Познавательно-игровой проект
«Салют, Олимпиада!»

1. Тип проекта: 

  • по ведущему методу: познавательно-игровой;
  • по содержанию: ребенок и его здоровье;
  • по характеру участия ребёнка в проекте: ребёнок как заказчик проекта;
  • по характеру контактов: внутри подготовительных групп;
  • по количеству участников: воспитанники двух подготовительных групп (сорок человек);
  • по длительности: средней продолжительности (декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.).

2. Проблема: Что мы знаем об Олимпийскихиграх?

В преддверии Олимпийских игр дети стали интересоваться Олимпиадой, задавать вопросы об играх:

- что такое «Олимпиада»?

- когда и где проходили первые Олимпийские игры?

- почему талисманами Олимпийских игр стали Зайка, Лео, Мишка?

- какие талисманы были у других Олимпийских игр? и т.п.

Зачастую педагоги не могли ответить на вопросы детей, поэтому возникла необходимость обогатить знания детей об Олимпийских играх, об олимпийском движении и символике.

Тогда мы вместе с детьми решили самостоятельно обо всем этом узнать, реализуя проект «Салют, Олимпиада!»

3. Цель – результат проекта: обогащение знаний детей подготовительных к школе групп об Олимпийских играх; вовлечение детей и их родителей в активную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду и дома

4. Задачи проекта:

  • расширять представления детей об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;
  • в игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
  • познакомить с историей возникновения Олимпиады, символикой и эмблемой Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи;
  • развивать у старших дошкольников умение отражать полученные впечатления в творческих работах;
  • удовлетворять потребность детей в движении;
  • побуждать интерес к занятиям физической культурой, расширять круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;
  • воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, проявление сопереживания и взаимопомощи;
  • воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к чемпионам нашей страны;
  • формировать у детей интерес к большому спорту.

5. Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка и группы МОУ детского сада.

6. Ресурсное обеспечение

6.1. Материал:

  • информация о проекте в родительских уголках и на сайте детского сада;
  • выставка детского рисунка в рекреации детского сада;
  • детские работы в группах;
  • компьютерные видеоматериалы на тему: «Закрытие Олимпиады-80», «Зажжение Олимпийского огня в Греции»;
  • мультипликационные фильмы на олимпийскую тематику;
  • дидактическая игра «Олимпийское лото»;
  • альбом «Боги Олимпа».

6.2. Методическое обеспечение

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 76 с.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.

3. Ильин Е. Знаменитые кольца. – М.: Физкультура и спорт,1978. – 78 с.

4. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М.: АРКТИ, 2004. – 87 с.

5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005. – 69 с.

6. Колесник М.Н., Трушник В.И., Громак А.Г.Спортивные праздники круглый год. – М.: ИКЦ «Март», 2004. – 66 с.

7. Малов В.И. Я познаю мир. Спорт. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 113 с.

8. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В. История физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2013. – 34 с.

9. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 97 с.

10. Росс С. Греция / Перевод А. Озерова. – М.: Эксмо, 2006. – 145 с.

11. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 91 с.

12. Штейнбах В.Л. Герои Олимпийских игр. – М.: Эксмо, 2008. – 83 с.

13. Хачатурян В. Древняя Греция. История, быт, нравы. – М.: Слово, 2002

14. Цветкова О.В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников. – СПб: АНО «Гелиос», 2010

15. Информационные ресурсы: http://www.ivalex.vistcom.ru/ «Все для детского сада».

16. Информационные ресурсы: http://www.detskiysad.ru/

17. Информационные ресурсы: http://detsadd.narod.ru/

18. Информационные ресурсы: http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html

19. Информационные ресурсы: http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm

20. Информационные ресурсы: http://vospitatel.ucoz.ru/load/

21. Информационные ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0115.shtml

22. Дошкольное воспитание. – 2007. - № 1, 2

23. Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5

24. Мурзилка. – 2013. – № 9, 10

7. Актуальность проекта

Для работы с детьми по ознакомлению с Олимпийскими играми, историей Олимпийского движения используем технологию проектирования, которая развивает детскую любознательность, познавательную и поисковую активность каждого ребенка.

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. История Олимпийских игр, приобщение к традициям олимпийского движения может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания ребенка.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах искорку любви к спорту, к истории своей страны.

Замечено, что спортивные дети всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны, они лидеры и просто личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников.

 

 

Этапы реализации проекта

 

I этап - подготовительный

Цель:формировать мотивацию у детей к теме проекта, дать детям первичную информацию об Олимпийском движении, об Олимпиаде как мирном соревновании.

1. Рассматривание детьми книг с иллюстрациями, фотоальбомов об Олимпиаде.

2. Подбор инструктором по физической культуре, старшим воспитателем компьютерных видеоматериалов на тему: «Закрытие Олимпиады-80», «Зажжение Олимпийского огня в Греции»; мультипликационных фильмов на олимпийскую тематику.

3. Оформление информационного стенда для родителей о реализации проекта.

4. Организация старшим воспитателем предметно-развивающей среды (дидактическая игра «Олимпийское лото», альбом «Боги Олимпа», тематическое оформление, подбор музыкального и литературного репертуара).

5. Составление перспективного плана работы с детьми подготовительных групп к школе (таблица 1).

О том, что мы с детьми решили реализовать проект «Салют, Олимпиада!», родители узнали из информации в родительском уголке.

Для формирования мотивации мы провели с детьми беседу об Олимпиаде с просмотром видеопрезентации на тему «Возникновение Олимпийских игр», был организован просмотр детьми альбомов, мультфильмов, книг с иллюстрациями об Олимпиаде. Для информации о реализации проекта были организованы стенды для родителей в группах. Кроме того, инструктором по физической культуре была создана дидактическая игра «Олимпийское лото», целью которой является знакомство с талисманами Олимпийских игр 2014, в дальнейшем активно используемая в самостоятельной деятельности детей.

 

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми по теме «Салют, Олимпиада!»

 

п/п

Время

проведения

Содержание деятельности

1

декабрь

Познавательно-коммуникативная деятельность

Беседа с видеопрезентацией на тему «Возникновение Олимпийских игр»

2

декабрь

Познавательно-коммуникативная деятельность

Просмотр альбомов, мультфильмов, книг с иллюстрациями

3

декабрь

Познавательно-коммуникативная деятельность

НОД (познание) «История развития Олимпийских игр»

4

декабрь

Познавательно-игровая деятельность

Встреча с хоккеистом Г.Васильевым.

5

декабрь

Познавательно-коммуникативная деятельность

Конкурс альбомов «Зимние Олимпийские игры»

6

январь

Познавательно-коммуникативная деятельность

НОД «Возникновение и символика Олимпийских игр»

7

январь

Продуктивная деятельность

НОД «Талисманы сочинской Олимпиады» (рисование)

8

январь

Продуктивная деятельность

НОД «Олимпийский флаг. Олимпийский огонь» (аппликация)

9

январь

Коммуникативная деятельность

Выставка детских работ «Олимпиада глазами детей»

10

январь

Познавательно-игровая деятельность

Интегрированная НОД «Олимпийские игры в истории» (образовательная область Физическая культура»)

11

январь

Познавательно-игровая деятельность

Физкультурный досуг «Навстречу Олимпиаде»

12

февраль

Познавательно-игровая деятельность

КВН «Что? Где? Когда?» (все об Олимпиаде)

13

февраль

Физкультурный праздник «Навстречу играм в Сочи»

14

декабрь-февраль

Игровая деятельность:

дидактическая игра «Олимпийское лото»

15

декабрь-февраль

Участие родителей в реализации проекта (рисунки, создание альбомов, подбор видеоматериалов и художественной литературы, физкультурные праздники)

 

 

II этап – основной (познавательно-игровой)

Цель:формирование у детей представлений об истории возникновения и развития Олимпийских игр, символике и флаге через организацию различных видов детской деятельности.

На данном этапе реализации проекта нами были организованы следующие мероприятия: встреча с интересными людьми с презентацией практических спортивных навыков, конкурс на лучший альбом «Зимние Олимпийские игры», выставка детского рисунка, организация интегрированной НОД с детьми, физкультурный досуг.

В процессе реализации проекта была организована встреча с бывшим воспитанником МОУ детского сада, нападающим юношеской сборной Волгограда по хоккею Васильевым Глебом. В ходе данной встречи дети узнали об особенностях зимнего вида спорта – хоккее, требованиях предъявляемых к спортсменам; воспитанники поупражнялись в основных умениях владения клюшкой и шайбой. Встреча завершилась товарищеским матчем гостя с участниками кружка МОУ детского сада «Юный хоккеист».

В данном проекте активное участие принимали родители, которые совместно с детьми работали над созданием альбомов на тему «Зимние Олимпийские игры». По высказываниям детей можно судить о формировании представлений о зимних видах Олимпийских игр, например, «Мы с папой катались на коньках …, санках …», «Мы играли в хоккей …», «Мы ходили на каток …».

Проявленный большой интерес родителей побудил организовать конкурс на лучший альбом, победители конкурса были отмечены наградой.

Данный конкурс нашел творческий отклик в работах детей. Дети с удовольствием отразили в рисунках свои впечатления от бесед, просмотра мультфильмов. В итоге была организована выставка «Олимпиада глазами детей». А лучшие работы стали участниками районного конкурса рисунка в рамках II городского марафона «Здоровое поколение».

Наибольший интерес у детей вызвала НОД, направленная на развитие познавательной активности детей. В процессе занятия «История развития Олимпийских игр» детям было интересно узнать о том, где проходили первые Олимпийские игры, о значении игр в жизни Древней Греции, познакомились с богами Олимпа; «Возникновение и символика Олимпийских игр» знакомство с символикой Олимпийских игр 2014 (флаге, девизе, талисмане), которое нашло свое продолжение в НОД «Талисманы Сочинской олимпиады» (образовательная область «Художественное творчество»).

В ходе занятия «Талисманы сочинской Олимпиады» дети показали свои знания и умения в продуктивной деятельности, самостоятельно выбирая изобразительный материал и образ талисмана для воплощения в рисунке.

Занятие «Олимпийский флаг. Олимпийский огонь» способствовало закреплению знаний о появлении Олимпийского флага и огня в творческих работах детей (аппликация). Все работы детей украсили спортивный уголок в группах.

Полученные в процессе познавательной деятельности знания были расширены в ходе интегрированной НОД (образовательная область «Физическая культура») «Олимпийские игры в истории». Дети с удовольствием продемонстрировали познания греческих богов, познакомились с элементами культуры Древней Греции, а также поупражнялись в быстроте, ловкости, смелости.

Большим сюрпризом для детей стало появление богини Афины, которая приготовила для детей загадки о спорте.

Дети проявили свою сообразительность и смекалку, отгадывая их.

Положительный эмоциональный заряд дети получили в процессе физкультурного досуга «Навстречу Олимпиаде», проходившего на спортивной площадке детского сада, в ходе которого дети продемонстрировали свои двигательные умения и навыки в зимних видах спорта (лыжи, санки, хоккей и пр.).

 

III этап – заключительный

Цель: закрепление знаний о символике, талисманах Олимпийских игр.

Итогом реализации данного проекта стала организация КВН «Что? Где? Когда?» (все об Олимпиаде) и физкультурного праздника «Навстречу играм в Сочи».

Творческие формы закрепления полученных знаний способствовали созданию доброжелательной атмосферы, положительного психологического климата, и нашли наибольший интерес и отклик у детей. Так, в ходе проведения КВН у детей расширился словарный запас и знания о зимних Олимпийских видах спорта, ими были проявлены такие личностные качества, как коллективизм, ответственность, дружелюбие, взаимопомощь.

Яркой кульминацией проекта стал физкультурный праздник, в котором приняли участие не только дети, но и их родители. Структура мероприятия выдерживает основные традиции олимпийского движения: детьми был исполнен «Гимн юных олимпийцев» (муз.С. Лазарева), дана клятва олимпийцев, был поднят олимпийский флаг, проведены эстафеты с олимпийскими зимними видами спорта, а также был сохранен дух соревнования.

На протяжении реализации проекта дети делились своими впечатлениями, которые связаны с познанием детей («Я не знала, что Олимпиада появилась в Древней Греции», «А я теперь знаю олимпийский флаг и талисманы», и др.) и их личным отношением к спорту и физической культуре («Я хочу научиться кататься на коньках», «Хочу играть в хоккей», «Я понял, что для здоровья нужно заниматься физкультурой» и др.).

Реализация проекта способствовала расширению кругозора детей, развитию физических качеств, приобщению детей к здоровому образу жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

НОД познавательно – исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к…

НОД познавательно–исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Байкальская нерпа» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Познакомить...

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Читайте также

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)