Педагогический проект
«Широкая масленица»

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Объект проекта - русская народная культура.

Предмет проекта: русский народный календарный праздник «Масленица»

Цель проекта:

Расширить знания детей о традициях русского народа; 

Сформировать у детей чувства патриотизма;

Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;

Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.       Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта:

Краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации: Одна неделя.

Разработка проекта:

составление совместного плана работы над проектом, подбор методической, художественной литературы, муз.произведений, картин и иллюстраций по теме, изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов, проведение различных форм и методов работы с детьми и родителями, организация места проведения праздника, проведение инструктажа по технике безопасности, подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.  

- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.

- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину.

- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.

- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.  

- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы. 

- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника  

- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. 

- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.

использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.

- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника  в произведениях великих художников. 

- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.

- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.

- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами. 

- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;

Выполнение проекта

 

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательная, Социально-коммуникативная

Познавательно-исследовательская продуктивная, коммуникативная

Электронная презентация «О праздниках, традициях русского народа» Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Видео - фильм «Масленица-смешарики». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».

Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега               для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол скруток, «Солнышко» из шерстяных ниток, лоскутного коврика.

Физическая культура

Двигательная, игровая

Народные подвижные игры. «Карусель», «Утка-гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица»

Игры-аттракционы: «Петушинный бой», катание на санках, ледяных горок. перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метле.

речевая

коммуникативная, восприятие худ. литературы, музыкально-игровая

Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице, блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.

Художественно-эстетическая

Познавательская, продуктивная

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему: «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Блины», «масленичных» частушек, русских народных заигрышей: «Масленица - кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Разучивание русских народных игр: «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен»

Работа с родителями

Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со

словами Масленица и блин, участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным, тематическим материалом по теме.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Читайте также

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...