия, но и позволяют преодолеть чувство страха, вселяют уверенность в своих силах. Благодаря нетрадиционным техникам, работы получаются одинаково красивыми и у взрослого человека, и у пятилетнего ребенка.

Существует множество нетрадиционных методов рисования.

Самый простой – рисование точками. Достаточно иметь под рукой карандаш или фломастер, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать творить. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватную палочку окунаем в густую краску, затем заполняем точками заранее нарисованный узор. Точки ставим на небольшом расстоянии друг от друга. Между точками можно оставить просветы для нанесения следующего цвета. Желательно, прежде чем накладывать следующий цвет дать просохнуть предыдущему слою просохнуть. Рисование точками идеально подходит для украшения калфаков или тюбетеек. Такие точки похожи на жемчуг или бисер, которым вышиваются калфаки и тюбетейки.

Следующий способ – это оттиск. Он основан на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков. Для работы понадобятся оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или смазывать краской, либо несколькими красками, специально подбирая их сочетание. Печатать можно чем угодно: пуговицами, пробками, коробочками, листьями или специально изготовленными печатями, вырезанными из сырого картофеля, пенопласта, поролона, ластика, картона, ниток. Этим способом удобно создавать орнаменты. Например, можно приклеить толстую крученую нитку по краям трилистника, тюльпана, ромашки, вырезанным из плотного картона. Такой отпечаток очень похож на ичежный шов. Составив узор из таких печатей на заготовке-ичежке, останется только аккуратно закрасить внутри контура.

Интересный оттиск можно получить следующим способом. Складываем заготовку пополам, на одной половине гуашью рисуем узор, затем отпечатываем изображение на другой стороне. Краска должна быть консистенции густой сметаны. Отпечатать узор тут же, пока краска не высохла. Этот способ можно использовать для создания узоров на фартуках и камзолах.

Вместо кисточки можно использовать шерстяную или полушерстяную нитку длиной около 30 см. Обмакиваем ее в густую краску. Располагаем окрашенную нитку в виде узора на одной половине согнутой пополам заготовки, плотно прижимаем другую. Подождать когда высохнет краска и ниткой другого цвета дополнить узор. Можно использовать сразу несколько ниток разного цвета.

Очень интересные работы получаются, если использовать восковые мелки. Изображения можно получить двумя способами:

  • Восковыми мелками рисуем узор. Затем весь лист покрываем акварельной краской. Впоследствии того, что краска не ложится на жирное изображение, рисунок проявляется. Такой же эффект можно получить, рисуя восковой свечкой, канцелярским клеем или хозяйственным мылом.
  • Проводим восковыми мелками разного цвета широкие полосы. Сверху накладываем несколько слоев черной гуаши либо туши. Даем просохнуть. Соскребаем каким-либо острым предметом (зубочисткой, спицей) слой краски по нужному контуру.

Этот способ имитирует вышивку гладью, поэтому подходит для оформления тюбетеек и калфаков.

Еще один вид нетрадиционной техники – ниткография, который называют также изонить. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого – вышивка нитками по бумаге. Достоинство данного вида в том, что изображение выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее.

Для работы потребуется совсем немного материала: разноцветные нитки (мулине, ирис, тонкие шерстяные или обычные швейные), картон, небольшое шило, иголки нескольких размеров с удлиненным ушком, циркуль, линейка, трафарет с прорезями геометрических фигур, для того, чтобы дети могли самостоятельно придумывать эскизы.

Освоить технику изонить очень легко. Нужно только понять, как заполнять угол и окружность. На основе этого выполняются все узоры.

Желаем творческих успехов!

 

Список использованной литературы:

  1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. Казань,1995.
  2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.
  3. Нурзия. Тылсымлы бизәк. Казань, 2001.
  4. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1069.
  5. Файзуллина Р.Ш. Татарский народный орнамент. Казань, 1984.
  6. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Москва, 2008.
  7. Федорова В.И. Забавные поделки. Москва, 2008

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...

Читайте также

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема:…

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема: «Затерянный мир динозавров» Цель: Формирование умения изображать листопад ватными палочками. Образовательные: продолжать...