Проект
«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОУ»
Актуальность:
В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
Данная проблема коснулась и нашего образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.
Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. В силу особенностей психо – речевого развития дети затруднялись в названии растений и животных Псковской области. Часть детей смогла назвать в качестве достопримечательностей города кукольный театр и планетарий. Известных людей края не назвал никто.
Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.
Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок), ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость.
Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды мини – музея «Русская Изба» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:
- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),
- художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),
- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,
- нравственно – патриотическое воспитание,
- работа с родителям.
В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.
Гипотеза: Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.
Цель проекта: обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи:
1. Способствовать сохранению здоровьесбережения каждого воспитанника через создание условий в образовательном пространстве ДОУ, а именно сохранение и развитие положительного эмоционального отклика в процессе приобщения к истокам народной культуры.
2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного края.
4. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.
5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
6. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.
7. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;
- Развитие интереса к истории и культуре родного края;
- Успешная социализация ребенка в обществе.
Для родителей:
- Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;
- Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
1 этап – подготовительный
Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.
Направления, задачи |
Мероприятия |
1. Программно – методическое обеспечение |
|
2. Работа педагога |
|
3. Работа с родителями
|
|
2 этап – практический
Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие детей.
Направления, задачи реализации проекта |
мероприятия |
1. Работа с детьми |
|
2. Работа с родителями |
|
3. Работа педагога |
|
3 этап – заключительный
Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.
Направления, задачи |
Мероприятия |
1. Определить уровень реализации проекта |
|
2. Определение уровня развития каждого воспитанника |
|
3. Определение перспектив дальнейшей работы |
|
4. Трансляция педагогического опыта |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
План работы в мини – музее «Русская Изба» в старшей группе
месяц |
Вид организованной деятельности |
Используемые речевые игры и упражнения |
Формы работы с родителями |
октябрь |
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке на тему «Откуда хлеб пришел» |
1. «Что не так?» 2. «Какой? Какая? Какие? Какое?» 3. «Найди ошибку» 4. «Закончи предложение» |
Экскурсия в «Музей хлеба» |
ноябрь |
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию на тему «Домашние животные» |
1. «Закончи предложения» 2. «Угадай, кто это?» 3. «Третий лишний» 4.«Какой? Какая? Какое? Какие?» 5.«Кого не стало?» 6.«Составь рассказ» |
Экскурсия в «Птичий дворик» |
декабрь |
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и музыке на тему «Знакомство с самоваром, его прошлым» |
1. «Какой чай из…» 2. «Подбери слово - признак» 3. «Что не так?» 4. «Сладкий ком» |
Беседа о важности знакомства с историей вещей, традициями родного края |
январь |
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое бытовых приборов» |
1. «Отгадай по описанию» 2. «Скажи наоборот» 3. «Закончи предложение» 4. «Сосчитай-ка!» |
Просмотр видеозаписи занятия |
февраль |
Занятие по развитию речи на тему «Не красна изба углами – красна пирогами» |
1. «Из чего – какой?» 2. «Сосчитай – ка!» 3. «Четвертый лишний» 4. «Закончи предложение» |
Чаепитие – конкурс «Лучший кулинар» |
март |
Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Золотое веретено» |
1. «Какой клубок?» 2. «Из – чего – какой?» 3. «Чья одежда?» 4. «Отгадай загадку» |
Мастер – класс для родителей по изготовлению подушки – думочки |
апрель |
Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Пасха» |
1. «Какого яйца не стало?» 2. «Доскажи словечко» (по демонстрации действия) 3. «Из чего – какой?» 4. «Отстучи ритм» |
Развлечение с участием родителей «Пасхальные игры » |
План работы в мини – музее в подготовительной к школе группе
месяц |
Вид организованной деятельности |
Используемые речевые игры |
Формы работы с родителями |
октябрь |
Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему «Осенины» |
1. «Четвертый лишний» 2. «Назови одним словом» 3. «Продолжи цепочку» 4. Объяснение и использование в речи поговорок и примет: Лебедь летит – к снегу, а гусь – к дождю. С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана. Если скворцы не улетают – осень протяжная и сухая. Домашние птицы щиплют траву на полях – теплая зима 5. «Подбери родственные слова» 6. «Скажи по - другому» (подбор синонимов)
|
Конкурс рисунков «Унылая пора, очей очарованье….» |
ноябрь |
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и конструированию на тему «В Покров до обеда осень – после обеда - зима» |
1. Объяснение и использование в речи поговорок и примет: До обеда осень – после обеда – зима. Если к Покрову дуб и береза полностью сбрасывают листья – теплая зима 2. «Что не так» (картинки - шутки) 3. «Скажи наоборот» (подбор антонимов) 4. «Скажи по - другому» (подбор синонимов) |
Родительское собрание на тему «Представления ребенка 6-7 лет о родном городе и стране» |
декабрь |
Праздник «Новый год» (проводит музыкальный руководитель) |
1. «Подбери слово - признак» 2. «Отгадай загадку» 3. «Сосчитай -ка!» 4. «Вспомни сказку» 5. «Расскажи стихотворение»
|
Просмотр праздника, оформление фотовыставки «Новогодние каникулы» |
январь |
Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Рождество» |
1. «Подбери слово - признак» 2. «Подбери слово - действие» 3. «Предложение рассыпалось» 4. «Подбери родственные слова»
|
Сюжетно – ролевая игра «Рождество» |
февраль |
Занятие по формированию целостной картины мира на тему «Сретение» |
1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет: В Сретение весна с зимой встретились. Если оттепель – весна ранняя и солнечная. 2. «Подбери синоним» 3. «Скажи наоборот» 4. «Составь предложение со словами «зима» и «весна» |
Просмотр видеозаписи открытого занятия |
март |
Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду на тему «Сороки» |
1. «Назови одним словом» 2. «Сосчитай – ка!» 3. «Составь предложение со словом» 4. «Сосчитай слова в предложении» 5. «Спроси. Воскликни. Повествуй.» |
Конкурс «Лучший подарок птицам» (изготовление скворечников) |
апрель |
Интегрированное занятие по развитию речи и музыке на тему «Апрельский цветок ломает снежок» |
1. Объяснение смысла и употребление в речи поговорок и примет: Пришел Федул, тепло надул, окна отворил, избу без дров натопил. Апрель – снегогон. Апрельский цветок ломает снежок. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Апрель ленивого не любит, а проворного голубит. 2. «Спроси. Воскликни. Повествуй.» 3. «Исправь ошибку». 4. «Назови одним словом» 5. «Какое слово не подходит?» |
Участие в обновлении «Уголка природы», организации «Огорода на окне» с последующим оформлением клумб на участке |
Читайте также |
---|
Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»
Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...
В умелых руках рождается платье
В умелых руках рождается платье Одной из широко распространённых форм работы дошкольного образовательного учреждения и родителей в нашем БДОУ г.Омска «Детский...
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса»
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса» Цель: Продолжать знакомить с временем года, побуждать интерес к сезонным изменениям в окружающем...