Проект по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
«Загадочный космос»

 

Актуальность выбора темы проекта.

Город Мирный – космический город. Большая часть детей являются членами семей военнослужащих, которые запускают ракеты и спутники в космос. Многие дети хотят быть похожими на своих родителей, хотят быть военнослужащими, космонавтами, летчиками. В нашем детском саду создан мини – музей «Всё о космосе». Он содержит постоянные и сменные композиции разнообразные по форме и содержанию: это макеты земного шара, планет, первого искусственного спутника земли, модели роботов и летательных аппаратов, снаряжение космонавта (кислородные баллоны, скафандры), продукты детской деятельности (рисунки, поделки); экспозицию, представленную шефами: буклеты, значки, вымпелы, посвященные космодрому и юбилейным датам. Дети с удовольствием посещают мини – музей, слушают интересные рассказы, рассматривают и играют с экспонатами. А это очень важно, потому, что играя, дети познают мир.

Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить космическую тему. Так, был разработан и успешно проведен проект «Загадочный космос».

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2012 г. – апрель 2013 г.).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Образовательные области реализации проекта: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Цель проекта: углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный космос».

Задачи: воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и чувство гордости за своё Отечество; расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках); развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность; способствовать развитию самостоятельности в достижении результата; совершенствовать у всех участников проекта поисковую и исследовательскую деятельность, творческие способности.

Предполагаемый результат: реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления о космонавтике, развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей и родителей, воспитать любознательность, патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.

Система работы по теме «Загадочный космос» построена на принципах: научного обоснования, систематичности, доступности, наглядности и практичности и предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных, творческих способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности.

 

Этапы проведения проекта.

1 этап проекта - Подготовительный (подготовка проекта), октябрь 2012 г.

На первом этапе проекта была проведена предварительная работа с родителями. Также нами изучалась методическая литература по теме, разрабатывалось тематическое планирование, осуществлялся выбор эффективных форм, методов и приемов работы с участниками проекта.

Мероприятия 1 этапа:

  • проведение круглого стола по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»;
  • оформление консультаций и памяток для родителей «Знакомим ребенка с космосом»; «Этапы покорения космоса»;
  • накапливание фото и видеоматериала;
  • сбор архивного материала о космонавтах;
  • подбор и изготовление настольных дидактических игр для детей;
  • беседа с детьми на тему: «Что я знаю о Космосе?» с целью выяснения знаний детей о первых космонавтах, планетах, звездах, спутниках, созвездиях, ракетах.

2 этап проекта – Деятельностный (реализация проекта), ноябрь 2012 г.- март 2013 г.

Мероприятия 2 этапа

  • образовательная деятельность познавательного цикла;
  • проведение занимательных опытов и экспериментов;
  • совместные организованные экскурсии по городу и в мини – музей «Всё о космосе»;
  • просмотр презентаций;
  • составление рассказов о космическом путешествии по мнемотаблицам;
  • беседы – рассуждения;
  • сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • конструирование и продуктивная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • изготовление книг и музейных экспонатов: летающие тарелки, звездолет, перчаточная кукла – инопланетянин «Любопытный», куклы – игрушки «Вилли и Валли»;
  • оформление выставок

3 этап проекта – Заключительный (подведение итогов), апрель 2013 г.

Мероприятия 3 этапа:

  • оформление работами детей и родителей мини – музея в изостудии «Всё о космосе»;
  • выставки творческих работ детей и родителей «Космические фантазии»;
  • оформление папки материалов о космосе;
  • викторина «Знатоки космического пространства»;
  • развлечение, посвященное Дню Космонавтики «Мы готовы лететь в космос!»;
  • интеллектуальный марафон «Мы дети космической эры»;
  • оформление книги космических загадок, рассказов, картотеки экспериментальной деятельности.

Деятельностный этап проекта «Загадочный космос» состоит из взаимосвязанных образовательных блоков:

  • Солнечная система.
  • Достижение людей в области космонавтики.
  • Есть ли жизнь на Марсе?

Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей на основе общеобразовательной программы «Радуга» под редакцией Дороновой Т.Н. Приоритетное внимание уделено совместной деятельности педагога с детьми. Особенностью является активное использование в работе мини – музея «Всё о космосе».

В результате реализации проекта «Загадочный космос» у детей сформировались знания и умения, нравственные качества по теме «Космос», мини – музей пополнился новыми экспонатами, повысилась компетентность родителей по данной теме.

Целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению детей с космическим пространством, использование метода проекта в работе с воспитанниками позволили эффективно реализовать поставленную цель - углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»

4. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

5. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

7. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

9. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.

10. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

11. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.

12. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.

13. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

14. Энциклопедия. «История открытий». - М.: РОСМЭН, 1995 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Буккроссинг «Книга - путешественница»

Буккроссинг «Книга - путешественница» С сентября месяца в нашем классе стартует проект «Буккроссинг» под названием «Книга - путешественница.  Актуальность этого проекта...

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание...

Читайте также

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...