Проект на тему
«Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм. С одной стороны, детство является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов. Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами, что придаёт большую значимость процессу дошкольного воспитания и социализации в этом возрасте.
С другой стороны, программы развития эмоционального интеллекта для дошкольников должны носить адекватный возрасту и ведущей деятельности характер. В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья показывает увеличение доли детей с нарушениями нервной системы и синдромом гиперактивности.
В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, является на сегодняшний день актуальной проблемой и задачей сохранения детского здоровья решаются на самом высоком государственном уровне.
Но, как показывает практика и имеющийся опыт по решению данных задач, существуют определенные недостатки, как в результатах и в основном процессе, так и в самих условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах:
- у детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформировано умение правильно управлять своими эмоциями;
- нет представления как реагировать на то или иное эмоциональное состояние, как действовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива;
- недостаточно умений правильно выражать свои эмоции посредством жестов;
- способность управлять эмоциями.
Анализ недостатков в основном процессе:
- в перспективном планировании не уделяется внимание развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников;
- низкая компетенция педагогов в овладении технологиями и формами развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- низкая мотивация и познавательная активность всех участников педагогического процесса в данном направлении;
- недостаточно эффективные формы взаимодействия со специалистами ДОУ в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
- ограничены технические и демонстрационные возможности наблюдения за проявлением социального и эмоционального интеллекта;
- отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников;
- недостаток дидактических пособий для определения эмоций;
- недостаток наглядности для использования с детьми в режимных моментах.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Проблема состоит в развитии социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в проявлении своих чувств.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Изменение в содержании:
- обобщение опыта работы по теме развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников;
- внести в тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса новые эффективные формы работы взаимодействия с педагогом -психологом (тренинг «Играем в эмоции», сюжетно-ролевая игра «Больница», круглый стол «Для чего нужны эмоции», «выяснить что знают родители об эмоциональном интеллекте», консультации «Эмоции и здоровье наших детей», мастер класс см.п5);
- включение перспективного планирования содержания, форм и средств развития социального и эмоционального интеллекта дошкольника (наблюдения в игре);
- применение новых эффективных современных форм работы с воспитанниками и их родителями по развитию социального и эмоционального интеллекта детей (посещения комнаты психологической разгрузки, игротерапия «сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д», использование наглядных пособий фотографии, рисунки»);
- опираясь на ФГОС развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
- формирование совместно с психологом картотеки наглядно-демонстрационных материалов по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольника;
- презентации основных эмоциональных состояний (радости, грусти, злости, страха, удивления);
- беседы о важности умения адекватно проявлять свои чувства и учитывать чувства других, чтение художественной литературы (в.Сутеев «Мешок яблок», Терем-теремок», театрализация русских народных сказок «Рукавичка», «Волк и семеро козлят»);
- организация мастер-классов раз в год «Играем в эмоции», семинаров-практикумов раз в полгода «Роль положительных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста»), консультаций с целью повышения компетенции педагогов по вопросу системы развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- встречи с артистами театра по обучению искусству общения и умения адекватно проявлять свои чувства.
Изменения в контроле:
- опросы и анкетирование родителей на предмет адекватного проявления социального и эмоционального интеллекта в условиях семьи;
- диагностика проводимая педагогом-психологом для уровня развития социального и эмоционального интеллекта детей и оценки эффективности педагогических действий, индивидуального развития ребенка и дальнейшего планирования (с использованием мультимедийного дидактического пособия «Задачки зайца Степана»);
- наблюдение с целью выявления умения адекватно проявлять свои чувства и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
- Привлечение специалистов (педагога-психолога, медицинского работника, профессиональных артистов) для оказания консультационной помощи в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические:
- Повышение уровня социально-коммуникативной компетенции педагогов и родителей по вопросу развития социального и эмоционального интеллекта ребёнка.
- Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме.
- Изучение научно-педагогической литературы по вопросу развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников.
- Создание условий для каждого ребёнка проявить полученные знания и умения в той или иной ситуации.
- Организация консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров со специалистами (по окончанию семинаров проводится выставка игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме), артистами театра и т.п.
Материально-технические:
- Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для возможности анализа ситуаций и показа разнообразий проявлений эмоций и примеров взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.
- Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, родителями и педагогами по системе развития социального и эмоционального интеллекта дошкольника (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.).
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия:
- Мультимедийное пособие «Задачки зайца Степана».
Возраст целевой группы:
- старший дошкольный возраст.
Цель пособия:
- систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о способах адекватного проявлениях чувств человека.
Задачи пособия:
- Активизировать словарный запас по теме: «Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников.
- Закрепить умение применять свои знания в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Развивать навыки социального поведения.
- Формировать позитивное отношение к сверстникам.
- Развивать способность к эмпатии.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда |
Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№ 1 |
Взрослый: Мой знакомый зайчик Степан любит задавать всем задачки. Сегодня он прислал их и нам с вами. Хотите узнать что это за задачки? (ответы детей) тогда давайте посмотрим! |
№ 2 |
Взрослый: Сейчас перед вами будут появляться изображения настроений друга Степана - кота Василия, ваша задача определить что испытывает кот Васька и придумать ситуацию, когда это могло случиться. Если вы правильно ответите, то у Васьки расцветет красивый цветок, который очень его порадует. Действия детей: дети называют эмоцию (удовольствие, страх, радость, злость, грусть, обида, удивление) и предполагаемую причину, которая могла бы вызвать это чувтсво (отобрали сосиску, все ушли на работу, погладили и т.п.). |
№ 3 |
Взрослый: Перед вами картинка с изображением детей, которые находятся в разных ситуациях. Помогите мне определить, что чувствует каждый ребенок и как ему можно помочь? За каждый правильный ответ на экране будет появляться звездочка. В конце задания мы сможем увидеть результат. Действия детей: Ребенок называет эмоцию, за правильный ответ взрослый щелчком мыши дает ему звездочку |
№ 4 |
Взрослый: справа и слева от смайликов ты видишь фотографии детей, которые показывают свое состояние. Назови их. Твоя задача соотнести смайлики, начиная с самого верхнего с соответствующим изображением ребенка Деятельность детей: Ребенок наводит мышь на изображение печальной девочки и нажимает левой кнопкой мыши (2. удивленный ребенок, 3. радостный ребенок, 4. злой ребенок, 5 отвращение) |
№ 5 |
Взрослый: Поиграем в игру «Отгадай». Я буду показывать свое настроение или эмоцию, а твоя задача найти изображение этой эмоции на слайде и нажать на него левой кнопкой мыши Действия детей: выполняют действия согласно инструкции (1. радость, 2. злость, 3. разочарование, 4. удивление, 5. печаль, 6. отвращение, 7. грусть, 8. интерес) |
№ 6-11 |
Взрослый: Жил был мальчик Вова. Он всегда жадничал и не делился со своими сверстниками. А как бы вы поступили в данной ситуации. Что бы вы сделали что бы вова стал добрым и отзывчивым мальчиком. Действия детей: |
№ 12 |
Взрослый: Молодец, ты справился с заданием. Все эти шарики заяц надул специально длятебя! |
Читайте также |
---|
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...
Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей…
Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей раннего дошкольного возраста»
Дидактическая игра «Подбери по контуру»
Дидактическая игра «Подбери по контуру» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери предметы по контуру» будет интересна и полезна детям в возрасте 3-4 лет. Данная...