Проект «Экологическая тропинка на даче»

Вид проекта: творческий.

Участники:

  • дети старшей группы №45;
  • родители;
  • воспитатель Н.В. Зоткина.

Возраст детей: 5- 6 лет.

Сроки реализации: июнь – август.

Цель проекта: разработать модели экологических троп на дачах некоторых семей и их методическое сопровождение с целью реализации задач экологического воспитания детей в детском саду и семье, и укрепления их здоровья посредством оздоровительных сил природы, активизация мышления.

Задачи:

1. Формировать начальные экологические знания у дошкольников посредством использования экологической тропы.

2. Обеспечить условия для самостоятельной практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, получение эмоционального удовлетворения от разнообразной собственной деятельности.

3. Развивать познавательный интерес детей и мыслительные функции.

4. Формировать гармонично – развитую личность через непосредственный контакт с природой, обогащать личный опыт общения с природой.

5. Создавать условия для творческой самостоятельной деятельности детей, развивать любознательность, умение наблюдать за явлениями и объектами природы.

6. Осваивать правила безопасного поведения в природной среде.

Актуальность проекта.

Дача находится в загородной зоне, далеко от дорог, что создаёт благоприятную экологическую обстановку, которая положительно сказывается на укрепление здоровья детей. Потому проблема здоровьесберегающего пространства актуальна для укрепления здоровья ребёнка.

Новизна проекта.

Разработанные модели экологических троп родителями семей: Ниловых и Ковалёвых на даче, создают оптимальные условия не только для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды, но и для укрепления здоровья посредством оздоровительных сил природы.

Практическая значимость.

1 .В результате созданных родителями моделей реализуются задачи экологического воспитания в семье.

2. Укрепляется здоровье детей через разные приёмы оздоровления природными факторами и объектами.

3. Повышается компетентность родителей по данной теме через разные формы работы.

4. Развивается самостоятельное общение с природой через личный опыт, формируется гармонично развитая личность.

5. Создаются условия для самостоятельной творческой деятельности детей.

Принципы построения модели.

1. Принцип научности (несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности о природе, о единстве живого и неживого, единстве человека и природы).

2. Принцип доступности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, соотнесение полученной информации с опытом ребёнка.

3. Принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, позволяющий развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

План реализации проекта.

1 этап. Диагностический.

1. Определение проблемы, исходя из актуальности экологического воспитания.

2 этап. Организационный.

1. Анализ теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детей.

2. Анализ воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, предметно – развивающей среды, уровень профессионального мастерства педагога.

3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по экологическому воспитанию детей.

4. Изучение литературы о влиянии факторов природы на здоровье.

3 этап Проектировочный.

1. Определение целей, задач, принципов создания проекта.

2. Определение объектов экологической тропы, подлежащих реконструкций в рамках проекта.

3. Составление маршрута с символикой.

4. Методическое обеспечение модели экологической тропы.

5. Презентация проекта. Влияние факторов природы на оздоровление детей.

4 этап. Реализация проекта.

1. Составлен общий маршрут, который объединяет разнообразные природные объекты.

2. Разработано методическое сопровождение маршрутов.

3. Фото отчёт по реализации проекта.

4. Обмен семейного опыта родителей в рамках реализации проекта «Экологической тропы».

Технологическая карта педагогического проекта.

 

Название проекта

«Волшебная тропа»

Тип проекта

Творческий

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Продолжительность проектной деятельности

Долгосрочный

(июнь, июль, август)

Раздел программы

 

Ребёнок открывает мир природы.

Тема программы

Экология

Тематическое поле

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка с объектами явления природы.

Проблема

Формирование начальных экологических знаний у дошкольников посредством использования экологической тропы.

Цель

Реализация задач экологического воспитания детей в семье и укрепление их здоровья.

Причины

Недостаточная компетентность родителей по теме: «Экологического воспитания ребёнка».

Задачи

Обогатить и расширить знания родителей и детей о здоровьесберегающих технологиях, повысить компетентность родителей.

 

Мероприятия

Подбор методической литературы о влиянии факторов природы на здоровье.

Анализ теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детей.

Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по экологическому воспитанию детей.

Разработка моделей семейных проектов «Экологических троп».

Составление маршрута и методического сопровождения и фото отчёт по реализации проекта.

Результат

Созданный проект.

Критерии результата

Содержание проекта соответствует возрасту детей.

Ресурсы

Кто: воспитатели, родители, дети.

Что: методические разработки проекта, природные объекты.

Форма презентации

Обмен семейным опытом.

 

В ходе реализации проекта, формируются ключевые компетентности:

 

Технологическая компетентность

- Умение планировать этапы семейной деятельности;

- умение понимать и выполнять алгоритм действий;

- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность

- Умение ориентироваться в источниках информации;

- умение задавать вопросы на интересующую тему;

- умение получать информацию, используя некоторые источники;

Социально-коммуникативная компетентность

- Умение получать необходимую информацию в общении;

- умение принимать участие в семейных делах;

- умение уважительно относиться к окружающим людям и их труду.

 

Станция Слива

Июнь

1. Назови деревья фруктовые.

2. Почему нельзя обрывать цветы с плодовых деревьев?

Июль

1. Чем отличается дерево от куста?

2. Чем питается дерево?

Август

1. Что готовят из ягод сливы?

2. Какого цвета бывают плоды сливы?

 

Станция Бассейн

Июнь 1.

Почему солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья?

2. Почему вода в бассейне утром холодная, чем днём?

Июль

1. Почему в жаркую погоду животные любят купаться?

2. Как очистить воду?

Август

1. Почему проточная вода холоднее, стоячей?

2. Зачем нужно чистить (менять) воду в бассейне?

 

Станция Берёза

Июнь

1. Чем отличается берёза от

других деревьев?

2. Как цветёт берёза?

здоровья человека?

Июль

1. Почему берёзу называют «вислой»?

2. Чем полезна берёза для

Август

1. Когда появляется первый жёлтый лист?

2. Для чего растут серёжки у берёзки?

 

Станция Колодец

Июнь 1.

Чем полезна колодезная вода для человека?

2. Почему вода в нём всегда холодная?

Июль

1. Почему колодцы надо рыть глубоко?

2. Для чего закрывают колодец?

Август

1. Для чего крышка для колодца? (безопасность для детей)

2. Живёт ли рыба в колодце?

 

Станция Шиповник

Июнь

1. Зачем колючки шиповнику?

2. Каким цветом цветёт шиповник?

Июль

1. Чем опасен шиповник?

2. Почему колючку его трудно извлечь?

Август

1. Чем полезны плоды шиповника?

2. Как узнать спелость шиповника?

 

Станция Пенёк

Июнь

1. Откуда берутся пеньки?

2. Зачем спиливают деревья?

Июль

1. Может ли пень, вырасти деревом?

2. О чём говорят кольца на пне?

Август

1. Как можно использовать пень на даче?

2. Как используют спиленное дерево на даче?

 

Станция Цветы

Июнь

1. Почему цветы называют многолетними?

2. Назови строение цветка.

Июль

1. Какие цветы ты знаешь?

2. Что необходимо цветку для роста?

Август

1. Зачем нужны насекомые цветку?

2. Как размножаются многолетники?

 

Станция Яблони

Июнь

1. Зачем нужно рыхлить землю под деревьями?

2. Нужно ли поливать яблони в сухую жаркую погоду?

Июль

1. Какие враги есть у яблоньки?

2. Почему опадают яблоки с веток?

Август

1. Какого цвета и размера бывают яблоки?

2. Можно ли из семечка вырастить яблоню?

 

Станция Травянистые растения (Одуванчик, подорожник, цикорий, крапива).

Июнь

1. Чем полезен и вреден одуванчик?

2.Как он размножается?

Июль

1. Почему называется трава подорожник?

2. Чем он полезен?

Август

1. Почему крапива жалит?

2. Чем она полезна для птиц?

 

Станция Лекарственные растения (ромашка, календула….).

Июнь

1.Почему лекарственные растения называют «зелёной аптекой»?

2. Назови растения - лекарственные.

Июль

1. Чем полезна ромашка?

2. Что лечат отваром ромашки?

Август

1. Как заготовить лекарственные растения впрок? Как правильно и в чём их хранить?

 

Станция Цветы – барометры (календула, шильце, ночная фиалка)

Июнь

1. Какие цветы реагируют на изменения погоды?

2. Кохолодание – хорошо или плохо для растений?

Июль

1. Как узнать по цветам, что наступил вечер?

2. Дождь с градом - хорошо или плохо для растений?

Август

1. Какие цветы цветут всю ночь, а днём спят?

2. Какие насекомые опыляют фиалку ночью?

 

Станция Берёза

Июнь

1. Для чего на берёзе тёмные пятна?

2. Как используют ветки берёзы на троицу? Почему?

Июль

1. Почему прохладно в тени деревьев?

2. Что изготовляют из древесины берёзы?

Август

1. Для чего используют отвар из берёзовых почек и листьев?

2. Как использовали берёзовую кору в старину?

 

Станция Пенёк

Июнь

1. Для чего вырубают деревья?

2. На каких пнях растут грибы?

Июль

1. Какие насекомые живут в пнях?

2. Для каких животных дом под пеньком?

Август

1. Как узнать, сколько лет было спиленному дереву?

2. Могут ли на пне, вырасти зелёные ветки?

 

Станция Кусты

Июнь

1. Назови ягодные кустарники.

2. Нужны ли насекомые для опыления ягодных кустарников?

Июль

1. Вьют ли гнёзда птицы в кустах?

2. Почему вредно есть незрелые ягоды?

Август

1. Почему опасно есть немытые ягоды?

2. Как заготовить ягоды впрок?

 

Станция Птицы

Июнь

1. Какие птицы живут на даче?

2. Какую пользу приносят птицы?

Июль

1. Чем питаются птицы летом?

2. Как помочь птицам в жаркую погоду?

Август

1. Птицы, это хорошо или плохо?

2. У какой птицы, какой дом?

 

Станция Домашние птицы

Июнь

1 .Назови домашнюю птицу.

2. Чем отличается птица домашняя от дикой?

Июль

1. Почему домашние птицы не вьют гнёзда?

2. Почему утки и гуси не мокнут в воде?

Август

1. Для чего человек разводит домашнюю птицу?

2. Почему курица не умеет плавать?

 

Станция Рыба

Июнь

1. Где живут рыбы?

2. Каких ты рыб знаешь?

Июль

1. Откуда берётся рыба?

2. Может ли речная рыба жить в море и наоборот?

Август

1. Чем питаются рыбы?

2. Почему гибнут рыбы?

 

Станция Бабочка

Июнь

1. Назови бабочек, которых ты знаешь?

2. Когда появляются первые насекомые?

Июль

1. Опасен ли дождь для бабочек?

2. Зачем бабочке нужен хоботок?

Август

1. Как защитная окраска спасает насекомых?

2. Как название бабочек отражает их внешний вид?

 

Анкета для выявления уровня знаний у родителей по экологическому воспитанию детей.

1. Считаете ли важным экологическое воспитание ребёнка в гармоничном развитии личности? (да, нет)

2. Создаёте ли вы условия для экологического воспитания ребёнка? (Да, нет)

3. Имеет ли ваш ребёнок начальные экологические знания? (да, нет)

4. Известны ли вам способы оздоровления посредством природных объектов? (да, нет).

5. Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно взаимодействовать в непосредственном контакте с природой? (да, нет)

6. Знает ли ваш ребёнок правила безопасного поведения в природе? (да, нет)

7. Поддерживаете ли вы познавательный интерес ребёнка к природе? (да, нет)

8. Приобщаете ли вы ребёнка к совместному труду на даче? (да, нет).

 

Станция Куст

Июнь

1. Почему сирень так называют?

2. Нужно ли ломать кусты цветущей сирени?

Июль

1. Чем полезен и вреден аромат сирени?

2. Как используют цветы сирени в лечебных целях?

Август

1. Какие насекомые любят сирень?

2. Чем опасны листья сирени?

 

Станция Водоём

Июнь 

1. Какие водоёмы ты знаешь?

2. Почему в озере стоячая вода?

Июль

1. Где вода теплее: в озере или реке?

2. Какие растения растут у водоёмов? камыш, осока)

Август

1. Можно ли воду из открытых водоёмов? Почему?

2. Какие птицы живут у водоёмов? Как их называют?

 

Станция Пенёк

Июнь

1. Откуда берутся пни?

2. Растут ли пни?

Июль

1. Почему мешают пни?

2. Почему их трудно выкорчевать?

Август

1. Как можно использовать пни?

2. О чём говорят кольца на пне?

 

Станция Бабочка

Июнь

1. Какие названия бабочек ты знаешь?

2. Назови части тела бабочек.

Июль

1. Для чего нужны усики бабочке?

2. Как развивается бабочка?

Август

1. бабочка – хорошо или плохо?

2. есть враги у бабочек?

 

Станция Лягушка

Июнь

1. Как появляются лягушки? (фазы развития).

2. Где может жить лягушка?

Июль

1. Что будет, если исчезнут лягушки?

2. Лягушка - хорошо или плохо?

Август

1. Чем питаются лягушки?

2. Есть враги у лягушек?

 

Станция Яблоня

Июнь

1. Какие насекомые полезны для цветущих деревьев?

2. Какие враги у яблонь?

Июль

1. Какой уход нужен для яблони?

2. Почему вредно есть незрелые и немытые плоды?

Август

1. Как помочь дереву, отяжелевшему от плодов?

2. Как заготавливают впрок плоды?

3. Чем полезны фрукты?

 

Станция Птицы

Июнь

1. Какой материал используют птицы для строительства своих гнёзд?

2. Назови птицу, прилетающую к лету? (кукушка)

Июль

1. Как связано название птицы с её характером?

2. Кто разоряет гнёзда птиц?

Август

1. Что будет, если птицы будут огромного размера?

2. Что будет, если исчезнут птицы?

 

Станция Цветок

Июнь

1. Как вырастить цветок?

2. Почему цветы имеют разную окраску?

Июль

1. Чем цветы привлекают насекомых?

2. Что любят и не любят цветы?

Август

1. Как человек использует цветы? (икебаны, венок, флористика, засушивают и т. д.)

2. Что будет, если не будет цветов на земле?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста