Проект
«Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»

 

Аннотация к проекту

Данный проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе, со всеми участниками образовательного процесса ДОУ №16 «Рябинка». Детский сад, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами, администрацией. Детский коллектив в процессе общения также подвержен конфликтам. Данный проект поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст воспитателям и родителям рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов, а поскольку бесконфликтное общение априори невозможно, то существуют механизмы минимизировать любой конфликт. С ними, как и другими базовыми понятиями (конфликтологическая и человековедческая компетентность, конфликтная ситуация, постконфликтная ситуация, структура конфликта, виды, функции конфликта), познакомит данный проект, который позволит сделать общение конструктивным.

 

«Все решения приняты в состоянии

гнева – не пригодны»

(Аристотель)

«Все решения принятые в состоянии

гнева заканчиваются в стыде»

(Л.Толстой)

 

Паспорт проекта

1. Тема: «Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога».

2. Тип проекта: практико-ориентированный.

3. Характер проекта: творческо-исследовательский.

4. По характеру контактов (участники проекта): педагоги, родители воспитанников, дети.

5. По количеству участников: групповой.

6. По продолжительности: долгосрочный.

7. Предмет исследования: педагоги, родители, дети и их взаимоотношения.

8. Место проведение проекта: ДОУ №16 «Рябинка».

 

Актуальность темы

С тех самых пор, когда возникло общество, появилось общение между людьми, возникли и первые конфликты, которые разрешались спорами, скандалами, войнами и другими способами разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержаться многочисленные и порой довольно глубокие знания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Актуальность исследования - умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. В наше время конфликты не исчезли, они имеют место в нашем социуме и среди взрослых и в детском обществе. Поэтому и появилась такая наука как конфликтология, которая призвана осмыслить природу социального конфликта, рассмотреть основные проблемы конфликтологии, изучить технологии предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

Детский сад, школа - наиболее конфликтогенная среда. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми, между детьми, между педагогами и детьми. Педагогические конфликты возникают между педагогами и детьми из-за того, что дошкольники либо не хотят заниматься (отсутствует мотивация), либо занимаются без интереса, по принуждению и, ко всему прочему, нарушают дисциплину (капризничают, упрямятся, отказываются выполнять то или иное задание, поручение). Имея в основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и, в конечном итоге, между воспитателями и детьми возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. В последствие, к такой ситуации подключаются родители. Возникает противоборство, конфликт между педагогом и родителем. Поэтому вопрос о конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной культуре педагога является очень актуальным.

 

Проблема:

Общение сопровождает человека всю его жизнь. Каждый человек – личность со своими взглядами, позицией, привычками, устремлениями, ценностями, ориентациями и т.п. И не всегда мы готовы принять чужую точку зрения. В принципе, все люди конфликтогенны (это изначально нам присуще). Бесконфликтного общения невозможно, ведь мы такие разные. Но люди все равно пытаются найти общий язык, компромисс друг с другом. Порой люди находят этот компромисс интуитивно, чаще всего подсказывает выход из конфликта - воспитание человека, его внутренняя культура. А вот технологии упреждения и разрешения конфликта большинству людей и педагогам (как ни прискорбно) не знакомы. Поэтому я вижу в этом большую проблему.

 

Цель проекта:

Познакомить педагогов с наукой конфликтологией, ее базовыми понятиями: понятием структуры конфликта или слагаемых конфликта, с типологией конфликта, видами конфликта, понятием человековедческой и конфликтологической компетентностью.

 

Задачи проекта:

1. Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «Воспитатель – родитель», «воспитатель – воспитатель», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок». Научить педагога находить наиболее безболезненный выход из конфликта.

2. Выработать умение у педагогов определять конструктивные и деконструктивные функции конфликта.

3. Научить педагогов структурировать конфликт, уметь отличать причину конфликта от повода.

4. Обучить различным способам и технологиям упреждения и разрешения конфликта и конфликтной ситуации, умению педагогов перевести практически любой конфликт в позитивное русло, технологиям поведения в постконфликтной ситуации.

 

План реализации проекта

 

Месяц

неделя

Название

мероприятия

Цель мероприятия

Форма и место проведения

1. Подготовительный этап

Декабрь

2012г.

2-3 неделя

Подбор и изучение литературы по конфликтологии. Изучение интернет ресурсов (рефераты, исследования).

Подготовить теоретическую и практическую базу для реализации проекта.

ДОУ №16,

Методический кабинет.

 

Январь

2013г.

2 неделя

Составление плана проекта (подбор мероприятий с педагогами, родителями, с детьми).

Привести в систему материал для реализации проекта.

Методический кабинет.

 

Январь

3 неделя

 

Изучение через анкетирование и тестирование уровня личностной конфликтности.

Для более эффективной и продуктивной работы с педагогами, родителями, детьми.

Методический кабинет

2 мл.группа, средняя группа, подготовительная группа.

2. Исследовательско-информационный этап

Февраль,

3 неделя

Консультация с педагогами о науке конфликтологии в России и за рубежом. Интегрированность и технологичность конфликтологии. Человековедческой и конфликтоведческой компетентности педагога.

Познакомить педагогов с наукой конфликтологией и ее основными понятиями.

Методический кабинет.

 

Март,

2 неделя

Консультация с педагогами о структуре, слагаемых конфликта, функциях конфликта. Видах и типологиях конфликта. Позиции педагога во время конфликта.

 

Дать теоретические и практические знания о слагаемых конфликта, его основных функциях. Опорных базовых понятиях для дальнейшей успешной работе педагога.

Методический кабинет.

 

Апрель,

1 неделя

Семинар-практикум для воспитателей «Причины и повод конфликта».

Помочь педагогам разобраться в умении определять и отделять причину от повода конфликта.

Методический кабинет.

 

Апрель,

4 неделя

Семинар-практикум

«Правила эффективного слушания и правила убеждения в споре. Какие условия должен создать педагог для разрешения конфликтов с родителями и детьми».

Помочь педагогам обозначить и установить свои позиции для успешного взаимодействия с родителями и детьми.

Методический кабинет.

 

Май,

2 неделя

Игры-тренинги по разрешению конфликтов с родителями и детьми.

Обучить педагогов в игровой форме техникам упреждения и разрешению конфликтов любого типа.

Методический кабинет, все группы.

Февраль,

4 неделя

Семинар-практикум с родителями «Позиция понимания – акт принятия» (в рамках работы семейного клуба «Экология семьи»).

Дать понять родителям, что дошкольник – личность и с ним нужно искать взаимопонимания, встать на его позицию.

В музыкальном зале, участники: родители из разных групп.

 

Март,

4 неделя

Семинар-практикум во 2 младшей группе «Стремимся к бесконфликтному общению Причины детских конфликтов».

Как сделать общение конструктивным, менее конфликтным.

2 младшая группа.

Март,

4 неделя

Семинар-практикум «Как помочь себе и ребенку в постконфликтной ситуации. Игры на снятие напряжения у детей в постконфликтной ситуации».

Обучить родителей некоторым техникам, играм по разрешению конфликтов с детьми.

Подготовит. логопед.

Группа.

Апрель,

3 неделя

Родительское собрание в старшей группе с показом детско-родительского занятия «Путешествие по сказкам с котом Леопольдом».

Вырабатывать у родителей умение упрядить конфликтных ситуаций, а при возникновении конфликта - умение достойно разрешить его».

Старшая группа.

Май.

3неделя

Родительская конференция (в рамках клуба «Экология семьи»

На тему: «Как избежать конфликтов в семье. Признаки гармоничной семьи».

Подвести итоги работы клуба «Экология семьи» по умению разрешать и упреждать конфликты в семье и в ДОУ с педагогами. Взять в работу наиболее удачный опыт семейного воспитания по разрешению конфликтов.

Участники: родители из разных групп.

 

3. Заключение

Таким образом, конфликтологическую компетентность педагога можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтной, конфликтной ситуациях с целью конструктивного их разрешения или недопущения. Это касается конфликтов любого типа и взаимодействия (педагог- ребенок, педагог – родитель, педагог – педагог).

Конфликтологическая компетентность включает в себя понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».

Данные понятия взаимосвязаны, так как конфликтологическая компетентность личности оказывает влияние на формирование конфликтологической компетентности специалиста.

Важной характеристикой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность, которая предполагает готовность субъекта деятельности к разрешению различных конфликтных ситуаций.

 

Нежность, юмор, компромисс, анализ своих действий, умение слушать, понимание, согласие, временный разрыв.

Вот они, некоторые способы предотвращения конфликта и, думается, верится, что в своей работе, в общении с детьми, коллегами, мы будем поступать так, а не иначе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и комфортно. Главное – не допускайте до конфликтной ситуации.

Мы, педагоги, должны помочь детям научиться решать свои проблемы, преодолевать возникающие трудности, конфликтные ситуации.

Мы, педагоги, должны развивать способность дошкольника укреплять готовность к принятию педагогической поддержки.

Мы, педагоги, должны стимулировать старших дошкольников к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:

  • к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми.
  • к анализу своих внутриличностных конфликтов.
  • к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.

Будем помнить, что личность педагога – важнейшее условие эффективности воспитания.

Чтобы решить конфликт, нужно желание двух сторон.

Вывод: Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее место. А в основе воспитания лежит достоинство личности. Известное правило: «не делай другим того, чего не хотел бы для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» - особенно значимо для педагогов. Мы – воспитатели должны помогать детям установить нормальные отношения друг с другом и с нами. Наша помощь сводится к тому, чтобы сделать отношение, базирующимся на пяти составляющих: ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости. Это просто непонимание жизни. И мы, взрослые, обязаны помочь найти свой путь к каждому!

 

Список литературы

1. Степанова Е.И. «Конфликты в современной России», М. 2000г.

2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1999г.

3. Данакин Н.С., Сперанский В.И., Дятченко Н.Я. «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгород, 1994г.

4. Дмитриев А.В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов,М.2003г.

5. Анцупов, А.Я. ,А.И. Шипилов. «Российская конфликтология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003.

8. Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.

9. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.

10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.

11. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. -320 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.

13. Шепель В.М. «Управленческая антропология или человековедческая компетентность менеджера» М., 2000г.

14. Джими Скотт «Сила ума: способы разрешения конфликта», СПб, 1994г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...